На пути у преступности : [служба по борьбе с экономическими преступлениями] / подготовил Владимир Синкевич // Магілёўскія ведамасці. — 2017. — 21 марта. — С. 6, 11.
80 лет назад в структуре советских правоохранительных органов появилось новое подразделение — ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности). С кем боролись? Не только с вороватыми завмагами и завбазами. Валютчики, скупщики и торговцы золотом — злейшие враги. А еще спекулянты. Это сегодня: купил подешевле, продал подороже — молодец, есть коммерческая жилка. А когда-то считалось — преступник.
«Кому надо» и «По сходной цене»
В преддверии профессионального праздника мы встретились как с ветеранами службы, так и с действующими сотрудниками, чтобы воссоздать полноценную и разностороннюю картину того, что же представляли раньше и представляют собой сейчас подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, которые вот уже не одно десятилетие стоят на пути у преступности.
«В годы моей службы одной из основных проблем была спекуляция, – вспоминает полковник милиции в отставке Валерий Павлович Черепанов, (начальник отдела ОБХСС-УБЭП УВД с 1987 по 1995 год). – Особенно в городах, в точках массовой торговли. В крупных городских отделениях БХСС в Могилеве (Центральном, Октябрьском, Ленинском) по месту расположения этих рынков были специально созданы группы, в которых работали сотрудники по выявлению и документированию этой деятельности».
Как рассказал подполковник милиции в отставке Леонид Семенович Головков (с 1980 по 1985 год – начальник ОБХСС Центрального РОВД г.Могилева), импортные товары пользовались тогда большим спросом и приобрести их можно было только на рынках, однако дельцы знали всех сотрудников ОБХСС в лицо. «Вывести их на чистую воду было делом непростым. Мы проводили огромную работу в этом направлении. Зачастую подключали внештатных сотрудников и доверенных лиц. Еще одним немаловажным направлением в работе была борьба с частным предпринимательством. В те времена это называлось «незаконным промыслом» и влекло исключительно уголовную ответственность. Основным видом предпринимательства в Могилеве было изготовление обуви и шитье одежды. Этим занимались на Луполово. Люди владели навыками выработки кожи в домашних условиях, сами сушили, красили. Я сам наблюдал – это длительный процесс. Затем шили так называемые «румынки» – женские полусапожки».
Зачастую в 70-е годы дефицитные и импортные товары заведующие и продавцы магазинов припрятывали под прилавками, чтобы реализовать их, как говорится, «кому надо» и «по сходной цене». О новой партии товаров слух разлетался по городу за минуты, а раскупалось все за считаные часы. Сотрудникам ОБХСС приходилось работать оперативно.
Очень тесно был связан криминал с системой распределения материальных благ магазинами, ресторанами, торговлей. К примеру, в 70-е был дефицит машин, и огромное желание владеть новеньким авто неминуемо порождало взятки. Эту криминальную корпорацию ОБХСС совместно с уголовным розыском благополучно разгромил.
Продажа «по записи»
С хищениями социалистической собственности ОБХСС, не покладая рук, боролся с момента своего образования. Стремительно развивающаяся в стране промышленность, громадные стройки заводов и комбинатов стали доходным местом для наживы.
Начало 80-х в Стране Советов прозвали временем застоя или застолья. Практически все отрасли народного хозяйства работали планомерно, выполняя и перевыполняя планы. Однако дефицит предметов роскоши, таких как мебель, ковры, автомобили, бытовая техника оставался. В связи с этим процветали спекуляция и взяточничество. Выявлять факты спекуляций и хищений было относительно несложно. А вот с преступлениями, связанными с взятками и хищениями в особо крупных размерах, дело обстояло иначе: они не носили массовый характер, достоверной оперативной информации о них не поступало, да и опыта в этой работе не доставало. Одним из резонансных дел 80-х было уголовное дело о взяточничестве на Могилевском мясокомбинате.
Полковник милиции в отставке Виктор Семенович Осипов (с 1995 по 2006 год – начальник УБЭП УВД) вспоминает: «В 1988 году я был назначен на должность начальника отделения БХСС Октябрьского РОВД г.Могилева, и у меня была возможность вплотную заняться этим предприятием. Поступила оперативная информация о том, что за взятки определенные лица мясокомбината реализовывают продукцию жителям города. Только по первому уголовному делу в 1973 году проходили 11 человек, каждый из которых получил срок в 10 лет лишения свободы!»
Во время перестройки произошел резкий всплеск таких преступлений, как спекуляция и взяточничество. Процесс перехода к рынку привел к тому, что экономика оказалась в кризисе, нарушались договорные связи между предприятиями и поставщиками, ослабла трудовая и общественная дисциплина.
