Век борьбы с пьянством

   Рябова, Л. Век борьбы с пьянством  : [из истории Могилева конца XIX – начала XX века] / Лариса Рябова // Веснiк Магiлёва. — 2017. — 1 февраля. — С. 10.

В XX век Российская империя вошла одной из самых непьющих стран мира. Потребление чистого спирта на человека в 1900 году составляло около 2,4 литров. В 1910 году Россия занимала предпоследнее место в Европе по потреблению алкоголя, меньше пили только в Норвегии. Однако уже в конце XIX века стала проявляться тенденция к повышенному употреблению спиртного.

Водку продавали в кабаках, специальных питейных заведениях, где ничего, кроме водки, не продавалось. В 1881 году было решено заменить кабак трактиром и корчмой, где можно было бы купить и еду. Вместе с тем впервые был поставлен вопрос о том, чтобы разрешить розничную бутылочную торговлю водкой. До 1885 года ее продавали навынос ведрами, а в бутылках были лишь виноградные вина, поступавшие из-за границы.

Переход на бутылочную торговлю, имевшую целью разрешить людям пить водку в домашних условиях и не столь много в один присест, наталкивался на отсутствие развитой стекольной промышленности да и помогал мало. Мастеровой люд, купив четвертинку, выпивал ее у дверей лавки залпом, чтобы отдать обратно посуду и получить ее стоимость.

Правительство приняло решение о постепенном введении государственной монополии на производство водки. Реформа продолжалась с 1894 по 1902 год. Власть сознательно шла на сокращение доходов от водки, о чем писал в циркуляре от 22 декабря 1894-го один из авторов реформы, министр финансов Сергей Юльевич Витте.

Председатель Совета министров С.Витте выразился предельно точно: русский человек не может работать — он вкалывает, и не может пить — он напивается. Наряду с введением винной монополии Витте, в частности, учредил попечительства о народной трезвости, общественные организации, частично финансировавшиеся за казенный счет. Кроме того, спиртное стали продавать исключительно в запечатанной посуде и мелкой расфасовке. Это способствовало его доступности и привело к тому, что «пьянство основательно завоевало семью».

Идеи попечительств и введения винной монополии активно поддержал император Александр III. Это было обусловлено как индустриализацией (алкоголизм — сопутствующая ей проблема), так и стремлением примкнуть к общеевропейскому антиалкогольному движению.

Губернское и уездное попечительства о народной трезвости в Могилевской губернии начали деятельность 1 июля 1897 г.

Губернский комитет действовал под председательством губернатора. В его руководство входили епархиальный архиерей, губернский предводитель дворянства, председатель и прокурор окружного суда, директор народных училищ, учителя. В состав попечительства, кроме членов по должности, избирались почетные члены и члены-соревнователи. Почетные — из лиц, оказавших попечительству особые услуги (утверждались министром финансов). Соревнователи — из изъявивших желание принимать участие в делах попечительства (утверждались губернским комитетом). Избирались члены-соревнователи сроком на 3 года. Не проявивших инициативы исключали. Участковые попечители в конце года представляли рапорты о нарушениях правил торговли, о работе по профилактике пьянства среди населения.

Губернское и уездное попечительства содействовали в открытии для простого народа с низкими доходами чайных с библиотеками-читальнями.

Библиотечная деятельность попечительств — значимое социокультурное явление, оказавшее заметное влияние на процесс становления и развития библиотечного дела в целом.

Деятельность бесплатных народных библиотек попечительств была ориентирована на предотвращение «рецидива безграмотности» низов, приобщение к чтению широких слоев населения, поддержание образовательного и просветительного процессов.

Могилевское попечительство организовывало библиотеки при чайных; «уличные» библиотеки-стенды, на которые прикреплялись брошюры и листы для чтения; «передвижные» библиотеки — ящики с книгами, которые выдавались могилевчанам.

