Пахарь в науке

   Власенко, М. Пахарь в науке : [директор учебного центра Могилевского облсельхозпрода, кандидат технических наук Я. У. Яроцкий] / Михаил Власенко // Зямля i людзi. — 2017. — 17 мая. — С. 10-11.

Директору учебного центра Могилёвского облсельхозпрода, кандидату технических наук Якову Устиновичу Яроцкому вручён нагрудный знак республиканского комитета профсоюзов «За заслуги». Ему, пахарю в прикладной науке, посвящается настоящий очерк.

Яков Яроцкий — прирождённый поэт и прекрасный декламатор Лермонтова, Есенина, Василия Фёдорова… Обстоятельства сложились так, что в нём каким-то чудодейственным образом органически соединились две, казалось бы, противоположности — физика и лирика. И этот счастливый симбиоз даёт обильные плоды, которые и поныне с благодарностью пожинают специалисты-аграрии и его учёные коллеги…

В кабинете директора неустанно гремит телефон, в кармане назойливо и мелодично чирикает мобильник. В трубке раздаются взволнованно-молящие голоса: «Помогите, задыхаемся: импортные сеялки барахлят, отечественные «Беларусь!» буксуют, сроки сева поджимают, а сверху подстёгивают: давай, мол, давай!..»

Яков Устинович тяжко вздыхает: у самого голова кругом идёт. В разгаре — учебный сезон, надо всё подготовить, организовать, разместить людей, договориться с преподавателями и специалистами академии… Да и хозяйствам-бедолагам отказать нельзя. Когда представляешь, что импортную высокопродуктивную технику в иных хозяйствах попросту «насилуют». К работе её, поди, не подготовили, узлы и механизмы не отрегулировали. Местные инженера помочь бессильны, а сервисные службы в районах или бездействуют, или заняты своими «брэндовыми» проблемами…

Казалось бы, директору учебного центра, кандидату технических наук все эти местные проблемы «до лампочки». Однако он облачается в рабочую спецовку, садится за руль и мчится к чёрту на кулички в отдалённое хозяйство…

Вначале, как говорят, было слово. Ободряющее слово матери: «Ты уже, сынок, взрослый, как-никак — помощник!» Пятилетний «помощник» умел читать, распевать по деревне частушки, и даже сооружать бабки из снопов, которые мать виртуозно делала с помощью серпа и перевясла. Потом он, засучив штанины, бежал за каким-то гремящим железным чудовищем, которое его взрослые односельчане называли трактором и даже пахали им землю. А самым счастливым человеком он себя ощущал, когда ему разрешали вскарабкаться на прицепную серьгу и, на зависть другим ребятишкам, с ветерком прокатиться по улице. И наставляли: учись хорошо — трактористом будешь!

К тому всё и шло. Закончил школу, курсы трактористов-машинистов при торфобрикетном заводе. И даже полгода проработал на болотном тракторе ДТ-55. Рутинный труд юноше оказался не по душе, хотелось чего-то более творческого и значительного. Узнав,что под Минском есть машиноиспытательная станция, решил и Яша попытать счастья. Взяли без всяких проблем трактористом-испытателем.

— Самое интересное для меня, — вспоминает Яков Устинович, — занятия в лаборатории, где мы на энергосиловой установке испытывали двигатели. Детально изучил не только устройство, но и многие технические особенности машины, её сильные и слабые стороны. Здесь впервые получил понятие о сопромате, постиг некоторые тонкости конструкторского мышления.

Это была первая ступенька в науку. Второй такой ступенькой стала служба в ракетных войсках. Имея за плечами специальность и практический опыт работы,» Яроцкий попал в полковую’шко-лу дизелистов-электриков. Тут уже пришлось изучать двигатели помощнее, которые ставили в танки. Командиры быстро обнаружили в молодом курсанте богатые способности к науке и его направили в школу младшего командного состава. Когда закончил, дали в подчинение 150 «штыков» и должность старшины батареи. А по совместительству поручили преподавательскую работу.

С этим богатым наследием старшина срочной службы Яков Яроцкий в 1971 году без всяких проблем поступает на мехфак Белорусской сельхозакадемии. Закончив её с отличием, встал перед новыми испытаниями: открылась трудная, но заманчивая перспектива, дорога в неизведанное — в самостоятельную жизнь.

Путь в науку для Якова Устиновича был тернистым, но вполне осознанным, заманчивым и даже поэтичным. Ибо пролегал через поле, которое он надеялся, согласно известной пословице, с пользой для дела перейти. Получил богатый опыт в самостоятельной работе главным инженером, а затем и директором совхоза. С головой погружался в лабиринты научной диссертации. Он и поныне отдаёт все силы и время научным изысканиям, которые с величайшей благодарностью принимают и перенимают как рядовой механизатор, специалист хозяйства, так и его коллеги по науке. А если кто из друзей заводит разговор о неустроенности бытия и бренности жизни, Яков Устинович артистически декламирует любимые строки из Есенина: Житьё у них было плохое, — Почти вся деревня вскачь Пахала одной сохою На паре заезженных кляч… «Заезженная кляча» уходит в историю. Сегодня механизатор, сидя в уютной кабине стального коня с тремя сотнями «кляч» на крюке, способен спокойно за одну смену перевернуть не один десяток гектаров. Проблемы создания новой производительной техники, рациональное и эффективное её использование — вот чему отдаёт свои трудовые будни и бессонные ночи рыцарь прикладной науки Яков Яроцкий. И становятся близкими, понятными и заразительными порывы его чувств, диалектика мыслей и живая устремлённость к цели.

