Собор св. Иосифа «жемчужина» истории

   Гришанова, Л. Собор св. Иосифа «жемчужина» истории / Людмила Гришанова // Могилевская правда. — 2017. — 9 февраля. — С. 14.

<p>9.02.2017</p>
<p>СОБОР СВ. ИОСИФА:  «ЖЕМЧУЖИНА» ИСТОРИИ</p>24 января 1930 года было принято решение о передаче трудящимся Большого кафедрального собора (так именовался в советское время Иосифовский храм, заложенный в ознаменование встречи в мае 1780 г. в Могилеве российской императрицы Екатерины II с австрийским императором Иосифом II—авт.). Собор, являвшийся первым памятником классицизма, передавался под клуб работников хлебозавода. В декабре 1930 г. последовало очередное решение—о снятии всех колоколов в церквах города. Наступление на религию набирало обороты…

Апостолы  в «двойном» куполе

Существует предание о том, что во время закладки Иосифовского храма у императрицы разорвалось жемчужное ожерелье. Когда слуги принесли государыне собранные жемчужины, то она  велела передать их в подарок епископу Могилевскому и Белорусскому Георгию Конисскому для четок. Таким образом народная память отдавала признание заслугам архиерея, красоте и величию собора, который до сих пор называют бесценной «жемчужиной» истории и зодчества Могилева.

Иосифовский собор, в который, по свидетельствам  очевидцев, не пускали мужиков в лаптях, строился по проекту архитектора Николая Львова. Екатерина Великая  выбрала проект малоизвестного молодого, но одаренного автора из множества планов маститых архитекторов, представленных ей на рассмотрение. Царице так понравились предложения Львова, что она презентовала Николаю Александровичу перстень с бриллиантом. Иосиф II одарил Львова за архитектурные новации табакеркой с алмазами.

Восторги императоров вызвало и само величественное здание с колоннами, увенчанными над главным входом портиком с изображением «всевидящего ока», и система освещения храма с помощью «двойного» купола, состоявшего из двух полусфер — внешней и внутренней. «Внутренняя была прорезана двенадцатью арочными проемами по периметру и круглым проемом в центре,— писала Т.И.Чернявская, автор книги «Архитектура Могилева»,  изданной в 1973 г. —Через эти проемы просматривалась живопись на внешней оболочке». Солнечный свет проникал через 12 круглых окон в наружной полусфере, освещая росписи в виде 12 апостолов на куполе и богатый интерьер храма. Стены собора изнутри были отделаны искусственным светло-желтым мрамором, на котором выделялись мраморные ионические колонны изумрудного цвета. Ниши со скульптурами, рельефные медальоны, иконы, писанные на медных досках русским живописцем Владимиром Боровиковским. В образе св.Екатерины художник изобразил императрицу Екатерину Великую, св.Иосиф Обручник предстал с «ликом» Иосифа II, но украшенного бородой.

Львов разработал не только проект Иосифовского храма, но и план реконструкции Соборной площади, имевшей овальную форму. Разместилась площадь на месте лощины, для выравнивания которой в грунт под насыпью укладывались огромные дубовые стволы, обнаруженные в XIX веке при прокладке водопроводных труб.

«По приказу   и мамонт  выйдет»

В Государственном архиве Могилевской области хранятся документы, имеющие отношение к истории Иосифовского кафедрального собора накануне его закрытия.

В марте 1929г. церковно-приходской совет  храма доводил до сведения Могилевского окружного коммунального отдела и начальника 1-го отдела Могилевской гормилиции, что заявляет «об отказе от уборки улицы по Кооперативному переулку (ныне пер.Мигая — авт.). Поскольку сторожка и низ колокольни находятся в ведении комхоза, который получает за них квартирную плату».16 апреля 1929 г.  заключается договор аренды между Могилевским городским  отделом коммунального хозяйства «в лице заведующего Немирского Сигизмунда Яковлевича» и церковно-приходским советом «в лице Тернова Александра Ермолаевича, Филипповича Ивана Ермолаевича и Максимова Прокофия Яковлевича». Комхоз щедро передал в пользование собора с назначением арендной платы сторожку и низ колокольни на три года  ради обеспечения уборки улицы, от которой верующие отказывались ранее. Оговоренный срок аренды не помешал властям закрыть храм и отобрать все постройки через 10 месяцев после заключения договора.

