Святитель Георгий Конисский: за веру и Отечество

   Теплова, В. Святитель Георгий Конисский: за веру и Отечество : [к 300-летию со дня рождения Г. Конисского] / В. Теплова // Веснiк Магiлёва. — 2017. — 11 января. — С. 11.

В 2017 году отмечается 300-летие со дня рождения Георгия Конисского. Эта знаменательная дата привлекает повышенное внимание к жизни и деятельности Святителя, его научным и литературным трудам. Сегодня Беларусь гордится суверенитетом и независимостью, забывая, что у их истоков стоял Георгий Конисский. В истории государства трудно отыскать деятеля, сравнимого с ним по широте и глубине взглядов, по разнообразию спектра деятельности. То, что успел сделать в земной жизни Георгий Конисский — один из самых образованных людей своего времени, деятельный защитник православия, проницательный политик и дипломат, ученый-философ, педагог, писатель, мужественный борец за свободу совести — настолько необъятно, что тщетно надеяться в газетных публикациях всесторонне осветить его духовное наследие. Тем не менее, «Вестник Могилева» открывает постоянную рубрику, посвященную Конисскому. Приглашаем всех заинтересованных лиц — историков, исследователей творческого наследия Святителя — к сотрудничеству.

Постоянные, продолжавшиеся несколько столетий связи Великого княжества Литовского с Польшей заметно сказывались на религиозном, культурно-политическом развитии Беларуси.

Главным фактором, который мешал полной инкорпорации Беларуси в Польшу, был религиозный. В Польше господствующее положение занимало западное, католическое христианство, в Беларуси — восточное, православное. Православная вера сближала в духовно-культурном плане Беларусь с сильным восточным соседом, Московским государством. Более того, Беларусь находилась в церковно-иерархическом подчинении у московского патриархата, что, естественно, не вызывало одобрения в Польше.

Противостояние католицизма и православия делило общество на два лагеря.

Православие в Беларуси держалось верой простого народа, и никакие пропагандистские ухищрения не могли ее поколебать.

Что касается шляхты и мещан, то они активно переходили в католичество. Одними из первых в католицизм перешли наследники Николая Радзивила Черного. Один из них, Сиротка Радзивил, всю жизнь посвятил поискам Библии, изданной его отцом, чтобы впоследствии сжечь. А за Радзивилами потянулись другие магнаты, средняя и мелкая шляхта.

То же самое произошло и в семье известного защитника православной веры князя К. Острожского. Его сыновья перешли в католичество, а внучка жестоко притесняла православных, чтобы принудить их отречься от веры родителей.

Светскими и церковными властями Речи Посполитой был взят на вооружение план унии, позволявший постепенно, с сохранением элементов православия, привести большинство белорусов к католицизму.

Гибель православных церковных документов зачастую связана с деятельностью правящих католических верхов, которые прятали королевские привилегии на свободное отправление обрядов православным населением, записи на земельные владения и т.п. Инициатором уничтожения документов православной церкви являлось и униатское духовенство, под угрозой «кары Божией».

Подтверждением может служить нападение католических миссионеров и шляхты в 1751 г. на Марков монастырь в Витебске. Как сообщал игумен монастыря Иакин Пелкинский, святыня была разграблена, монахи разогнаны, документы и привилеи насильно отобраны. Позже они погибли при пожаре доминиканского монастыря.

До середины XVI века польские короли практически подчинили себе православную церковь, присвоив некоторые права в управлении церковной организацией.

Во-первых, они начали не только утверждать выбранных на собрании епископов и игуменов, но и назначать их без ведома церковного управления. Это наносило удар по внутреннему устройству православной организации (соборности) и по авторитету православных священников. Главными критериями пригодности на епископскую кафедру или должность настоятеля монастыря стали не высокие духовные и человеческие качества, а услуги Короне. Были случаи, когда православные монастыри возглавляли не монахи, а светские люди, даже католики.

Во-вторых, короли присвоили себе право передавать церкви и монастыри в опеку гражданским лицам. Это позволяло опекунам брать «все пожитки церковные себе и уживать их до живота своего». В результате православные церкви и монастыри становились кормушкой для милых королевскому сердцу льстецов. Более того, некоторые феодалы начали сдавать церкви, которые находились в их владениях, в аренду.

В-третьих, король присвоил право наивысшего суда над православными священниками и тем самым укрепил путь для злоупотреблений.

Хотя православие твердо держалось в народных недрах с их многовековой культурой, традициями, языком, обычаями, это подрывало церковную организацию изнутри.

Вскоре она оказалась на краю бездны: церковные законы нарушались высшими священниками, верующие переходили в католицизм, протестантизм. Так что, когда возник вопрос о ставлении нового иерарха на Могилевскую кафедру после смерти епископа Иеронима Волчанского, и Св. Синод обратился к наместнику могилевскому иеромонаху Иакову Ильницкому и киевскому митрополиту Тимофею с просьбой разыскать в местных архивах древние грамоты и привилеи на Белорусскую епархию, таковых «не сискалось».

Первое знакомство епископа Георгия с епархиальной канцелярией поразило его упадком и запустением. «В архиве кафедральной здешней и канцелярии, — писал он в Синод, — никакого порядку не нахожу. И справки учинить о том нет с кого, на умерших все слагается».

Свою работу епископ Могилевский Георгий Конисский начал со сбора королевских грамот и привилегий, которые получала православная церковь.