Одним из драгоценных изобретений Якова Яроцкого — комбинированным почвообрабатывающим агрегатом, который и поныне работает на полях республики, в своё время заинтересовался завод «Бобруй-скагромаш». Требовалось нагрузить современную лошадку — энергонасыщенный белорусский трактор — под самую завязку. Чтобы он выкладывался полностью, не таскал бы по очереди — сегодня плуг, завтра борону или культиватор — а чтобы всё это сразу, одним махом. Крестьянину нынче впору экономить — и на топливе, и на времени. Да и ремонтному заводу жить надо, одним ремонтом не перебьёшься. И вознамерились заняться серийным производством этой и других сельскохозяйственных машин. Он применяется для мелкой обработки почв под посев, для лущения стерни, разделки дернины. Одним ходом можно вносить жидкие удобрения. Машина удачно агрегатируется с энергонасыщенными тракторами марки МТЗ (от 150 до 200 л. с.).

Яков Яроцкий — далеко не из той плеяды учёных, которые или что-то изобретают, совершенствуют, или только лекции читают. Это учёный-труженик, учёный-пахарь, если хотите — учёный-поэт. Скажем, начиная лекцию, он не упустит момент, чтобы не увлечь слушателя, студента какой-то занимательной «преамбулой», острой шуткой, поэтической строкой из Блока, Лермонтова или Есенина. И это к нему пришло ещё в раннем детстве, юности, когда он в своей душе впервые обожествил, опоэтизировал тот первый трактор, на котором ему разрешили прокатиться по его родной деревенской улице — уже не на прицепной серьге, а за рычагами.

Тогда впервые с рифмой
я схлестнулся,
От сонма чувств вскружилась голова;
И я сказал: коль этот зуд
проснулся,
Всю душу выплесну в слова!

С той только разницей, что «выплёскивает» он её не только в слова, а и в дела. Он сполна отдаёт себя практической науке — без расчета на почести и награды, которых, кстати, за 60 лет ему так и не дали. Сегодня он, руководитель такого нужного стране предприятия как учебный центр, заслуживает — и это мне приходилось слышать от людей понимающих, — самого высокого звания. Ибо его волнуют те дела и проблемы, коими живёт семижильный труженик-крестьянин, всё наше трудовое общество.

Его поэтическая душа искренне восхищается высокими достижениями Беларуси, к которым он имеет самое прямое отношение. И в этом видит -лучшую свою награду.

Мне часто приходится бывать на районных, областных практических семинарах Якова Яроц-кого, где он толково и профессионально объясняет и показывает, как настроить сеялку, чтобы она на оптимальную глубину заделывала семена, отрегулировать узлы комбайна, чтобы не было сверхнормативных потерь зерна. А когда его срочно приглашают в какое-либо хозяйство, чтобы помочь отрегулировать технику, яков Яроцкий засучивает рукава и делает, попутно объясняя механизатору и инженеру, что к чему.

— Наука и техника в последнее время так стремительно шагают вперёд, что не каждый в состоянии охватить и сотую долю самого необходимого, чтобы нормально выполнять свои прямые обязанности, и налаживать плодотворную работу. Потому и приходится не только детально разъяснять, разжёвывать, но и, засучив рукава, демонстрировать самые элементарные вещи — настройки, регулировки тех-ники, приёмы работы на ней, устранять в поле обычные неполадки. Хотя мы издаём массу различных методичек, учебников, наглядных пособий. Тем не менее, приходится ещё и подсказывать, как ими пользоваться, чтобы внимательно прочитав, принять самостоятельное решение.

— Яков Устинович, мы возрождаем село, строим агрогородки. В то же время сельская молодёжь, получив высшее образование, норовит уехать в город. Реально ли сажать вчерашнего десятиклассника на трактор со спутниковым навигатором и компьютерным управлением?

— Здесь есть проблема, хотя не такая уж страшная, как может на первый взгляд показаться. Ныне в тех же агрогородках условия для жизни не хуже городских, а где-то и получше. Так что и молодые вкус почувствуют. Тем более, что управлять современным, скажем, посевным агрегатом должен специалист едва ли не с высшим образованием. А кадров в деревне хватит. В развитых странах Запада менее 5 процентов сельчан кормит всё остальное население. И там для этого создаются все условия — поддержка государства. Даже фермеры имеют возможность обзавестись новейшими образцами техники и технологии. Конечно же, все учатся. Человека с улицы на такой агрегат не посадишь. И мы в своём учебном центре стараемся обучить смышленого механизатора практике обращения со сложными электронными приборами, научить регулировкам деталей и узлов агрегата. Правда, нам не хватает новейших учебных образцов техники, специальных тренажёров-симуляторов, чтобы человек мог прямо в классе сесть за пульт управления и потренироваться, как говорят, в лабораторных условиях.

