«У меня — миллион адресов…»

   Александров, Г. «У меня — миллион адресов…» / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2017. — 20 апреля. — С. 1, 4.

Апрельский день на Краснопольщине был солнечным и теплым. По небу плыли белые облака, подстегиваемые легким ветерком, редакционная машина стремительно бежала по асфальту — настроение было замечательнейшим. Мы ехали на малую родину Алексея Пысина, поэта и журналиста — бывшего газетчика «Могилевской правды». «К мосткам, к поляне, где курган, к речушке с тихим плеском, к могилам братским партизан, к туманным перелескам», как писал он в стихотворении «Узел». Правда, деревни Высокий Борок, где родился Алексей Пысин, уже нет, она снесена после аварии на Чернобыльской АЭС.

Но все те же  —  лес, речки, облака, цветы, лесные тропинки. Радость от встречи с природой — всегда один из источников поэтического вдохновения. «У меня — миллион адресов милых стежек, полян и лесов…» Эта  стихотворная строчка Пысина в унисон и журналистским судьбам — сколько в кочевой корреспондентской жизни адресов, командировок, встреч и бесед! Кстати, и благословил мальчугана из Высокого Борка на поэтическое творчество сотрудник Краснопольской районной газеты «Красное знамя» Петрусь Бедулин. Первые пробы пера Алексей сделал, будучи учеником Высокоборской семилетки, первые его стихи напечатаны в  местной «районке», селькором которой он стал, когда продолжил учебу в Палужской средней школе. Теперь она с гордостью носит имя Алексея Пысина — известного белорусского поэта, заслуженного деятеля культуры, лауреата Государственной премии БССР. Память о нем бережно хранит созданный здесь литературный музей.

Мы шли к нему через широкую аллею в школьном дворе — ее в день открытия музея посадили ученики и приехавшие гости. У входа в школу — мемориальная доска поэту. Проходим по длинному школьному коридору, открываем дверь в музей. Он занимает небольшое пространство, но, знакомясь с экспозицией, мы как бы окунулись в бескрайний космос памяти, поэзии, в ауру творческой мастерской — школа с любовью  собрала разнообразные материалы об Алексее Пысине, написанные им сборники стихотворений, личные фотографии. Музей был создан в 1982 году, в 2015­м, к 95­летию поэта, его реконструировали (средства выделил Краснопольский райотдел образования), привели в единый экспозиционный комплекс. Музей, по сути, сам стал художественным произведением и потому рождал образы, мысли и чувства. Вот макет деревни, дома, где родился Алексей Пысин, с мостком через речку Палужанку, сделанный руками школьников. Вот фото поэта с женой — Евдокией Пысиной. Он познакомился с ней, когда после войны пришел работать в краснопольскую «районку».

 — У нас много сборников поэзии Алексея Пысина, подписанных им, — с гордостью показывала и рассказывала директор школы и руководитель музея Лидия Пшеничникова. — Вот, например,  книгу стихов «Вярбовы мост» он подарил нашим  учащимся во время  последнего посещения школы. А вот его книги для детей, которые он посвятил своим внукам. Стихотворения Пысина входят в школьную программу белорусского языка и литературы для 6 класса. А еще мы ежегодно проводим праздники, посвященные дню рождения поэта, постоянно у нас проходят тематические вечера, поэтические чтения, литературные композиции, инсценировки по его произведениям. Вы знаете, то, что он писал про родные места, природу, очень близко для сельского ребенка. Даже малыши знают много детских стихов поэта.

Хоть мы в стихах Алексея Пысина и не нашли строк, связанных с газетным делом, редакционной «кухней», но дети, знакомые с его стихами для маленьких, конечно, прочитали его «Лесную газету»: «Что за стук, что за грохот долетает из чащи? То газету печатают на коре шелестящей…» И, конечно, с особым  чувством мы рассматривали редакционные «корочки» Алексея Пысина — удостоверение собкора Могилевской областной газеты «За Радзiму» (он пришел в ее редакцию в апреле 1956 года, а спустя несколько месяцев издание переименовали в «Могилевскую правду»), литсотрудника «МП». А еще подумали: как при серьезной для областного журналиста нагрузке у него получалось находить время, вдохновение, чтобы творить стихи с тонкой лирикой и философской глубиной?   