Он внимательно изучил законодательство Речи Посполитой о правах православных, составил реестр отобранных церквей. В поисках исторической правды епископ Георгий неоднократно обращался за помощью в Св. Синод и Коллегию иностранных дел, передавая сведения о всех случаях ограничения прав православных.

Так в 1757 г. епископу Могилевскому было передано 11 документов на владения Могилевской кафедрой, найденных в архиве князя А.Д. Меньшикова, хранившихся в архиве Коллегии иностранных дел. Кроме того, Конисскому были направлены копии синодальных указов и формуляры доношений прежних епископов, в которых имелись сведения о православных храмах, захваченных униатами. Именно эти документы составили реестр отобранных церквей и положили начало знаменитому «Архиву Конисского». Документы и копии «Архива» использовались православными в тяжбах с католиками и униатами. Обоснованная и подтвержденная документами защита своих позиций дала возможность православным в Могилевской епархии остановить захваты храмов, что и позволило иерарху позже сказать: «В бытность моего архиерейства не была отнята ни одна церковь».

Находясь с 1765 г. в течение трех лет в Варшаве, где Владыка был представлен новому королю Станиславу Августу Понятовскому, он подает «Мемориал об обидах православным» — из 20 пунктов — и реестр всех случаев угнетения православных в Речи Посполитой, которые имели место за время его епископства, а также приложения списка церквей, отнятых в унию.

«Мемориал» содержал просьбу позволить свободный переход всем желающим из унии в православие.

Основываясь на изучении архивных материалов, собранных в белорусских и украинских монастырях, он в 1767 г. в Варшаве издает новую работу — «Права и вольности, исповедующих греко-восточную веру в Польше и Литве», ставшую незаменимым юридическим справочником в спорных вопросах между православными и униатами. Практическая ценность книги преосвященного Георгия была признана Св. Синодом: «Оную книгу для случающихся впредь справок вознесть в список и хранить в канцелярии Св. Синода с Указными книгами, а для удобнейшего чтения перевесть на российский язык».

Значение предпринятого епископом Могилевским исторического исследования было хорошо понято современниками.

Так, архиепископ Филарет (Гумилевский), работая над историей Русской Церкви, писал: «Конисский основывал свои суждения не только на мыслях веры, но и на государственных постановлениях самой Польши».

Одной из таких работ является «Историческое известие о епархии Могилевской, в Белой России состоящей, и о епархиях, в Польше бывших, благочестивых, т.е. греко-восточного исповедания, кои римлянами обращены на унию или соединены с Римскою церковию» с приложением «Каталога православных епископов Могилевских».

Важной темой для Владыки Георгия стала история Брестской церковной унии. Ей он посвятил «Записки о том, что в России до конца XVI в. не было никакой унии с Римской церковью».

Святитель обратился к епископу Виктору (Садковскому) с просьбой прислать ему из Польши нужные для работы материалы. В своем письме архиепископу Георгию от 1792 г. епископ Виктор писал: «Подобных упомянутых в письме Вашем экземпляров книжек собрал несколько, коих не упущу по верной оказии доставить Вашему Высокопреосвященству».

Источниковая база «Записок», позволяющая воссоздать церковную жизнь населения Беларуси и Украины в XV-XVI вв., необычайно разнообразна и широка. Она представлена не только древними (греческими и латинскими) авторами, но и средневековыми польскими, белорусскими и украинскими. По форме изложения «Записки» относятся к жанру богословско-полемической литературы, столь распространенному на белорусско-украинских землях в конце XVI-XVII вв. Святитель связал между собою «век нынешний и век минувший», перенеся думы, чаяния и надежды православных мыслителей прошлого в новые условия XVIII в.

«Записки» состоят из двух частей.

В первой части Преосвященный полемизирует с доводами, связанными с толкованием католиками истоков христианства на Руси и распространением православия на древнерусских землях. Во второй части последовательно и обоснованно доказывает, что до 1596 г. на Руси (Украина и Беларусь) унии с Римом не существовало. Обе части написаны столь основательно, что и в настоящее время не нуждаются в существенных дополнениях или уточнениях.

Работу по сбору, систематизации и публикации исторических материалов, которую начал архиепископ Георгий (Конисский) продолжил его внучатый племянник протоиерей Иоанн Григорович. Своим «светлым и правильным взглядом на вещи, прямым, открытым характером, и в особенности глубоким знанием древних языков и богатыми сведениями в отечественной истории» он, как позже писал его сын Николай, привлек внимание известного мецената Николая Петровича Румянцева, который предложил Григоровичу «быть помощником в его трудах, по разработке отечественной истории…» Им были досконально исследованы архиерейский архив и архив духовной консистории Могилева, сохранившиеся архивы монастырей Мстиславля и Орши. Собранные материалы легли в основу первой работы историка и археографа «Белорусская иерархия», подготовленной к изданию в 1824 г.

В работе содержится также краткий очерк истории Могилевской семинарии со списком ректоров и префектов единственной православной духовной школы Речи Посполитой. Это была первая попытка осмыслить значение основанной архиепископом Могилевским православной семинарии в той конфессиональной ситуации, которая сложилась на белорусских землях в конце XVMI века. Исследование Иоанна Григоровича не было опубликовано при жизни автора и увидело свет только в 1992 г., в год тысячелетия Полоцкой епархии.