О дальнейшей судьбе собора известно, что с 1934 по 1937 год в нем размещался музей истории религии и атеизма (по образцу использования Казанского собора). В экспозиции представлялись палеонтологическая и археологическая коллекции, которые иллюстрировали историю христианства и атеизма в Беларуси. Здесь же находились 8 икон Боровиковского. В центре здания был установлен маятник Фуко. Достопримечательностью соборного музея являлся скелет мамонта. Когда директору музея приказали освободить занимаемое помещение, он объяснял задержку с переносом экспонатов тем, что сложно демонтировать мамонта. Чиновники «многообещающе» пошутили, дескать, по приказу мамонт сам из музея выйдет.

В 1937 г. был арестован и расстрелян по приговору тройки НКВД «за контрреволюционную деятельность» протоиерей Александр Тернов. Настоятель собора так и не узнал об уничтожении памятника истории и архитектуры, ставшего символом встречи в Могилеве двух императоров.

Находка золотых монет

В газете «Камунар Магiлёў-шчыны» от 26 августа 1938 г., которая хранится в Государственном архиве общественных объединений Могилевской области, публиковалась заметка «Находки»: «25 августа десятник строительства гостиницы т.Каган С.Н. и бригадир т.Маслов при разборке фундамента здания бывшего собора в кладке нашли 4 золотые монеты екатерининских времен весом в 26,475 грамма. Одна из них ценностью в 10 рублей (1780 г.), другая в 5 рублей этого же года. 2 золотые монеты без обозначения номинала — 1768 и 1778 года. Здесь же найдены 4 серебряные монеты весом в 45,9 грамма. Кроме этого была обнаружена серебряная доска весом в 403 грамма размером 246 на 212 миллиметров, с надписью о времени открытия собора». В газете не упоминалось о том, что на монетах, положенных  в ларец, красовались чеканные профили: на одной — Екатерины II, на другой — Иосифа II Австрийского. Ларец находился в железном ящике, замурованном в алтарной части здания. Текст на серебряной табличке дублировался  на бронзовой  овальной доске, укрепленной над главным входом в Иосифовский собор: «Во славу Бога Единого, на память знаменитого свидания Екатерины вторыя Императрицы и самодержицы Всероссийския и Иосифа второго Императора Римского основан храм сей Святого Иосифа в губернском городе Могилеве в присутствии обеих их Императорских Величеств майя 30 дня в лето от создания мира 7288 от Рождества Христова 1780 … при пастырстве Преосвященного Георгия Епископа Могилевского и при управлении Белорусским наместничеством генерал-фельдмаршала и Государева наместника графа Захария Григорьевича Чернышева. Построил Николай Львов».

До сегодняшнего дня уцелели 3 иконы, написанные Боровиковским, находятся они в экспозиции  Могилевского областного краеведческого музея им. Е.Р.Романова и в его филиале — музее этнографии. В Трехсвятительском соборе пребывает икона св. Иосифа Обручника с частицей мощей святого, которая прежде принадлежала Иосифовскому собору.

Спасение иконы «Сон Иакова»

Иосифовский собор уничтожили в  1938 г. для освобождения места под постройку гостиницы «Днепр», введенной в эксплуатацию в 1940 году. О том, как взрывали храм, вспоминает могилевчанка Надежда Ивановна Ф., которая жила с родителями в доме, находившемся во дворе школы № 2 в Пожарном переулке:

— По периметру собора выкопали траншеи, куда саперы заложили взрывчатку. После взрыва остатки здания упали внутрь прямоугольника, «очерченного» рвами. Несколько дней вокруг руин стояло оцепление, сторожившее, чтобы люди не проникали в развалины.

По словам собеседницы, верующие высматривали «просветы», где не было охраны, и пробирались в них ради поиска уцелевших святынь. У пожилой женщины хранится часть иконы, писанной на холсте, которую ее мать нашла в руинах собора и принесла домой. По своему малолетству Надежда рассказала подружке об иконе. Вскоре в их квартиру нагрянули люди из НКВД. В предчувствии возможного обыска родители спрятали святыню под рабочую одежду отца, висевшую на гвоздях. Никто из незваных гостей не стал перебирать ее.

— Они забрали и увели маму и отца, — рассказывает Надежда Ивановна. — Перед уходом мама предупредила: «Если не вернемся, идите к деду с бабой на Мышаковку». Но вечером родители вернулись.

Без малого 80 лет минуло после описанных событий. Но до сих пор на уцелевшем фрагменте можно рассмотреть изображение в верхнем левом углу ангелов и святых, в центре, вероятно, Бога-отца (видна половина фигуры сидящего на троне, перед которым стоит коленопреклоненный Христос с хоругвью в руке), в самом низу (тоже в центре) — крупная голова человека, смотрящего вверх. Сюжет напоминает содержание иконы «Сон Иакова».