Библиотеки попечительств были поставлены в жесткие законодательные и цензурные рамки. Процедуру открытия они должны были согласовать с Министерством финансов, что подразумевало надзор за ними со стороны трех министерств (внутренних дел, народного просвещения и финансов) и духовного ведомства и вдвое удлиняло процедуру. Только в 1901 году правительство выработало упрощенные правила, а с 1902-го библиотеки-читальни могли открываться распоряжением попечительств.

Деятельность библиотекарей, учите-лей-членов попечительства отвлекала горожан от употребления алкоголя через знакомство с сочинениями лучших писателей, поднимала их нравственный уровень, воспитывала чувства и ум, развивала вкусы.

В Могилевской губернии попечительство организовало работу 108 чайных, 62 читален при них и 6 читален отдельно.

В одном из номеров «Епархиальных ведомостей» отмечалось, что «места продажи спиртного выполняют двоякую роль: с одной стороны это место продажи спиртных напитков, с другой — главный пункт общественного собрания. Сюда идут люди не только пьющие, но и те, которые не пьют. Последние собираются туда в воскресные и праздничные дни, а также в часы досуга, чтобы потолковать и послушать, что «мир говорит». В корчму часто идут не только мужчины, но и женщины с детьми. Это более гибельно, чем прямое назначение кабака. Когда в него идут как в место общественного собрания, это не только увеличивает количество пьющих, но устанавливает такой взгляд, что проводить время в корчме и пить в ней водку — дело совершенно естественное, нормальное и никакого зла тут нет».

Заведующий одной из библиотек священник Т.Козловский отмечал, что с открытием библиотек при чайных охотников до чтения явилось много. 15-20 человек брали книги каждый праздничный день, иные — по 2-3 книги сразу, чтобы хватило чтения на неделю.

Библиотеки при чайных занимали отдельные комнаты, смежные с общей залой. Обстановка состояла из большого стола в центре, на котором раскладывались свежие газеты и журналы, больших книжных шкафов у стен. Здесь же стоял шкаф, где хранился «волшебный фонарь» и все необходимое для «чтений с картинками». На стенах развешивались карты (чаще всего Российской империи) и картины научного содержания. В некоторых чайных продавали дешевые книги — по 1-3 коп. Услуги попечительство предоставляло за малую часть реальной стоимости, но не бесплатно, что имело воспитательное значение.

Чтобы отвлечь рабочее население от пьянства, не возбуждая бунтарских настроений, в Могилеве реорганизовывались привычные формы досуга. На традиционных гуляньях вместо балаганов создавались сценические площадки, где выступали профессиональные артисты и музыканты, бесплатно играли полковые оркестры.

Появившиеся в 1897 г. «Руководящие указания для деятельности попечительств о народной трезвости» предусматривали наряду с чайными, читальнями народные театры, которые «могут явиться хорошим средством для отвлечения народа от пребывания в питейных заведениях» и служить не только развлечением, но и средством нравственного воздействия на народные массы. Но уже через 2 года министр финансов разослал председателям губернских комитетов циркуляр, в котором призывал принять меры для максимального ограничения театральных зрелищ. Главный довод: народ, приученный к посещению театральных зрелищ, потеряет вкус к более скромным способам времяпрепровождения. Напоминая, что низшие классы имеют свободное время лишь в праздники, министр запретил устройство спектаклей в другие дни. Также он призывал учитывать время окончания богослужения в храмах. Епархиальная власть неблагосклонно относилась к театрам, считая, что чтение более полезно.

1901 году в Могилевском губернском попечительстве о народной трезвости числилось 183 действительных члена, 359 членов-сорев-нователей, 346 участковых попечителей и 2 почетных члена. Усилиями попечительства на Московском предместье был построен Народный дом с театром, аудиторией, библиотекой-читальней, в которой можно было найти все доступные для народного понимания периодические издания и, прежде всего, «Вестник трезвости». В 1910 году Народный дом сгорел в результате грандиозного пожара, уничтожившего все Луполово, но вскоре был восстановлен.

