Маркова, С. Всем смертям назло : [Могилевский агролесотехнический колледж] / Светлана Маркова // СБ. Беларусь сегодня. — 2017. — 6 мая. — С. 9.
Почему уникальные архивы о жизни и творчестве Константина Симонова хранятся не в музее, а могилевском колледже?
Кажется, что за несколько десятков послевоенных лет раскрыты практически все тайны обороны Могилева и сражений за освобождение города. Но время не перестает удивлять новыми, мало известными ранее фактами о событиях Великой Отечественной. Немалую лепту в восстановление военной истории внес и агролесотехнический колледж. Дирекция и воспитанники воссоздают одну из линий Днепровского рубежа и реконструируют форсирование реки красноармейцами летом сорок четвертого. А еще — хранят огромную коллекцию фотографий, копий документов и вырезок из газет, рассказывающих о жизни и творчестве военкора Константина Симонова, который первым воспел подвиг героев на Буйничском поле. Собрала уникальную экспозицию россиянка Тамара Бусько. На ее архивы претендовали многие музеи, но пенсионерка завещала их могилевскому колледжу.
— Познакомились мы в конце девяностых, — рассказывает преподаватель Светлана Орловская. — Тамара Сергеевна сама ветеран Великой Отечественной, зенитчица, воевала на белорусской земле. На Буйничском поле ежегодно встречалась с однополчанами. Но однажды, приехав в очередной раз на знаковое место, увидела, что осталась совершенно одна. Ей подсказали: единомышленников можно найти в агролесотехническом колледже. Бусько так и сделала.
Адресом на самом деле не ошиблась. Гостью из Краснодара встретили радушно, выделили гостиничный номер. А она провела не одну встречу с будущими лесничими, трактористами, слесарями, рассказывая о войне. В этих воспоминаниях было много лично пережитого. Но еще больше — отражения тех событий в передовицах, очерках, романах и стихах Константина Симонова.
Любовь к этому автору его современница пронесла через всю жизнь. А началось все со стихотворения «Жди меня», которое для юной тогда девушки стало настоящим потрясением. С тех пор Тамара Сергеевна начала следить за творчеством кумира. На фронте за счастье было прочесть «Красную звезду» — особенно если на ее страницах печатались материалы военкора. Любая публикация Симонова или рассказ о нем самом радовали и позже, в мирное время. Вырезки из газет и копии печатных материалов, оригинальные карточки и фотодубликаты — все реликвии, связанные с именем писателя, преподаватель Кубанского госуниверситета накапливала долгие годы. С передвижной экспозицией регулярно выезжала в самые разные города Советского Союза. Счет посетителей необычного музея шел на миллионы, а неутомимый хранитель и экскурсовод все продолжала и продолжала свои вояжи. Все стихи Симонова подвижница, кстати говоря, могла прочесть наизусть.
— Речь у Тамары Сергеевны была грамотная, голос хорошо поставлен, — вспоминает Орловская. — Она была довольно строгая, но в то же время бодрая, энергичная, жизнерадостная.
Со своим кумиром Бусько встретиться так и не довелось. Когда Симонов ушел из жизни и стало известно, что его прах развеян на легендарном Буйничском поле, пенсионерка начала приезжать в Могилев дважды в год: на 9 Мая и в день рождения писателя — 28 ноября. В последние годы проблемы с тем, где остановиться, не было: ветеран войны теперь уже знала, что в агролесотехническом она всегда желанный гость. А однажды Тамара Сергеевна приняла одно из самых важных для себя решений — о передаче колледжу всех материалов, связанных с именем Симонова. Они, считала, должны храниться в надежных руках и именно на той земле, которая была так дорога писателю.
Процесс передачи планшетов в колледже помнят до сих пор. Задействованы были самые разные силы, в том числе и работники железной дороги на станции Орша, где работала мама Светланы Орловской. В итоге все прошло организованно: ценные экспонаты общим весом более чем в триста килограммов из вагона выгрузили за пять минут. Потом на машине колледжа архивы вместе с их хозяйкой доставили к месту назначения. Тамара Сергеевна, хотя новым партнерам и доверяла, за процессом сборки планшетов в новом зале, тем не менее, следила лично. А оставшуюся часть архивов в 2007-м, уже после смерти Бусько, в Буйничи привезли ее краснодарские соседи.
Дело, которому энтузиаст посвятила более шестидесяти лет, продолжает жить. Музей Симонова в колледже не пустует: воспитанникам, могилевчанам, гостям города здесь не только напоминают об основных вехах жизни писателя. Посетители открывают для себя немало новых эпизодов из его биографии. Так появилась еще одна нить, которая связала имя Константина Симонова с Буйничами.
Писатель, который в своем очерке «Горячие дни» открыл миру всю правду о масштабных сражениях при обороне Могилева, а позже посвятил его защитникам свою трилогию «Живые и мертвые», свидетелем освобождения города не был. Между тем известно, что в сорок четвертом у его стен тоже было особенно жарко. Возле поселка Буйничи, на нынешней территории колледжа, Днепр форсировал 364-й стрелковый полк. Георгий Малиновский, директор агролесотехнического колледжа, рассказывает:
— Это были такие же парни, как и наши нынешние воспитанники. Хотя фашистские укрепления считались очень мощными, группа лейтенанта Ивана Мельнова под шквальным огнем противника на подручных средствах сумела переправиться через реку и водрузить красное знамя на одном из местных домов.
Один из вражеских дотов сохранился до наших дней. В восьмидесятые его хотели взорвать, но эксперты заявили: сооружение столь крепкое, что от ударной волны может выбить стекла в домах у сельчан. Тогда дот накрыли камнем. А несколько лет назад задумали укрепсооружения восстановить — чтобы наглядно продемонстрировать, что пришлось преодолеть красноармейцам, боровшимся за освобождение Могилева. За два года воспитанники и преподаватели построили траншеи, землянку, наблюдательную вышку. Проект поддержали местный лесхоз и военные, которые помогли с материалами и раритетным оружием. Сегодня в музее под открытым небом стоят две немецкие пушки и танк. А в скорой перспективе «арсенал» должна пополнить уже советская техника периода Великой Отечественной войны.
— Это и легендарная «катюша», и полевая кухня, военная санитарная машина, зенитки, гаубицы, — перечислил Малиновский. — Они «пропишутся» ближе к пойме Днепра и станут своего рода иллюстрацией наступательного движения Красной армии.
Идея получила развитие, ею заинтересовался облисполком, пообещав помощь, в том числе в поиске военной техники периода Великой Отечественной.
Хотя Константин Симонов о героях этой переправы не писал, многие его строки вполне могут стать отражением их подвига тоже. Тем более что взяли они свой рубеж на буйничской земле, навсегда оставившей след в сердце писателя. Сегодня покоренную группой Мельнова высоту и музей Симонова, к слову, разделяют всего несколько метров.