Рыночные отношения многие дельцы понимали по-своему: есть спрос – будет и предложение, но за умеренную плату. В стране вышел в народ современный автомобиль ВАЗ-2108, ставший символом 80-х. Автолюбители готовы были на все ради новенькой «восьмерки». И денег на автомобиль, ставший практически членом семьи, конечно же не жалели. Довольно часто техобслуживание обходилось в копеечку.
Аналогично обстояли дела и в торговле. Мебель, техника реализовывались по записи: можно было и полгода простоять в этой очереди. Но, благодаря взятке, очередь заметно сокращалась.
Подпольные цеха, рынок и валютчики-менялы
В середине 80-х профессионализм могилевских сотрудников ОБХСС пришлось применить и в масштабах Советского Союза. В то время сотрудник отдела БХСС УВД, тогда еще старший инспектор, капитан милиции Стефан Маркович Малахов в составе негласной группы по указанию ГЛАВКа неоднократно выезжал в служебные командировки в города Северного Кавказа и Средней Азии для выявления подпольных цехов и хищений, совершенных в особо крупных размерах.
Как утверждает сам участник тех событий, ответственность, возложенная на него как на руководителя группы, была колоссальной: «Необходимо было выявить не только подпольные цеха, но и должностных лиц, участвующих в преступлениях, каналы поставки, складские помещения. В Кисловодске первоначально было известно о 15 подпольных цехах, но в процессе работы мы установили еще столько же.
Работать приходилось скрытно, что для нас в новинку, а результаты обысков поражали своими масштабами. У одного из директоров обувной фабрики в Пятигорске нашли более 200 тысяч рублей, а вот в Джизаке в Узбекистане у первого секретаря обкома партии на даче было обнаружено 2,5 млн. рублей. Это в то время, когда пятиэтажный пятиподъездный дом стоил 450 тысяч рублей!»
В начале 90-х экономика значительно утратила темпы развития. Магазины сияли пустыми прилавками. Единственным местом, где можно было что-то купить, оставался рынок. И, соответственно, цены как на промтовары, так и на продукты питания были нереально завышены. Большое количество товара населением скупалось как в магазинах, так и с баз и вывозилось в соседние страны. Все это явилось причиной небывалого дефицита.
В 90-е обменные пункты не могли обеспечить граждан валютой. За дело взялись валютчики-менялы. Курс валюты Национального банка в два, а то и в три раза отличался от «теневого». Поэтому население активно пользовалось услугами менял. Это было серьезной проблемой для экономики страны. Задержать валютчиков оказывалось не простой задачей.
«В моем оперативном обслуживании был Универмаг «Центральный», – рассказывает подполковник милиции Андрей Эдуардович Харкевич, начальник отдела управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД. – На то время 10–20 человек в ЦУМе ежедневно на постоянной основе занимались незаконными валютными операциями. Естественно, у них была своя корпоративность, они друг друга предупреждали о приближении оперативных сотрудников. Поэтому для их выявления использовали бинокли, радиостанции и средства маскировки. Только в 1999 году в отношении данной категории лиц было возбуждено 15 уголовных дел по ст. 85 Уголовного кодекса».
По мнению полковника милиции в отставке Виктора Осипова, именно бурная деятельность валютчиков порождала и такие преступления, как мошенничество и фальшивомонетничество: «В конце 90-х – начале 2000-х отмечался всплеск фальшивых купюр. Как иностранной валюты, так и белорусских рублей. Необходимо было срочно принимать исчерпывающие меры. Граждане были беззащитны перед фальшивомонетчиками: они просто не знали, как отличить фальшивку от подлинной купюры! Сотрудникам БЭП практически с нуля пришлось бороться с набирающей силы экономической угрозой, ежедневно повышая уровень профилактической работы».
Бетонный бункер для спирта
В агропромышленной сфере имели место факты бесхозяйствования и хищений. Распродавали все, что имело цену, особенно ядохимикаты и скот.
Подполковнику милиции Александру Ивановичу Слонимскому, заместителю начальника УБЭП УВД, в начале 2000-х довелось принимать активное участие в документировании ряда преступлений, совершаемых агрономами АПК области и, в частности, хищениях пестицидов (ядохимикатов): «Я имел определенный опыт в сфере сельского хозяйства и понимал, каким именно образом агрономы создают излишки ядохимикатов. Знал нормы их внесения и как работники документально могут оформить списание. С 2000-х годов для службы БЭП начался качественно новый период деятельности. Именно в это время значительное внимание стало уделяться проблемам коррупции, хищениям, совершаемым должностными лицами. Этому поспособствовало появление Закона об оперативно-служебной деятельности. Принятый закон позволил эффективно бороться с рядом преступлений, которые раньше было затруднительно документировать».
