«И ты видишь — оно происходит!»

   Булова, Е. «И ты видишь — оно происходит!» : [к юбилею газеты «Могилевская правда»] / Евгений Булова // Могилевская правда. — 2017. — 12 мая. —  С. 14.
<p>12.05.2017</p> <p>«И ТЫ ВИДИШЬ — ОНО ПРОИСХОДИТ!»</p>Сейчас уже вряд ли возможно доподлинно установить причину собрания, запечатленного на этом фото середины восьмидесятых годов. Наверное, обыкновенная редакционная летучка в кабинете главного редактора, на которой детально разбирались последние газетные номера, планировались следующие. Хотя могло быть, к примеру, профсоюзное или приуроченное к какой-либо дате общее собрание коллектива редакции газеты «Могилевская правда». А может, это все происходило отнюдь и не в кабинете руководителя газеты (в то время — Венедикта Бербего).

Всяких вариантов много. Точно лишь одно — творческим лидером издания на тот момент был Виктор Юшкевич, ответственный секретарь, чей (не побоимся этого слова) величественный лик запечатлен в самом центре снимка. Если у кого-либо есть желание, то подобную точку зрения можно оспорить, но, судя по выражению лиц других героев фото (Владимира Далькова, Нины Юркиной, Виктора Кубеко, Николая Рудковского, Бронислава Прошко…), занятие это — бесперспективное.

За той коричневой дверью…

Лично мое знакомство с В.А.Юшкевичем припадает на конец семидесятых, когда я, тогда еще инженер-конструктор Могилевского лифтостроительного завода, отправил свою карикатуру в редакцию «Могилевки». Естественно, в надежде на опубликование, в чем чистосердечно и признался в сопроводительном письме.

Рисунок вскоре и в самом деле появился в газете, вызвав у начинающего карикатуриста непреодолимое желание завалить издание подобными образцами графического творчества. Все свободное время, в том числе и обеденные перерывы на лифтостроительном заводе, я посвящал юмористическим рисункам. Как говорится, не пил и не ел. Однажды решился прийти в редакцию с подборкой уже выполненных карикатур. Дело не в том, что преследовал цель сэкономить на почтовом конверте, скорее сработало любопытство — было интересно узнать, как там обстановка в редакции. Тем более мое желание «сходить в разведку» совпало с письменным приглашением. Письмо, в котором шла речь о возможном сотрудничестве, было подписано ответственным секретарем В.А.Юшкевичем.

Очень хорошо помню обитую коричневым дерматином дверь в секретариат. Когда вошел в кабинет Юшкевича, необыкновенно удивился: так вот, оказывается, кем был тот вызывавший у меня восхищение видный стройный мужчина с внушительной копной слегка вьющихся волос с проседью, практически в любое время года ходивший без шапки. И в лютый мороз, и в беспрестанный снегопад. Я частенько встречал его в городе, не обратить внимание на подобную шевелюру в условиях погодного экстрима было сложно. Но не только прическа, внешний вид Виктора Антоновича притягательно воздействовал на окружающих. В нем сразу же ощущался некий внутренний харизматичный импульс, придававший всему облику, если хотите, одухотворенную рыцарскую романтичность. Прямо-таки готовый к экранизации произведений Александра Дюма или Джека Лондона актер, который на самом деле оказался журналистом.

Разговор со мной он начал без ожидаемых театральных предисловий. Как потом я понял, газетное производство не предоставляет его участникам времени для размусоливания прописных истин — все быстро, на лету и в концентрированном виде. Но при максимальной концентрации сознания, в противном случае газета такой абракадаброй может откликнуться — врагу не пожелаешь! Плата за минутную расслабленность очень и очень высока. Цепочная зависимость друг от друга целого ряда сотрудников (от пишущего материал корреспондента, макетирующего газетную полосу секретаря — до верстальщика в типографии) не терпит бездушной траты всегда необыкновенно драгоценного времени.

Не забуду, как за пятиминутное со мной общение Виктор Антонович успел скорректировать две полосы завтрашнего номера, с макетами которого то и дело «заныривали» в его кабинет сотрудники. Юшкевич одной стороной рта говорит мне о своем желании иметь карикатуры на  такие-то темы, а другой — поясняет работнику секретариата, почему фотографию надо уменьшить, заголовочный шрифт увеличить, а интервью с репортажем поменять местами, «выгородив» при этом газетную «дырку», в которую возвращающийся в данный момент из командировки корреспондент напишет анонс будущего проблемного материала. Но это я уже сейчас, спустя четыре десятка лет, могу разложить на составляющие весь процесс, происходивший на моих глазах в редакционном кабинете, а тогда приходилось лишь делать умное лицо, впервые слыша и видя все вышеизложенное.