Казалось бы, что надо человеку, кандидату технических наук, директору учебного центра? Сиди себе в уютном кабинете, бумаги подписывай, лекции изредка читай, книги пиши. Зарплату получай, живи и в ус не дуй. Увы, книжная учёность — украшение, а не фундамент,-говорил Мишель Монтень. А истинный учёный — это пахарь.

Таков он, Яков Яроцкий, который не считает для себя зазорным «пахать» и на отдельно взятый «колхоз», и на державу в целом. Без расчёта на какое-либо вознаграждение. Он, куда попросят, а чаще по устоявшейся привычке и позовут, туда и едет. Потому что знает, как устроена новейшая техника, умеет её правильно собрать, отрегулировать и пустить в работу. Чтобы она назавтра не вышла из строя, и не пошли прахом уплаченные за неё миллионы рублей, а то и долларов. Он знает, когда и зачем сдваивать колёса в тракторе, для чего и как заливать в шины обыкновенную воду. Как сберечь и сохранить урожай, не превышая пределов нормативных потерь… Он знает всё, потому что не сидит на месте, зарывшись в деловых бумагах, которых у него на рабочем столе целые горы. Он ездит, летает по районам. Да и по всему белому свету. Ради того, чтобы где-то чего-то перенять, позаимствовать, а заодно и собственным опытом поделиться. Потому-то Я роцкого всюду приглашают и приветствуют. И российская глубинка, и французские машиностроители, и голландские фермеры, и отечественные потребители всевозможных новинок и новшеств.

Учебному центру Могилёвского облсельхозпрода, можно сказать, крупно повезло, что на место чистого администратора пришёл так нужный здесь человек. Особенно в наше сложнейшее время. Не случайно многие авторитетные люди говорят, что в Горках две академии. Учебный центр более привязан к производству. Здесь слушатели имеют возможность познакомиться с различными новшествами, побывать в передовых хозяиствах и посмотреть, «пощупать», как действует новая техника и технология. В Центре есть своя мини-типография, где печатают различные методические и учебные пособия. Большим спросом пользуется учебник «Обработка почвы и плодородие». Настольная книга колхозного бригадира, механика, агронома, руководителя любого ранга вплоть до министра. В ней всё разложено, как говорят, по полочкам. В центре есть собственная библиотека. Сегодня ведь без информации никак. Но и здесь море проблем.

— Мы с вами — свидетели того, как Homo sapiens как бы трансформируется в Homo informaticus. Вот и создаём у себя кабинет информационных технологий. Пришло время учить людей обращаться с компьютерной техникой, без которой сегодня жить и работать просто немыслимо. Вторая проблема — оплата труда преподавателей. По традиции мы пользуемся услугами опытных учёных Белорусской сельхозакадемии, ведущих ученых научно-практических центров и специалистов заводов сельскохозяйственного машиностроения. Ставки у нас настолько мизерные, что иному профессору стыдно получать копеечный гонорар, за который потом нужно отчитываться ещё и перед налоговой инспекцией. Вот он и думает: лучше меньше, да спокойнее…

На поля и фермы недавних заурядных колхозов, пришла новая техника с ультрасовременной технологией, перевернувшая, взворошившая весь крестьянский уклад. Управлять трактором, напичканным компьютерами и навигационной системой, рядовой механизатор без предварительного обучения уже действительно не сможет. Пришло время, когда и специалист переучиваться должен. Не случайно Могилёвский облисполком принял решение проводить учёбу руководителей сельхозпредприятий. Основная миссия опять же возложена на учебный центр облсельхозпрода. Что же в этом плане делается, какие формы обучения применяются, какие проблемы в учебном процессе возникают?

— Ситуация, которая складывается в агропромышленном комплексе, показывает, что получаемый сегодня результат в сельской экономике хотя и соответствует установленным требованиям, всё же по реальным возможностям может и должен быть выше. Не дело, когда по отдельным позициям затраты превышают выручку. Потому и поставлена областным руководством перед нами задача: провести краткосрочную учёбу руководителей хозяйств, что мы сегодня и делаем. Задача серьезная, и учёба носит практический характер. Главная цель -обеспечить устойчивое функционирование каждого хозяйства путём обоснованных экономических и технологических решений и расчётов.

Проблема возрождения села требует скоординированных усилий всех, кто любит «хорошо покушать». А поскольку кушать любят все, равнодушных быть не должно. Все мы вместе и каждый в отдельности, в силу своих профессиональных знаний и морального долга, обязаны вносить посильную лепту в укрепление сельского уклада жизни, в обеспечение продовольственной безопасности Родины. И кому в этом предоставить пальму первенства, если не учёным, свободным от бремени хождения по мукам в поисках средств?..

На переднем крае этих поистине героических перипетий — он, рыцарь прикладной науки и неутомимый пахарь, Яков Яроцкий.