Рябова, Л. Славит библиотека мастеров : [работа библиотек города Могилева по возрождению и популяризации ремесел] / Л. Рябова // Бібліятэка прапануе. — 2013. — № 10. — С. 36-39.
Республика Беларусь имеет богатое культурное и духовное наследие. Оно формировалось на протяжении веков и передавалось из поколения в поколение. Несмотря на разрушительные войны, стихийные бедствия, общество приумножало достижения предков, развивало науку, литературу, искусство, повышало свой культурно-образовательный и профессиональный уровень. Совокупность материальных и духовных благ, созданных обществом, и есть национальное богатство нации. Духовные ценности, утверждаемые и развиваемые обществом, являются почвой, предпосылкой формирования национального самосознания, национальной идеи. Белорусский народ вправе гордиться богатейшими истоками своей культуры, фольклором, обрядностью, красотой национального костюма, народными промыслами.
Важно, чтобы это наследие существовало не только как историческая память, как опыт самопознания, но и как актуальная сила духовного преображения, воспитания нации, движения ее на пути прогресса и нравственного совершенствования.
Особая роль в сохранении и трансляции опыта народа отводится во все времена публичным библиотекам.
Сохраняя традиционные методы работы, публичные библиотеки города Могилева стараются придать ей новые оттенки, направить на возрождение и популяризацию ремесел, промыслов, устраивают выставки, проводят мастер-классы и в необычной форме показывают читателям красоту творений рук человека.
Могилевская земля, раскинувшаяся на пересечении путей в Россию, Украину, Польшу и Прибалтику, издревле славится умельцами — соломо- и лозоплетельщиками, резчиками по дереву, гончарами, ткачихами и вышивальщицами, мастерами керамики и валяльного промысла. Говорят, что история — это встреча людей через столетия. У народных умельцев она наиболее предметна, так как время не властно стереть из памяти людской умения талантливых рук.
На базе детской библиотеки-филиала им. А.С.Пушкина г. Могилева совместно с государственным учреждением образования «Средняя школа № 37 г. Могилева» организована и работает творческая мастерская «История одной куклы». Руководит мастерской библиотекарь Павлова А. А., человек креативный, мастер не только библиотечного дела, но и человек, стремящийся удивить красотой, создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Участникам мастерской — ученикам второго класса школы — предоставлена уникальная возможность своими руками создать личную неповторимую куклу, вложить в нее свою фантазию и определенный смысл, узнать о конкретном предназначении этой куклы. Работа в мастерской не только дает базовые знания об истории создания кукол, но и развивает творческое мышление детей, способности к свободному фантазированию, коммуникативную компетентность школьника в процессе коллективной творческой работы. Дети приобретают в мастерской навыки кройки и шитья, приучаются к труду и ответственному поведению. Так, на занятии «Кукла «Ложка» ребята сочиняли сказку о кукле, сообща создавали в рисунке ее образ, а затем из деревянной, пластмассовой ложки «творили» свою куклу. Кто знает, может, пройдут годы и эта кукла станет украшением большого семейного очага.
Активный интерес читателей и гостей библиотеки вызвала выставка декоративно-прикладного творчества «Звонкий свисток — мелодия родной земли» народных мастеров Республики Беларусь, членов Белорусского Союза мастеров народного творчества Яковенко Вячеслава Николаевича и его жены Ященко Любови Николаевны. В период с 22 февраля по 15 марта дети и взрослые смогли узнать об истории, традициях, направлениях глиняной игрушки Могилевского края. Более 150 чудесных игрушек, изготовленных волшебными руками мастеров, притягивали к себе внимание посетителей: здесь были люди и животные, ангелы и цветочки, домики-подсвечники, различные свистульки и окарины, колокольчики.
На встрече с читателями библиотеки в процессе проведения мастер-класса по изготовлению игрушки из глины Вячеслав Николаевич и Любовь Николаевна убедили присутствующих, что ремесло — это больше, чем просто сделанные вручную предметы искусства, это связь с нашей душой. Выставка декоративно-прикладного творчества «Звонкий свисток — мелодия родной земли» вернула посетителей библиотеки в далекое прошлое с той непосредственностью и теплотой, которую вложили в них руки мастера, в историю культуры, в детство наших предков, наших бабушек и дедушек, наше собственное детство. Все эти игрушки — свистульки-лошадки, птички, барашки, бычки, петухи, птицы — трогают своей рукотворностью, живой участливостью взрослых, здесь чувствуется и родительская отцовская опека, и ласковая материнская забота, и умелая рука и высокий вкус настоящего мастера-игрушечника, и старание самих детей. В изображении животных присутствует некая сказочная архаичность и они выглядят как и герои славянской мифологии, когда каждый персонаж мог быть ипостасью того или иного природного явления, обожествленного и мифологизированного.
