Я счастлива, как никто!

    Белова, О. Я счастлива, как никто! : [беседа с могилевской поэтессой и драматургом О. Беловой] / Ольга Белова ; беседовала Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 28 декабря. — С. 14.  

 

«Вы счастливы?» — спрашивает читателя поэт Ольга Белова в своем сборнике «29». О себе говорит так: «Родилась. Пишу. Творю. Живу. Счастье внутри нас». «Счастье» — это название ее первого сборника. Счастье по плечу только сильным. Сегодня пьеса «Душа» Ольги Беловой хранится в Музее имени М. А. Врубеля в Омске с благодарственной надписью: «Любимому художнику — Михаилу Александровичу, который привнес в нашу серую людскую жизнь сказку». Другая пьеса — «Прыгоды Заранкі і Янкі», была поставлена в Национальном театре имени Янки Купалы, а ведь когда-то выдающийся театровед, профессор, доктор искусствоведения А. В.Соболевский (руководитель курса «Литературная работа», на котором училась Ольга), не верил в ее талант драматурга. Сегодня Оля состоит а счастливом браке. Как же удалось поймать Птицу счастья?

«НЕ БУДЬТЕ ЛЕНИВЫ!»

— Оля, быть поставленным в главном театре страны — это заветная мечта любого драматурга. Каким был этот путь?

— Сначала Анатолий Викентьевич Соболевский не верил в меня. Я и вправду была птицей, случайно залетевшей на драматургию: писала только стихи и планировала попасть на курс к поэтессе. И вдруг — бах! — драматургия. Среди семи человек на курсе я, вчерашняя школьница, невыгодно смотрелась на фоне таких студентов, как Павел Пряжко, Константин Стешик: они уже были авторами интересных пьес с новаторскими чертами. Проблема была в том, что теорию драмы мы изучали на третьем курсе, а написать одноактную пьесу должны были на первом. Это как сыграть в шахматы, не зная правил игры. Но я привыкла в школе быть отличницей: пошла в библиотеку и занялась самообразованием: перечитала книги по драматургии, искусству и… Погрузилась с головой в материалы о моем любимом художнике — Михаиле Врубеле. Всматривалась в репродукции и пыталась понять: почему у Богоматери Врубеля такие печальные глаза? И пьеса была написана на одном дыхании: несколько дней я не спала, совсем выпала из реальности, ничего не видела и не слышала. Оставила финал открытым: девушка по имени Надежда — исследователь творчества Врубеля, уходит из семьи и появляется в образе Богоматери. Она хотела быть душой, дарящей радость, и подарить мужу и ребенку поездку в Венецию — открыть мир искусства. Но муж предпочел потратить деньги на подарок боссу. Сын не оценил живых рыбок, как на картине Матисса, и решил их продать. Это один из самых острых конфликтов — вечный спор материалиста с идеалистом. Пьеса была написана, но предстояла кропотливая работа по редактированию. Вот тут я и начала задавать много вопросов мастерам — в ответ они щедро делились драматургическими «лайфхаками». Анатолий Викентьевич, как ювелир, помогал в филигранной работе над оловом. Наградой стали его слова: «Пьеса «Душа» — вершинная в вашем творчестве». Это окрылило и вдохновило писать дальше. Моя соседка по общежитию один раз посоветовала: «Оля, ты думаешь, что режиссеры придут к тебе с протянутой рукой и будут просить пьесу? Может, ты хотя бы отнесешь свои труды в театр?» Я вняла этому совету — и … почти через год мне позвонили с предложением поставить «Прыгоды Заранкі і Янкі» в Купаловском театре. Тогда я поняла: под лежачий камень вода не течет.

— Значит, самое главное — не быть ленивым? Как пишешь ты в своих стихах: «Лень правит здесь, а цель, мечта и дело бегут все дальше за порог». Оля, счастье — это работа по душе. Как ты нашла свое призвание?