— Наверное, уже в ранней юности Алексей Пысин почувствовал и осознал, что без поэзии, музыки слов его жизнь не может быть полнокровной, — сказала Лидия Пшеничникова. — Книги  сопровождали его всю жизнь, начиная с детства, когда односельчане собирались в хате отца и вслух читали Демьяна Бедного, Максима Горького, Александра Серафимовича. С малолетства будущему поэту запомнились стихи Михаила Лермонтова, Тараса Шевченко, потом большое впечатление на него произвела поэзия Янки Купалы…

Самобытные произведения мастеров слова для любого литератора — как атмосфера, без которой он не может существовать, как воздух — чистый и свежий. В старой, пятидесятилетней давности, подшивке «МП» мы нашли публикацию Алексея Пысина о переезде областной библиотеки в нынешнее здание на улице Крыленко. Вроде обычный, рядовой репортаж, но написан рукой поэта. У него и здесь свой стиль, своя ритмика: «Как тяжело без книги! Около двух месяцев беспокоились могилевчане. Старая библиотека закрыта, новая не открыта. Сыпались звонки в областные инстанции. А у библиотекарей был настоящий аврал: около 400 тысяч томов надо упаковать, перевезти в новое помещение. Однако новоселье! И заботы, и радость. Нашлось много добровольных помощников. Замечательный подарок получили могилевчане в начале юбилейного года Советской державы!».

На стенде «Творчая спадчына» — фотографии, где Алексей Пысин запечатлен с коллегами по цеху: писателями и поэтами, журналистами. В том числе и с сотрудниками «Могилевской правды» 1950—60­х. Почти все они были фронтовиками, жаждали жить и работать, выполнить долг перед теми, кто погиб на войне. Когда Алексей Пысин окончил школу, райком комсомола направил его, как активного селькора, на учебу в Минский Коммунистический институт журналистики. В сентябре 1939 года, после воссоединения Восточной и Западной Беларуси, его, студента второго курса, направили на работу в город Бельск в районе Белостока. И там новоиспеченный журналист Пысин стал сотрудником Бельской районной газеты  «Красная Звезда». А потом была война. С фронта Алексей вернулся  с двумя тяжелыми ранениями и медалями «За отвагу» и «За победу над Германией».

— В своих воспоминаниях, — рассказывала Лидия Пшеничникова, — Алексей Пысин писал, что в начале войны ему один дед сказал: «Сынок, если хочешь остаться живым, не бери на фронте ничего чужого». Алексей свято выполнил этот наказ и вернулся живым. К родному дому пришел в той же шинели, в какой был в окопах. Ничего не взял с собой.

И вновь журналистская работа — ответственным секретарем краснопольской «районки», редактором газеты политотдела МТС в Барановичском районе, редактором Чериковской районной газеты. По воспоминаниям чериковских коллег, газета под его редактированием была боевой, злободневной, в ней размещали и стихи начинающих поэтов, рассказы, фельетоны, критические материалы и реагирования на них. Однажды в «районке» был опубликован фельетон «Чериковский Юлий Цезарь» — про заведующего местным отделением «Сбербанка», который выделял госкредиты колхозам по принципу «кому хочу и как хочу». Публикация всколыхнула весь район. Но реагировать на критику местные власти не спешили, банк продолжал работать по­прежнему, и в типографии набирается передовая статья, в которой давалась принципиальная оценка зажимщикам критики. Однако один из секретарей райкома партии был против ее опубликования. Тогда редактор Алексей Пысин уведомил о срыве выхода районной газеты срочной телеграммой в ЦК КПСС на имя самого генсека Никиты Хрущева. Реакция последовала незамедлительно: через обком партии были приняты меры воздействия на руководящих партработников района.

Конечно же работа в  газете укрепила поэтический талант Пысина — журналисты постоянно работают над словом. Он писал статьи, репортажи, очерки, а когда просила душа — стихи. Сочинял, наверное, где придется и как придется — в приемных различных учреждений, во время заседаний, партхозактивов, а то и в пути, что называется, «на колесе». По дороге на молочную ферму, за обедом с трактористами на полевом стане, во время мимолетного отдыха у проселка в потрепанный блокнот заносились поэтические строки, над которыми можно было поработать вечерами, в воскресные дни. Он, видимо, и выжил как художник благодаря не только собственной музе, но и упорному ежедневному поэтическому труду, стремлению: «Надо делать свое!». Стихи Пысина все чаще и чаще появлялись не только на страницах «районок», но и в областной, республиканской печати.