В результате подразделения БЭП от года к году раскрывали резонансные преступления, причиняющие значительный материальный ущерб экономике. Как, например, уголовное дело 2006 года в отношении директора могилевского авторынка, следы которого вели к администрации Октябрьского района областного центра.
«Масштабы его поражали своим размером, – утверждает подполковник милиции Михаил Сухачев (в 2006 году – начальник УБЭПСН УВД). – Было установлено, что часть денежных средств директор передавал в качестве взяток должностным лицам администрации района. В день реализации оперативной информации, как сейчас помню – это была суббота, были привлечены практически все силы БЭП УВД, Ленинского и Октябрьского РОВД, патрульно-постовой службы – всего около ста человек. После успешного задержания было отработано около 2,5 тысяч граждан, продававших свое авто на протяжении последних четырех месяцев. Они платили за въезд на рынок, а эти деньги директор изымал и отвозил в качестве взяток».
В 2000-х годах из Российской Федерации хлынул поток алкогольной и табачной продукции. Свою роль сыграл деспаритет цен. Как правило, спиртосодержащая жидкость была низкого качества и, соответственно, опасна для здоровья. Эта отрава получила популярность среди любителей выпить в силу своей доступной цены.
«Привозили ее в колоссальных масштабах: в 2006 году только по двум задержаниям было изъято 48 тысяч литров, – вспоминает подполковник милиции Андрей Харкевич. – В основном спирт ввозился в Бобруйск, где была массово организована работа нелегальных точек по реализации спиртосодержащей продукции. Сбить этот поток помогла упорная работа, проделанная сотрудниками органов внутренних дел.
Летом 2016 года мы пресекли деятельность устойчивой группы в Бобруйске, где во дворе частного дома был обнаружен подземный бетонный бункер. В нем находилось порядка 13–14 тонн спиртосодержащей продукции. В этом году мы также задержали одну группу при попытке ввоза из Российской Федерации в Бобруйск 24 тонны спирта».
Дело мясокомбината
Как показывает практика, на протяжении нескольких последних лет наиболее подвержена коррупционным проявлениям сфера перерабатывающей промышленности.
С 2013 по 2015 год сотрудниками БЭП области пресечена преступная деятельность должностных лиц Могилевского мясокомбината, которые, злоупотребляя служебными полномочиями, совершали хищения продукции комбината и других товарно-материальных ценностей.
По словам заместителя начальника УБЭП УВД подполковника милиции Дмитрия Владимировича Степанченко, в ходе расследования уголовного дела было установлено 79 эпизодов их преступной деятельности, а суммы хищений исчислялись миллиардами рублей: «О масштабах совершенных хищений свидетельствует тот факт, что у одного из обвиняемых на праве частной собственности, а также зарегистрированной у его родственников, имелись коттеджи в Могилеве и его окрестностях, квартира и дома на побережье Черного моря в России».
За 80 лет становления сотрудниками подразделений БЭП Могилевской области раскрыты тысячи резонансных преступлений. Это профессиональный и трудоспособный коллектив, способный разрушить самые трудные и хитроумные комбинации злоумышленников в сфере экономической преступности.
Подполковник милиции Дмитрий Щедраков, начальник УБЭП УВД: «Сотрудник БЭП сегодня должен знать все процессы, происходящие во всех отраслях и сферах экономики и на предприятиях. Для того чтобы мог оперативно и эффективно реагировать на складывающуюся оперативную обстановку с целью выявления и пресечения экономических правонарушений.
В настоящее время приоритетными задачами для сотрудников БЭП является выявление правонарушений при расходовании бюджетных денежных средств, проведении государственных закупок и закупок за счет собственных средств субъектами хозяйствования с долей собственности государства.
На протяжении последних лет БЭП Могилевской области занимает лидирующие позиции среди подразделений БЭП республики. Это оценка труда всего коллектива, подобные высокие результаты стали возможными благодаря кропотливой работе каждого сотрудника. Здесь нельзя не отметить наших наставников, ветеранов, которые вырастили на смену себе профессионалов своего дела, вложив самые лучшие человеческие качества, старание, терпение, трудолюбие. За это мы безмерно благодарны вам, дорогие ветераны!
Сотрудники, проходящие службу в подразделениях БЭП, – это прежде всего государственники, ставшие операми по призванию, с целевыми нравственными установками, имеющие внутренний стержень, постоянно занимающиеся саморазвитием и повышающие свой образовательный уровень. Для них присущи высокая эрудированность, коммуникабельность, аналитический склад ума, бескорыстное служение долгу, честность и твердость убеждений. Успехов вам, крепкого здоровья и семейного благополучия!»