Максимова, Е. «Мы дарим красоту, которая спасает этот мир!» : [авторский вечер В. Браиловского] / Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2017. — 1 марта. — С. 11.
Авторский вечер 70-летнего композитора Владимира Браиловского стал откровением для могилевчан. Создатель фестиваля «Золотой шлягер» и директор Могилевской областной филармонии в 90-е годы, талантливый организатор назвал себя романтиком вопреки сложившемуся мнению о нем.
И, правда, только романтик мог запретить на юбилее цифры, которые так любят прагматики! Только романтик мог написать романс «Только Ты!» и посвятить его любимой женщине, жене. Только романтик мог назвать любимой книгой «Алые паруса» А.Грина, любимой сюитой — «Пер Гюнт» Э. Грига! Только романтика могли так вдохновить нежные образы Ассоль и Сольвейг, что он написал «Балладу о Грине и Григе».
— Лелейте мечты! — любил повторять Грин. — Запрещать мечту — значит не верить в счастье. А не верить в счастье — значит не жить!
Многие мечтали попасть на вечер Владимира Вениаминовича, но побоялись «кусачих» цен на билеты. Ведь Браиловский — это своеобразный «Могилевский брэнд». Его имя, как имя Грина, овеяно слухами, домыслами, вызывает повышенный интерес. Сложные испытания, «коррида и трибун тревожный гам», нисколько не сломили сильного человека — самодостаточность и жизнелюбие Браиловского вызывают уважение. Он сохранил потрясающий внутренний свет и безграничную фантазию ребенка, который свято верит в переселение души. Говорит, что одну из жизней провел в Испании, и это обстоятельство помогло написать праздничную музыку «Испанской сюиты». Мечта встретить фиесту с ярким человеком сбылась для многих могилевчан: концерт в Музыкальном училище имени Римского-Корсакова оказался бесплатным. На лицах многих зрителей можно было прочесть ожидание прекрасного, которое не обмануло. Было много волнений, приедет ли народный артист, композитор Игорь Лученок — автор музыки к стихам Якуба Коласа «Мой родны кут». Именно эту композицию услышал когда-то выпускник Московской консерватории Владимир Браиловский и почувствовал зов, который привел его в Беларусь. Он приехал в страну беловежских зубров и познакомился с Игорем Лученком. Тот высоко оценил его талант, помог войти в Союз композиторов и поддержал в самый драматический момент жизни. И вот Игорь Михайлович прибыл поздравить своего друга. На сцене расположился прекрасный оркестр Могилевской городской капеллы под управлением Сергея Лищенко, который открыл программу «Ноктюрном» композитора Браиловского.
Валторна — значит «Лесной рог»
Оркестр — это особое явление. Любимый инструмент музыканта может многое рассказать о нем пытливому зрителю. Кто-то выбирает флейту, способную описать звуком характер человека. Кто-то выбирает фагот с голосом-виртуозом, способным «петь» и лирическим тенором, и суровым баритоном, и даже густым, «в годах», басом. Царь Давид выбрал инструмент богов — арфу. Романтик Браиловский назвал своей любимой — валторну! Во-первых, внешне это красивый, просто сказочный инструмент. Сразу представляется, как трубят в рога во время королевской охоты. Во-вторых, «лесной рог» определил музыкальную судьбу будущего композитора. Маленький Володя рано потерял отца — пианиста, выпускника Ленинградской консерватории, блокадника, участника войны, стоявшего у истоков духового оркестра в Кемерово. В 12 лет сирота попал в интернат этого города, ходил как завороженный за дирижером и просил дать «подудеть». Тот посмотрел на тонкие губы и указал на валторну. С тех пор они вместе — музыкант и инструмент! Вместе поступили в Московскую консерваторию, где студент учился композиции, и играли во многих столичных оркестрах. Надо заметить, на валторне не всегда получается та Мелодия, которую ожидаешь услышать, но это абсолютно не умаляет несомненных достоинств Инструмента. Иначе не Существовало бы многих произведений. В том числе — Концерта для валторны с оркестром, написанного Браиловским для своей любимицы, который прозвучал в этот вечер и произвел неизгладимое впечатление.