— Первый поэтический сборник Алексея Пысина вышел в  1951 году, но со следующей книгой он не спешил, — говорит Лидия Пшеничникова. — Учился, искал себя в поэзии. В 1957 году Союз писателей БССР направляет его в Москву на Высшие литературные курсы. Учеба была напряженной, да и жизнь — нелегкой: тысячу рублей от стипендии (старыми деньгами) он высылал жене, а себе оставлял 500. На столе иной раз, кроме хлеба и компота, ничего не было. Вместе с ним в то время учились Кайсан Кулиев, Чингиз Айтматов. Жили они в бывшем доме Герцена.

После окончания курсов в 1959­м  Алексей Пысин вернулся  в «Могилевскую правду». За годы работы он исколесил Могилевщину вдоль и поперек, написал десятки очерков, статей. Его, работавшего в отделе культуры, интересовало все: и новый клуб, появившийся в деревне, и строительство школы, и новый хор. С любовью он писал про барколабовских девчат, которые создали свой ансамбль, про свою землячку, известную певицу, народную артистку России Марию Пахоменко. В редакционном личном деле Алексея Пысина мы нашли характеристику, написанную легендарным редактором «Могилевской правды» Василием Титовцом: «Товарищ Пысин — способный журналист, талантливый поэт Беларуси. Он издал 12 поэтических сборников, 2 детские книги. Большую работу проводит с молодыми и начинающими поэтами и прозаиками Могилевщины. Ежемесячно готовит литературные страницы в газете. Его выступления в газете как журналиста пользуются успехом». Конечно же интересные, образные материалы Пысина, как и талантливые публикации каждого из редакционного поколения фронтовиков (Михаил Городецкий, чьим именем назван творческий конкурс Могилевского отделения  Белорусского союза журналистов, Вацлав Гильбурд, Григорий Борщевский, Борис Гордеев и другие), определяли неповторимую, фирменную стилистику «МП». Вот концовка газетного материала  Пысина о старом моряке с балтийского революционного эсминца «Самсон» Григории Шимановском, проживавшем в белыничской деревне Техтин: «Бурлят весенние ручьи, вода затопила лужок перед домиком, в котором живет ветеран революции… И кажется этот домик старым судном, которое стало здесь на вечный покой».

Вернувшись с фронта, Пысин первые годы не писал стихи про войну. Возможно, была другая нацеленность: тогда требовалось не вспоминать о войне, а идти вперед. А может быть, эта тема зрела в его душе… У каждого настоящего поэта есть стихи, представляющие его наиболее полно, своего рода «визитная карточка». И ею для Алексея Пысина стали стихо­творные произведения о войне — невозможно было уйти от ее грозового отсвета.

—  Военный мотив начинает звучать в третьем  сборнике его стихов «Сонечная паводка», — рассказывает Лидия Пшеничникова, — затем вышли «Мае мерыдыяны», где в один узел сплелись поэтический и военный меридианы Пысина, а в 1967 году вышел сборник стихов и поэм «Мае далоні», где тема войны и мира стала основной. За эту книгу поэту и была  присуждена Государственная премия БССР имени Янки Купалы.

Тема войны не отпускала Алексея Пысина всю жизнь. На его памятнике на Польском кладбище в Могилеве начертано:

… Я гляджу на даўняе
Курганне,
На траву, на рыжых мурашоў,
Ведайце: калі мяне не стане,
Я ў сваю дывізію пайшоў.

В книге посещений музея множество записей от людей, которые приезжали сюда  из разных мест Беларуси и зарубежья — даже из Японии. Оставили слова благодарности и признательности  педагогическому коллективу и школьникам за память о нашем коллеге, прекрасном поэте и журналисте Алексее Пысине и мы, нынешние газетчики «МП». Мы гордимся, что он работал в нашей редакции.