«Возьмемся за руки, друзья»

    Гришанова, Л. «Возьмемся за руки, друзья» : [X Областные Свято-Георгиевские общеобразовательные чтения] / Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 23 декабря. — С. 14. 

При осмыслении итогов X Областных Свято-Георгиевских общеобразовательных чтений, которые традиционно организовываются совместными усилиями Могилевского епархиального управления, управления образования Могилевского облисполкома и Могилевского государственного областного института развития, вспомнилась строка из песни Булата Окуджавы, вынесенная в заголовок. Как известно, далее следует предупреждение: «Чтоб не пропасть по одиночке». Темой очередных чтений, состоявшихся в лицее № 3 Могилева, стало обсуждение триединства понятий «Церковь. Общество. Традиции». Соработничество Церкви и общества в деле укрепления традиционной христианской культуры ради воспитания подрастающего поколения всесторонне освещалось в докладах и выступлениях участников перед педагогами Могилевщины.

«Учите детей добру»

После молитвы собравшихся Царю Небесному со вступительным словом обратился к присутствовавшим Преосвященнейший Софроний, епископ Могилевский и Мстиславский. Владыка напомнил о том, что 8 декабря отмечался 25-летний юбилей со дня распада могучего Советского Союза. «Коммунистическое прошлое наложило на общество тяжелую печать», — образно отметил епископ Софроний. Советский период стал для Церкви временем гонений, но нельзя умалять и то хорошее, что было достигнуто в это время. Надвигается глобализация, которая ведет к распаду и уничтожению национальных культур. Ее задача — сделать современных людей космополитами «без чести и совести», не отягощенных нравственными ценностями. Глава Могилевской епархии обратился к недавнему прошлому, когда после перестройки в адрес Церкви раздавались упреки в том, что она не выражает своего отношения к происходившим событиям. Церковь всегда находится на богословских позициях, с которых и оценивает текущий момент. Владыка оценил современное конструктивное сотрудничество между Церковью и государством, основанное на Законе РБ «О свободе совести и религиозных организациях», законодательных актах и множестве соглашений. «Церковь никому ничего не навязывает, а выступает в роли духовной лечебницы», — пояснял епископ Софроний, рассуждая о важности лечения больных душ в современном мире, где грех воспринимается как норма жизни. «На Церкви лежит особая ответственность за формирование личности детей», — подчеркнул он. Основная задача духовного воспитания состоит в необходимости прививать неокрепшим душам любовь к добру.

Любовь как основа христианской педагогики

Доклад заведующего кафедрой межкоммуникационных отношений Могилевского государственного университета им. А.А.Кулешова кандидата филологических наук Сергея Сомова «Принципы духовно-нравственного воспитания во времена Георгия Конисского и современность» продолжил тему, поднятую главой епархии. Сергей Эдуардович отметил, что христианские принципы духовного воспитания являются внекоммуникационных отношений Могилевского государственного университета им. А.А.Кулешова кандидата филологических наук Сергея Сомова «Принципы духовно-нравственного воспитания во времена Георгия Конисского и современность» продолжил тему, поднятую главой епархии. Сергей Эдуардович отметил, что христианские принципы духовного воспитания являются вневременными. Но в минувшие века в отличие от современности религиозное сознание играло определяющую роль в реальном триединстве семьи, школы и Церкви. Во все времена воспитание начинается в семье. С первых лет жизни ребенок запечатлевал духовные отношения между родителями, представителями разных поколений, семейный уклад, первоначальные трудовые навыки. С наступлением буржуазной эпохи процесс организации труда разрывает семью на части. Такая ситуация, когда пять дней в неделю родители заняты общественно-полезным трудом, дети находятся в детском саду или школе, когда семья собирается вместе только по вечерам, наблюдается и сегодня. Во времена Георгия Конисского семья жила по христианскому укладу, школа развивала духовно-нравственные навыки, а Церковь играла священную роль в становлении сознания. Триединый союз давал возможность выживать народу, сохранять традиционные нравственные ценности. Сергей Сомов разъяснял, что назначение христианской педагогики состоит в «детовождении ко Христу, во Христе и в Церкви». Ребенок воспринимается в христианской педагогике как божественная личность. Согласно православной догматике жизнь человека продолжается в Вечности. Современных педагогов беспокоит тот факт, что в молодежных субкультурах происходит смещение ценностей: грех воспринимается как норма. «Мы сейчас собираем плоды нехристианской педагогики и пытаемся их исправить», — подчеркнул докладчик, размышляя о том, как, например, убийство внедряется в сознание под личиной нормы, начиная от виртуального в.компьютерных играх и продолжая сообщениями о реальных событиях в телевизионных новостях. В основе христианской педагогики находится главный принцип христианской жизни — любовь.

Вековой опыт Церкви против бездуховности

Клирик Свято-Никольского монастыря в Могилеве о.Михаил Укружаский, служащий в сане на протяжении последних восьми лет, до этого многие годы преподавал в МГУ им. А.А.Кулешова, со знанием дела оценил «Безрелигиозное образование и его последствия». Священник на примере Франции, где система образования стала приобретать светский характер со времен Наполеона, охарактеризовал последствия безрелигиозного образования, начиная с утраты культурных знаний, связанных с христианскими ценностями, и продолжая полным неповиновением учеников в школе. На примере семьи о.Михаил рассказал о том, к каким последствиям ведет непослушание в семье, где нарушен традиционный христианский уклад жизни. Прежде семейная жизнь начиналась с Таинства венчания. Брак, освященный Церковью, диктовал уклад жизни, при котором муж — глава семьи.

Теперь интимная сторона жизни стала темной. Жена не слушается мужа, дети не хотят подчиняться родителям. Если отдельные семьи еще слушаются Церкви, то школа давно никого не слушается. Преподаватели не должны прятать под сукно соглашения о сотрудничестве с Церковью, а воспользоваться ее вековым опытом по формированию у детей распознавания добра и зла, воспитанию у них христианского отношения к родителям согласно заповеди Божией.

О различии понятий «толерантность», «терпимость» и «безразличие» рассуждала преподаватель высшей категории Могилевского государственного медицинского колледжа Антонина Антоненко в докладе «Бездуховность как причина распространения вредных привычек У молодежи». Терпимость к однополой любви является ступенькой в бездну, раньше в обществе ее осуждали, а современной молодежи — все равно. Ведь в западном обществе призывают быть толерантными к людям с иной ориентацией. «Толерантность не обозначает терпимость к проявлению чуждых норм жизни. В современной Европе толерантность доведена до абсурда: однополые браки подрывают инстинкт самосохранения народа», поднимала острую проблему педагог.

Воспитание нравственной личности

О значении понятий идеалов Святой Руси в современном духовно-нравственном просвещении рассуждал магистр философских наук из Минска Дмитрий Куницкий. Руководитель скаутского отряда им. Священномученика Павлина Александр Чмыхунов рассказал о скаутском движении как новой форме работы с подростками. Руководитель духовно-просветительского центра храма Рождества Богородицы г.Черикова Марина Кальчибо поделилась опытом работы воскресной школы по сбору сведений о новомучениках и исповедниках, служивших на Чериковской земле. Также опытом работы делились и другие участники чтений.

X Свято-Георгиевские чтения, состоявшиеся в преддверии празднования в 2017 г. 300-летия со дня рождения Святителя Георгия Конисского, который отстаивал право на образование всех слоев общества и приложил немало усилий для организации школ и семинарии в Могилевской епархии, продемонстрировали преемственность в деле образования Могилевщины. Воспитание нравственной личности остается главным в сотрудничестве Церкви и общества.