Театральная музыка композитора, насыщенная образами, создала живописную атмосферу памятного вечера. Признался Маэстро и в любви к скрипке. Его сокурсниками были скрипачи-виртуозы — В. Спиваков и О. Каган. Струны души тронуло Адажио в исполнении Ирины Банниковой.
«Жизнь моя. Любовь моя. Судьба моя»
— это рефрен из Романса на слова и музыку Браиловского с посвящением любимой жене. Музыкальное откровение «Только Ты!» стало чудом для всех в зале. Ведь в сказках после свадьбы пишут «конец». И мы понимаем, насколько это правильно. А тут вдруг знаменитая чета Браиловских показала возможность продолжения: со дня свадьбы прошло 50 лет — и у всех на глазах композитор с седой головой признался в любви к своей жене и музе. Назвал «неотъемлемой частью жизни», «декабристкой, поддержавшей в сумрачный час». А с какой гордостью он говорил о мастерстве Людмилы Евгеньевны Браиловской: «Все
солисты вечера — ее ученики по вокалу». В идеале у пары должны быть три жизни — у каждого своя и еще одна общая. Владимир Браиловский признался: жена — это его «экспериментальная база», первый слушатель. Потом музыкант аккомпанировал на фортепиано исполнителю романса Володе Шустову. Подарил розы любимой и страстно поцеловал. О любви женщины лучше всего говорят ее сияющие глаза. Глаза верной подруги лучились счастьем. Они помнят свой «адрес любви»: Москва, Грузинская, дом 22, дробь 24. Именно там их первая комнатка, куда пустила супругов — студентов консерватории комендантша общежития. «Огромная, как гренадер, она была очень добрая».
Браиловские подарили «алые паруса» многим своим ученикам. Блистает на сцене Елена Материнко. Артистка не просто исполнила, а прожила романс на стихи Марины Цветаевой «Мой милый, что тебе я сделала». Страстный монолог покинутой женщины ошеломил зрителей.
Павел Усович показал артистизм исполнения песен «Отчий дом» и «Баллада о скрипке» и поблагодарил Маэстро за исполненную мечту быть артистом. «Если бы не Вы, я всю жизнь был бы несчастным», — признался ведущий мастер филармонии.
Прима Большого театра Беларуси, народная артистка Нина Шарубина вышла на сцену «альма-матер», покорила публику своим сопрано и поблагодарила любимого педагога Людмилу Евгеньевну за голос, крылья за спиной и путь оперной певицы. Призналась: супруги называют ее «дочечкой»!
Прелюдия Браиловского помогла пианисту Савелию Андрееву, ученику Могилевской детской школы искусств №3, победить на Международном конкурсе «Музыка надежды».
В начале 19 века газеты описали удивительный поступок Грина. Писатель-романтик увидел девушку, которая любовалась манекеном в синем пальто. Александр Степанович вошел в магазин и вышел… с шарфиком в руках! Подарил и извинился, что на пальто не хватило денег.
В начале 21 века, когда время идеализма безвозвратно ушло, Браиловский подарил городу сказочный вечер. 20 февраля 2017 года красивый Человек собрал в красивом здании красивых людей. Улыбка, шутка, веселие, непринужденное общение — это все не меньшие чудеса, которые сыпались, как из рога изобилия. Одним из сюрпризов стали отрывки из спектакля «Волшебник Изумрудного города», к которому Браиловский написал музыку. Железный Дровосек, Страшила и Трусливый Лев напомнили истину: «Самое главное — иметь сердце, ум и смелость». Под занавес прозвучала премьера песни «Мы дарим красоту, которая спасает этот мир!» на стихи давнего соавтора Олега Жукова. Поэт-юбиляр, встретивший в январе 80-летие, поразил молодостью и позитивом. Без всяких сомнений он сказал: «Впереди у нас большая и прекрасная жизнь!»