Игрушки Вячеслава Николаевича и Любови Николаевны воспринимаются по-современному остро и свежо. Их художественную выразительность усиливает цвет, то естественный, как у обожженной глины, то черный, красный, синий, желтый или зеленый, по которому идет орнаментовка — в одних случаях она отличается простотой и незатейливостью, в других мастера используют характерный для Беларуси растительный узор. Темный фон в сочетании со светлой орнаментикой в некоторых случаях создают эффектное декоративное чудо. И не важно, что в природе не бывает такой формы и цвета коней, собачек и лисичек, коровок и совушек, петушков и курочек, уточек и гусачков, главное, что их можно вылепить из влажной глины, обжечь, разукрасить в самые разные цвета и создать праздник — свистопляску с игрой на кричевских свистульках.
Трогательно выглядят свисточки в виде белорусской женщины и мужика-богатыря. На удивление очаровательны в своей наивной непосредственности птички и целое семейство рыбок и голубей. Игрушки Вячеслава Николаевича и Любови Николаевны так добры и трогательны, что действительно воспринимаются неземными существами. На произведения мастеров более хочется любоваться, нежели с ними манипулировать в игре. Характерным признаком их работы является подчеркивание красоты материала — красной глины — в изделиях и огромные, широко раскрытые голубые или зеленые глаза персонажей-свистулек.
Выставка изделий общая, под игрушками не указывалось, кто конкретно сделал ту или иную игрушку. Но смотришь и видно, что керамические изделия Вячеслава Николаевича как-то по мужски скупы по декору, но выразительны по напряженным сильным формам, а свистульки Любови Николаевны по-женски нежны, трогательны и милы. Их игрушки добры и открыты, как и сами создатели.
Имя умельцев известно далеко за пределами небольшого белорусского городка Кричев. Вячеслав Николаевич и Любовь Николаевна возродили славянскую народную традиционную глиняную Поднепровскую и Кричевскую игрушку-свистульку, гончарство родного края. И не удивительно, что во время зарубежных выставок к Вячеславу Николаевичу подходят земляки-белорусы и со слезами на глазах вспоминают о родной земле, запасаются игрушками-сувенирами, которые будут всегда согревать сердце теплом далекого, отчего дома.
Помимо глиняной игрушки, Вячеслав Николаевич занимается живописью. Пишет акварелью и маслом пейзажи, натюрморты, исторические работы. В творческом багаже Вячеслава Яковенко и 17 профессиональных фотовыставок разных жанров. Бог одарил Вячеслава Николаевича и поэтическим даром. Из-под его пера выходят стихи, басни. В 2003 году опубликован целый сборник-посвящение любимому материалу, который так и называется — «Про глину». В Кричев к В. Н. Яковенко приезжают гости со всего мира. Его работы находятся в музеях и частных коллекциях Беларуси, России, Голландии, Чехии, Норвегии, Швейцарии, Японии, Англии и многих других стран. Незабываемые своей искренней простотой, они покоряют сердца не только белорусов. А два успешных народных коллектива Вячеслава Николаевича — детский «Свистулька» и взрослый «Добрость» — словно напоминают, что традиции и древнее ремесло никогда не исчезнут с Могилевской земли.
Народные мастера свято верят в то, что нельзя допустить, чтобы ремесло ушло в небытие. В каждое изделие они вкладывают всю свою душу. И делятся со своими воспитанниками частицами любви, доброты, гармонии и счастья, которые они испытывают, работая с глиной.
Это не пафосные слова — глина, по мнению мастеров, это живой материал и он хранит энергию творца. А также передает хорошее настроение и заряжает позитивом.
Презентация выставки народных мастеров вызвала большой интерес, и в течение трех недель ежедневно сотрудники библиотеки проводили экскурсии по выставочной экспозиции. Содержание экскурсии, разработанное библиотекарем Дыба Е.В., позволила как детям, так и взрослым соприкоснуться с волшебным миром глины и звуков. Дыба Е.В. убедила посетителей, что яркая, жизнерадостная, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища. Много интересного рассказала Елена Викторовна посетителям выставки об истории глиняной игрушки. Оказывается, свистульки как самостоятельные изделия были известны еще в глубокой древности. Начиная с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Как считали в древности, свист отгоняет, нечистую силу, а добрых духов приманивает. Не случайно праздники весенние славились не только песнями и танцами, но и соревнованиями свистулечников. Кстати, символом Могилевщины считалась свистулька «всадник на утке» — оберег, призванный охранять человека ночью.