— Мои три любви, СЛОВНО; три пазла — это поэзия, театр и живопись. Я металась между ними. Училась во второй школе с архитектурно-художественным уклоном, писала стихи, публиковалась, посещала театральную студию при Могилевском драмтеатре (спасибо моим наставникам, мастерам сцены — Зое Бурцевой и Василию Гальцу). Но, к сожалению, у меня нет вокальных данных. И нет желания слушать во всем режиссера. Во время исполнения этюда «Кастрюли» я боялась быть некрасивой. Все это заставило критически взглянуть на себя — и отказаться от желания стать актрисой. И я нашла свои двери, которые открыл Белорусский государственный университет культуры и искусств на курс театральной драматургии. Но меня все равно тянуло к «художествам» — и на третьем курсе я поступила на заочное отделение графического дизайна. Меня распределили в Могилевскую детскую школу искусств №1 преподавателем по классу театра (ирония судьбы?) — и сегодня надо писать сценарии, ставить спектакли, репетировать, готовить афиши, декорации, бутафорию. Получается, все пазлы-любови сошлись (Смеется).

«ЛЮ ТЕБЯ. БЛЮ ТЕБЯ»

— Человек после работы, встреч с друзьями и знакомыми стремится к себе в норку, в свой дом. Ему надо отдохнуть, почувствовать теплоту взаимоотношений. Как удалось построить трудное семейное счастье?

— Когда я увидела будущего супруга и попала в кольцо его рук, то сердце сразу сказало: «Это Он. Я его никому не отдам». Мы почти сразу поженились. И было две фаты. Вторую — французскую, длинную и роскошную, я увидела в Минске — и не устояла. Распался и наш первый брак. Мы не встречались и не перезванивались. Прошло два года — и один раз я дочитывала мудрую книгу Конкордии Антаровой «Две жизни» и занималась самокопанием: анализировала жизненные ошибки, простила себя, отпустила прошлое и… вдруг почувствовала: «Он позвонит!»-Убралась, нарядилась и стала ждать — Он позвонил и …сделал второе предложение на Новый год — 2011. Раньше я думала: любовь — это фейерверк, праздник! Кружите меня, кружите — удивляйте меня, удивляйте! Если свадьба, то только в Венеции! Если торт, то трехэтажный с карамелью! Во втором браке поняла: любовь выражается тихо и просто, как во французском фильме «Любовь», отмеченном «Оскаром». Моя память избирательно запоминает картинки. И я помню, как пожилые супруги в этой картине слушали концерт классики, потом приходили домой, и муж помогал снять пальто. Утром супруги сидели напротив друг друга за столом, красиво сервированном, и неторопливо беседовали за завтраком. Любить — это значит отругать любимую за шарфик, который она забыла надеть. Любить — это купить сладости, когда любимая — больной Карлсон — лежит с температурой. Любить — это дарить приятные мелочи. Любить — это вставать в 5.30 и готовить еду для любимого. Любить — это вникнуть в проблемы своей половинки и дать совет. Так, муж-строитель преподнес мне хороший урок. Я работала над киносценарием «Корпорация удовольствий» очень медленно, по 7-10 страниц в месяц. А надо 120 страниц из расчета 1 страница = 1 минута экранного времени, И один раз ночью Кирилл позвал меня на кухню и показал строительство дома напротив, объяснив этапы работы: подготовка котлована, закладка фундамента, возведение стен и крыши и, наконец, отделка с окнами. Так он подвел меня к практическому выводу: неправильно добиваться совершенства отдельно написанных маленьких кусочков, пока не закончена основная подготовительная работа: не выстроен «скелет» сценария, не продуманы характер главного героя и основные сюжетные линии. И дальше я работала вместе со строителями: они возводили свое здание — я свое, киносценарное, кирпичик за кирпичиком. Так и отношения нужно строить, так и себя надо лепить-творить. Я всегда восхищаюсь людьми, которые построили себя по кирпичику. Над моим рабочим местом висит листочек со словами Джона Бойтона Пристли (очень запомнилась его пьеса «Опасный поворот»): «Наверное, как я уже намекал, лучше не быть писателем, но если ты должен быть им, — тогда пиши. Ты чувствуешь вялость, голова раскалывается, никто тебя не любит, — пиши… Это знаменитое «вдохновение» никогда не придет — пиши… Иди к столу, какое бы ни было у тебя настроение, прими холодный вызов бумаги и пиши».

— «Не дари сковороду» — так называется одно из твоих стихотворений из серебристого сборника «29». Как удается справляться с бытом, который разбил не одну любовную лодку?