Наверное, умное лицо действительно удалось на славу, ибо к концу короткого разговора Виктор Антонович предложил мне перейти на работу в редакцию «Могилевской правды». Конечно, диплом инженера и опыт работы конструктором в отделе главного механика лифтостроительного завода «погоды» не делали, но должность газетного художника вырисовывалась для меня вполне реально. Согласился я моментально, а вот оформился лишь спустя несколько лет — на то были причины личного характера. Пятилетка в секретариате под руководством В.А.Юшкевича стала для меня самым большим и значимым «университетом газетного дела». Ну а как же по-другому, ведь сам Виктор Антонович мог качественно выполнить практически все фазы производства газеты — от написания текста любого  жанра, редактирования до фотографирования и макетировки полосы. После чего оставалось разве что нажать пусковую кнопку печатной машины в типографии…

Такие в окопе не отсиживаются

В.Юшкевич каким-то непостижимым образом сочетал в себе качества не только великолепного мастера слова, тонкого знатока психологии, способного разобраться в самой сложной жизненной ситуации, но и человека принципиального, решительного, смелого. Такие в окопе никогда не отсиживаются.

Вот что вспоминает ветеран журналистики, в прошлом главный редактор белыничской районной газеты «Зара над Друццю» Н.И.Подобед: «Помню, году в 1993-м наша «районка» опубликовала критический материал, касавшийся вывоза мебели и электроприборов. Время было тогда непростое, «дефицитное». Публикация вызвала широкий общественный резонанс, представители задетых за живое структур, естественно, предприняли попытку давления на газету и, в частности, на меня как на главного редактора. Некоторые депутаты нашего тогдашнего райсовета попытались вызвать ко мне недоверие. Юшкевич в то время был председателем областного отделения союза журналистов. Он специально приехал в Белыничи и, выступив, убедил всех в том, что газета была права. Критику недовольных статьей четырех депутатов не поддержали».

«Ты можешь меня переубедить»

А теперь снова вернусь к карикатурному творчеству, с которого у меня и начался газетный «роман» — на всю оставшуюся жизнь. И снова сфокусирую свое внимание на Викторе Антоновиче, который, к сожалению, не так давно покинул наш бренный мир. Именно он советовал мне не бросать заниматься карикатурой. Мы зачастую очень детально и обстоятельно обсуждали с ним сюжеты некоторых моих рисунков, до головной боли.

Наш диалог выглядел примерно так:

— Так, что мы имеем? — вопрошал Юшкевич, рассматривая только что предложенный мной рисунок и не переставая читать журналистский материал, не имеющий к карикатуре никакого отношения. — Вроде как поликлиника…

— Пьяница пытается получить у врача больничный, — делаю я робкое пояснение к сюжету, заранее уже зная, что рисунок придется переделывать. Обычно Юшкевич моментально откликался на удачную композицию и искрометный сквозящий изо всех щелей юмор. Но если он призадумался, значит, что-то не так.

— А почему врач такой недовольный? — продолжает Юшкевич. — Он что, тоже вчера «перебрал»?

— Признаюсь, я как-то и не подумал, что возможен такой поворот сюжета.

— Вот по этой причине твой юмор не бьет. Согласен?

— Да, возражать не буду.

— Но ты можешь попытаться меня переубедить, — не унимался Юшкевич. — Ведь я тоже могу ошибаться. Если хочешь, давай поинтересуемся мнением у кого-нибудь другого. У Миши Оверченко спросим? Или у Рудковского?

Иногда мы действительно хватали за пиджак первого подвернувшегося сотрудника газеты и спрашивали: как ему рисунок? Обычно Виктор Антонович побеждал не по причине своего начальственного положения. В результате такого творческого коловращения у меня сформировался некий карикатуристический закон: интересно и смешно будет тогда, когда сделаешь такой рисунок, на котором будет изображено то, что никогда не могло бы произойти, но, глядя на картинку, ты видишь — оно ведь происходит! Без вмешательства сверхъестественных сил!

В данном случае критика была неуместной

А однажды Юшкевич изрек ставшую для меня во многом «путеводной» фразу: «Художников — много, а вот карикатуристов — нет».

Воодушевленный столь лестной оценкой моего творчества я, помню, к концу недели «выдал на-гора» внушительную партию юмористических рисунков, один из которых стал причиной возникновения эмоций совсем иного рода.

Дело было в том, что один из высоких партийных начальников узнал себя на рисунке. Несмотря на то, что изображение человека на трибуне было стилизованным, гипертрофированным — огурцеобразный нос, приличных размеров живот, в карикатуре легко угадывалась конкретная личность. Совершенно случайно. К слову, подобный персонаж к тому времени стал уже кочующим из карикатуры в карикатуру своеобразным творческим брендом автора этих строк. Но именно тот рисунок напоминал именно того начальника. Повторюсь, совершенно случайно.

Естественно, под удар в первую очередь попал не я как автор, а Виктор Антонович как мой начальник — мол, куда глядел?

Признаюсь, ожидал серьезной «выволочки», однако Юшкевич не произнес в мой адрес ни одного сурового слова. Коллеги-журналисты со смехом втихаря «хмыкали» в курилках, а он так ничего и не сказал. Хотя на критику был всегда щедр. Наверное, полагал, что в данном случае она совершенно неуместна.

* * *

…Что любопытно, каждый раз, попадая в нынешний музей им. П.Масленикова, я по инерции начинаю искать ту обитую коричневым дерматином дверь, которая вела в ранее располагавшийся на первом этаже секретариат «Могилевской правды». Естественно, ничего не нахожу и утыкаюсь носом в какую-нибудь висящую теперь на стене картину. Ну и ладно, ничего ведь не стоит на месте, все изменяется — музеи, картины, редакции, газеты… Как и люди, о которых иногда хочется вспомнить…