Прошли годы и свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. Затем простые глиняные свистульки трансформировались в более сложный духовой инструмент окарину, игра на котором, как уверяют специалисты, отгоняет злых духов и способствует ритмизации дыхания и развивает легкие.
По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад. А древнейшие глиняные игрушки, свистульки (кони, птицы, фигурки людей) найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, к II тысячелетию до Рождества Христова. Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью. Считается, что свистульки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время — большей частью зимой и весной до покосов.
Но часто мастер, устав от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь свистульку-игрушку для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее они стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. Игрушка стала своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления о природе и человеке. Дети, помогавшие своим родителям лепить и красить игрушки, принимали систему ценностей от предков. Умелые движения рук создавали форму изделия, которое оставалось внутри полым, затем с задней его части делался срез, и палочкой протыкались три необходимые для издания звуков отверстия. После этого свистулька сушилась, обжигалась и раскрашивалась красками в красный, зеленый, оранжевый, синий и желтый цвета с золочением рогов у парнокопытных и гребешков у петушков, а также с нанесением характерного украшения губкой или штампиком, сделанным из ткани, или расписывалась узором.
Как продолжение прославления творений рук человека является выставка «Страна кукол», которая работает в библиотеке с 15 по 30 марта. Только в первый день ее посетило более 300 человек. На выставке представлено 87 кукол. Очень обширна экспозиция частного унитарного предприятия «Свiтанак» ОАО «Актамир». Из информационных бюллетений выставки узнаешь, что это единственное предприятие в Республике Беларусь, специализирующееся на выпуске кукол. Свою истрию компания начала в 1953 году с создания цеха производства игрушек в городе Могилеве при артели «Пролетарий». Сегодня ассортимент продукции предприятия насчитывает более 100 наименований.
Разнообразна и трогательна экспозиция «Куклы, сделанные нашими читателями». Так, Якимова Н.В., руководитель народной студии декоративно-прикладного искусства «Чараўніцы» Могилевского городского центра культуры и досуга, победитель Международного конкурса семейного творчества по реставрации свадебного рушника, городского смотра-конкурса любительского творчества «Земля под белыми крыльями» представила куклы Матрена, Даша в летнем саду, Голубой ангел, Медведь, Олег Попов и другие которые оставляют простор для собственной фантазии посетителя, дают возможность зарождению и воплощению собственных замыслов. Именно поэтому посетители-первоклашки восторженно говорили учителю: «Ой, я тоже так хочу научиться!», «Я приведу бабушку и мы так же сделаем!», «А у меня такая кукла есть!» Экскурсовод выставки, библиотекарь Коноваленок И.А. рассказывает посетителям, что в славянских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал никому не смеяться над молодой. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны. Между тем, отмечает Ирина Александровна, строгое разграничение по полу, когда мальчикам дарят только машинки, а девочкам только кукол, — тоже заблуждение. Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает чувство сопереживания и сочувствия.
Специалисты библиотки считают, что одним из эффективных средств развития и воспитания ребенка является театр. Театрализованная деятельность — это источник развития чувств, глубоких переживаний ребенка, способ приобщения его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. В связи с этим в рамках выставки работает «Веселый театрик». Участвуя в действиях двух кукольных мини-спектаклях, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. А умело поставленные вопросы режиссером спектакля, библиотекарем Коноваловой Н.Л., заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Таким образом, библиотека не только позволяет людям вступать в неформальные контакты, но и обеспечивает возможность комфортного об-щения с другими людьми, становится еще и «уголком для творчества», где можно укрыться от давления технологического мира. Где можно, созерцая прекрасное, внимательно осмыслить сложные и противоречивые явления нашей жизни, чтобы увидеть неразрывную связь настоящего и прошлого, постичь суть нашего бытия. Это тем более необходимо в условиях, когда стремительное научно-техническое развитие цивилизации значительно опережает процессы духовно-нравственного становления. В связи с этим проблемы совершенствования внутреннего мира человека, его духовности и морали становятся главными в обществе. Вот почему так важно сейчас обращение к культурной сокровищнице белорусского народа, актуализация его традиций, ценностей и идеалов.