С целью профилактики пьянства в Могилевском театре местная труппа поставила 3 спектакля. Для привлечения рабочих перед спектаклем читались лекции, в программках печатались сведения об авторе, разъяснялось содержание. Цены на билеты снижались в воскресные и праздничные дни и повышались в будние, когда театр посещала более обеспеченная публика.

В привычных местах гуляний открывались чайные, столовые и подвижные кухни попечительства. Здесь население окраин обеспечивалось горячим питанием, приучалось плотно закусывать выпитое, есть в чистом помещении гигиенично приготовленную пищу. В столовых также устраивали небольшие библиотеки, читали лекции, проводили нравственно-религиозные беседы, раздавали брошюры с характерными названиями «Пора опомниться!», «Что должна знать мать о спиртных напитках», обсуждали статьи Л. Толстого «К молодым людям», «Для чего люди одурманиваются?», показывали световые картины соответствующего содержания.

Библиотеку уездного комитета Овозглавляла В.А. Парвоцкая. Располагалась она на Шкловском бульваре при чайной №1. Другая была на улице Петро-Павловской в чайной №3. Заведовала ею дворянка М.П. Карпачева.

Наиболее популярными были чайные на Быховском и Шкловском базарах, считавшиеся главными пропагандистами трезвого образа жизни.

Член комиссии народных чтений доктор Л.О. Модестов в отчете за 1903-04 гг. указывал, что в Народном доме в Московском предместье состоялись 23 чтения, в которых приняли участие более 5000 человек. В здании IV приходского училища, что у церкви Святого Николая Чудотворца, прошло 14 чтений, всех посетителей было 1659 человек, преимущественно школьной молодежи.

В усилении религиозно-нравственного воспитания в семье попечительства возлагали большую надежду на женщин. Поэтому библиотеки старались заинтересовать их чтением. Особенно усилилась эта работа в годы русско-японской войны, когда многие семьи лишились кормильцев, и в годы революции 1905-07 гг.

26 сентября 1908 г. могилевский губернатор К.С. Нолькен издал «Обязательное постановление», которым запрещалось допускать в заведения, торгующие спиртным, воспитанников средних и низших учебных заведений, а содержателям разного рода буфетов — продавать им крепкие напитки.

Многие годы прогрессивные общественные круги, так же, как и священнослужители, высказывали недовольство деятельностью попечительств, критиковали их реакционный характер, нерациональную постановку дела. Правительственные органы неоднократно подумывали о реорганизации и даже ликвидации попечительства. В 1913 г. была создана особая комиссия, которая должна была высказаться о его дальнейшей судьбе. В эту комиссию синод представил свои соображения. По мнению синода, главная роль в борьбе против пьянства должна была принадлежать церкви. Попечительства должны выделять средства на организацию бесед священников с паствой, издавать душеспасительную литературу, повышать эффективность работы библиотек.

Особое внимание попечительство уделяло профилактике алкогольных бед среди учащихся. Библиотеки пополнились книгами М. Рязанова «Противоалкогольный детский праздник», В. Смирнова «Георгиевский детский кружок как мера борьбы со школьными пороками». Много внимания уделялось в периодической печати алкоголизации и борьбе за трезвость среди детей и подростков. С 1913 года в школьных тетрадях появились промокашки с надписью: «Будущее принадлежит трезвым нациям». Однако к этому времени финансирование резко сократилось, чайные перестали быть прибыльными.

Ночлежка при чайной на Шкловском базаре у могилевчан пользовалась дурной славой: основными посетителями были пьяницы и бездомные. Когда ее решили закрыть, владелец дома Иофе категорически отказался в этом случае содержать в доме чайную. А в случае сохранения был готов снизить арендную плату — с 8000 до 450 рублей в год. Однако комитет передал и чайную, и ночлежку городским властям. С этого времени Народный дом остался единственным учреждением попечительства о народной трезвости.

Со спадом революции 1905-го, а особенно в годы реакции, когда правительство устанавливало в библиотеках слежку за рабочими и крестьянами, количество читателей значительно сократилось.

Губернские и уездные комитеты попечительств о народной трезвости были ликвидированы после Октябрьской революции.