— Серый быт… Если скажу, что быт мне не мешает — совру. Но парадокс: иногда бытовые хлопоты могут подтолкнуть к рождению образа. Так, мытье посуды вдохновило меня на «Обеденное стихотворение»:

Я открывала краны поэзии.
Горячие строки, рифмотоки
Сливала в кастрюлю идей.
И варила обеденное

стихотворение
Для обычных добрых людей,
Не мнящих себя гениями

И великими критиками.
Для людей, открытых сердцем,
Открытым открытиям.
Приправляла по вкусу эмоции,
Добавляла эпитеты.
Готово! Приятного аппетита!

А еще серый быт можно сделать серебристым благодаря новогодней мишуре.

«СБУДЕТСЯ!»

— У тебя есть стихотворение « «Предательство» о стабильной Прозе и ножной Поээии. «Поэтическое восприятие жизни — величайший дар, доставшийся нам от поры детства». Как тебе удается сохранить радость ребенка?

— Был в моей жизни момент, когда, казалось, я не вернусь к поэзии. Казалось, моя душа спит под снегом. Подарком судьбы стала встреча с журналистом и писателем Александром Ивановичем Тереховым. Этот человек дал мне импульс снова начать писать стихи. Я почувствовала, что это кому-то нужно, — и во мне пробудилась творческая энергия. Один раз заметила в окне орхидею в майонезном ведерке — и сразу появилось стихотворение «Актриса»:

Орхидея в майонезном ведерке,
Эстетика попрана. Нищета?

Задернуты цветастые шторки,
а она все та,
в жалкой каморке,
нет своей гримерки.

И мир снова стал для меня цветным, ко мне вернулась радость. Радость — смотреть «по-этокартинки» и наслаждаться красотой образов и гармонией цвета. Вот картинка идеального завтрака для меня: кофе, цветы, блокнот, сыр, булочка. Радость -это открыть новый вкус норвежского кофе с бейлисом. Радость — это представлять картинки сбывшейся мечты. Потом сесть на подоконник и написать сцену — это радость. Радость — это красивое отражение в зеркале. Радость — видеть красивого человека. Поцелуи и объятия… Радость — это встреча с рябиной по дороге на работу. Радость -это увидеть: список дел на сегодня выполнен. Радость — это прикоснуться к блокноту, взять любимую ручку и сделать новую запись.

— Каким будет Новый год, какие у вас семейные традиции?

— «Закончу мой роман с Ленью» — и сделаю генеральную уборку, выброшу хлам, который мешает идти вперед. Наведу лоск в каждом уголке. Подключу Кирилла и маленькую Глорию — пусть пылесосят. Поставим нашу елочку и повесим медвежат-талисманов, купленных в Минске в первый год совместной жизни. Чудо на Новый год — это подарки. Все близкие люди дарят мне ручки и блокноты, по моей просьбе. И каждый — для своих целей. У меня есть цветочный блокнот, который мне подарила одна Роза, туда я записываю свои наблюдения: на какой цветок похож тот или иной человек. У меня есть театральный блокнот, на обложке которого написано: «Двери театра, как и двери церкви, ни для кого не должны быть закрыты». Не нам определять, талантлив ребенок или нет. Мы должны помочь поверить в себя и раскрыть потенциал. Буду ставить новые цели в разных сферах: семья, здоровье, профессия, творчество. Буду надеяться, что в Год Петуха удастся наладить родственные отношения. Дедушке я поставила цель: дожить до экранизации моего киносценария. Мои родные люди живы — здоровы — и это счастье! В сборнике «29» я задала такой вопрос: «Если бы вы знали, что в завтрашнем дне не будет ваших близких, что бы вы сделали и сказали им? Сделайте!»

«Пусть! А его мечта обязательно сбудется!» — это убеждение из стихотворения Ольги Беловой. Только надо подставить руку и поймать на ладонь солнечный луч, как это сделал капитан Грей со словами: «Вот рай!» Надо взять жизнь в свои руки. Эта красивая женщина-праздник умеет быть источником счастья и вдохновения. Поэт Ольга Белова пробуждает читателей силой своего незаурядного таланта:

Эй. что же вы так живете, будто у вас в кармане десять запасных жизней?

Подарите мне одну — лишнюю! Позвоню, обрадую маму, поблагодарю Всевышнего за возможность осуществить планы: дописать 110 сценариев, перечитать Толстого романы, стать с супругом идеальной парой, вырастить шестерых детей.