Юшкевич, Е. Кукольный мир для детей и взрослых : [40-летний юбилей Могилевского областного театра кукол] / Елена Юшкевич // Беларускi час. — 2017. — 24 марта. — С. 19.
Зачем бутафору пластилин, кто «дарит» кукле характер и почему не каждый актер сможет работать в кукольном театре?
Ответы на эти вопросы наш корреспондент искала в Могилевском областном театре кукол, коллектив которого нынешней весной отметит свой 40-летний юбилей.
Зрители этого театра — люди разного возраста, но все же большая часть репертуара, в котором около 40 спектаклей, предназначена для детей.
— Безусловно, с учетом мировосприятия наших маленьких зрителей создаются и кукольные образы, — рассказывает главный режиссер Игорь Казаков. — В зависимости от спектакля они могут быть злыми, чудаковатыми и милыми. В основе нашего театра лежит символизм, мы стремимся взращивать у детей представление о добре и зле, дружбе и ненависти. И малыши, кстати, очень хорошо понимают язык театра. Сейчас, к примеру, планируем постановку детских классических произведений, два спектакля для взрослых и цикл пьес на белорусском языке «Скарбонка беларускіх казак». Надеемся, они понравятся и детям, и взрослым.
Для изготовления кукол и декораций, по словам главного художника театра Никиты Запаскина, используется разный материал, и все же основными были и остаются бумага и фанера. Последнюю после специальной обработки легко превратить в старый забор или кованую лавку. Незаменимы также пластилин, лаки и краски.
— Из предварительно разогретого пластилина изготавливается слепок головы куклы, — поясняет Никита. — Затем слепок разрезается пополам, и голову отливают в гипсе. В полученную после застывания форму закладывается папье-маше. В полученные после высыхания слепки вставляется механика, позволяющая кукле двигать глазами и ртом, и слепки склеиваются. Соответствующая механика устанавливается и для «оживления» конечностей куклы. Важна, конечно, и работа художника, который расписывает голову, наделяя куклу определенными чертами лица и характером.
В кукольном театре работают те, кто безумно любит свою профессию. Уровень оплаты труда здесь, впрочем, как и в других учреждениях сферы культуры, невысок.
— Большинство наших мастеров — это молодежь, — говорит Никита Запаскин. — Свою работу они выполняют быстро и качественно, и свободное время могут использовать для дополнительного заработка, реализуя собственные задумки.
Особые требования предъявляются и к артистам-кукольникам. К слову, Белорусская государственная академия искусств не выпускает таких специалистов.
— По этой причине обновляется труппа нечасто, — объясняет главный режиссер театра Игорь Казаков. — Требования к артистам высоки, да и профессия достаточно тяжелая: помимо голоса, памяти, физической гибкости и харизмы, актеру кукольного театра нужно обладать памятью физических действий, развитой моторикой и способностью видеть куклу со стороны. Мы с поставленными задачами справляемся главным образом потому, что все пришли в профессию по зову души. Во всяком случае, залы на наших представлениях заполнены — и порой постоянными зрителями, что очень важно для любого театра.