У хирурга — горячее сердце

   Сорокин, Д. Ценностные ориентации : [беседа с заведующим первым хирургическим отделением Могилевской больницы № 1 Д. Сорокиным] / Дмитрий Сорокин ; беседовала Валентина Соколовская // Магілёўскія ведамасці. — 2017. — 6 июня. — С. 6-7.

Первое хирургическое отделение Могилевской больницы N1 — основное на Могилевщине по сложнейшим в абдоминальной хирургии оперативным вмешательствам на поджелудочной железе, желчевыводящих путях, печени. В области только здесь проводятся резекции поджелудочной железы, анатомические резекции (иссечения) печени. Отделение интенсивно развивается, внедряя все более эффективные оперативные вмешательства.

Более 20 лет работает здесь и второй год возглавляет отделение, а также является координатором всей хирургической службы больницы врач высшей квалификационной категории Дмитрий СОРОКИН. «Блестящий хирург, перспективный руководитель и человек, душой болеющий за каждого пациента», — так емко охарактеризовал его главный врач этого медучреждения Виктор Клочков.

Выполнять дело, за которое берется, на «отлично» у Дмитрия Константиновича, можно сказать, в крови. Его родители известные врачи.Отец — Константин Львович Сорокин — организатор и первый заведующий этим отделением, именовавшимся ранее областной гепатологией. Мама, Раиса Михайловна Сорокина, почти 30 лет возглавляла акушерско-гинекологическую службу области. Ценили ее за высокий профессионализм даже в Москве, включали в состав авторитетных комиссий Минздрава СССР.

Могилевскую СШ №5 Дмитрий окончил с золотой медалью, Витебский медицинский институт в 1994 году — с. красным дипломом. В его активе хирурга есть операции, впервые успешно проведенные не только в области, но и в Беларуси. А доклады на международных форумах специалистов, научные публикации вызывают интерес и у зарубежных коллег.

— Дмитрий Константинович, насколько я знаю, вы и в этом году первым в области и даже в республике успешно провели малоинвазивную операцию на поджелудочной железе, избавившую молодую женщину от угрожавших ей негативных последствий открытого оперативного вмешательства…

— Операция, о которой вы говорите, была выполнена 30-летней пациентке, у которой в головке поджелудочной железы сформировалась постнекротическая киста. В такой ситуации обычно проводится открытое хирургическое вмешательство из большого разреза и нередко — с наружным дренированием, т.е. отток жидкости из кисты выводится по трубочке наружу, иногда и на длительный срок (месяцы). Но посоветовались с коллегами и решили тогда, что сможем выполнить операцию лапароскопически под контролем интраоперационного (лапароскопического) УЗИ и сделать дренаж внутренний — провести отток жидкости из кисты в просвет 12-перстной кишки. Помогали мне заведующий операционным отделением Юрий Владимирович Рудков и заведующий отделением лучевой диагностики Алексей Анатольевич Бобков. Так что заметьте, пожалуйста, что сегодня успехи хирургии обеспечиваются подвижническим трудом многих врачей и успешным развитием в больнице ряда других служб. В первую очередь, конечно, реанимационно-анестезиологической. Заведует этим отделением у нас Валерий Васильевич Кононков. Качество анестезии за последние годы шагнуло далеко вперед, как и интенсивная терапия, позволяющая выхаживать после операции пациентов, которых лет 10 назад было бы не спасти. С развитием ультразвуковой диагностики в нашей больнице стали проводить (кстати, впервые в области) операции под УЗИ-контролем. А интраоперационные УЗИ, когда во время лапароскопической операции применяется и лапароскопическое УЗИ, позволяющее хирургу осматривать внутренние органы, выполняются только в нашей больнице.

— Несколько лет назад вы тоже впервые в области успешно провели операцию Бегера — хирургическую коррекцию хронического панкреатита с его тяжелыми осложнениями. Актуальны ли подобные хирургические вмешательства сегодня?

— Операция очень непростая технически. Врачи нашего отделения готовились к ней несколько лет. Я, можно сказать, не один год спал с книжками по этой тематике. Но такие труды того стоили. Ассистировал мне заведовавший тогда отделением Александр Сергеевич Торбунов — талантливейший хирург. И мы смогли удалить головку поджелудочной железы, сохранив при этом 12-перстную кишку. Сегодня подобные операции делают практически все наши хирурги. В области только в нашем отделении оперируют больных, нуждающихся в таких хирургических вмешательствах. Первые годы их было немало. Но многих мы уже пролечили, и за прошлый год в отделении выполнено 25 соответствующих оперативных вмешательств.

Кстати, в области только в нашей больнице проводят панкреатодуоденальную резекцию при поражении поджелудочной железы доброкачественными образованиями и злокачественными новообразованиями.

— Какие операции делают в больнице на столь сложном для хирургического вмешательства органе, как печень?

— Во-первых, наше отделение единственное в области, где выполняются анатомические резекции печени (иссечение пораженных ее участков). Только к нам поступают и больные с эхинококкозом (альвеококкозом). Это паразитарное заболевание, ранее крайне редко встречавшееся в Беларуси, теперь ширится довольно быстро. За прошлый год прооперировали 10 таких больных из Бобруйска и Кричевского района. Возбудитель — паразит эхинококк, которым люди заражаются в основном от домашних собак, а те, в свою очередь, — поедая пораженные паразитами внутренности других животных. У зараженного человека эти паразиты локализуются, как правило, в печени, образуя эхинококковые кисты. Лекарствами они лечатся плохо, и мы их оперируем. Направляли даже молодую пациентку с альвеококкозом в РНПЦ трансплантации органов и тканей, где ей сделали пересадку печени, иначе бы она умерла.

Все больше оперируем больных с кистами печени и другого происхождения -врожденными, приобретенными, посттравматическими… Проводим как открытые операции, так и малоинвазивные. Развиваем эти и ряд других хирургических вмешательств на печени.

В нашем отделении под УЗИ-контролем берется и биопсия печени. Патологоанатомы больницы могут дать детальную гистологическую оценку ее состояния.

— Оперируете ли цирроз печени?

— Болезнь эта скорее гастроэнтерологическая, а не хирургическая, и лечится в соответствующем отделении. При необходимости пациенты с таким диагнозом направляются в Минск для трансплантации печени.

В нашей больнице благодаря успешной работе эндоскопического отделения, и в первую очередь подвижничеству его заведующего Андрея Михайловича Смолянца, успешно лечат такое грозное осложнение цирроза, как варикозно расширенные, кровоточащие вены пищевода. При циррозе чаще всего погибают от этого осложнения. Андрей Михайлович со своей командой освоил эндоскопическое склерозирование таких вен. Они спадаются, рубцуются и не кровят. За прошлый год в больнице проведено 50 подобных операций.

— У отделения большой авторитет в лечении желчевыводящих путей. Много ли таких больных?

— За год оперируем более полутысячи пациентов, страдающих желчнокаменной болезнью, холециститом (воспаление желчного пузыря). Удаляем камни в желчном пузыре и в желчных протоках. Проводим реконструктивные операции на этих органах как малоинвазивные, так и открытые. Активно развиваем применение во время хирургического вмешательства холедохоскопии — визуальный осмотр состояния желчевыводящих путей с помощью специального эндоскопического оборудования.

К сожалению, экстренных хирургических вмешательств приходится выполнять больше, чем плановых. Хотя так быть не должно. УЗИ-диагностика доступна каждому. И если человек знает о наличии у него камней в желчевыводящих путях — не надо ждать, когда, как говорится, гром грянет и начнется приступ. Можно обратиться за консультацией к специалистам, например, нашего отделения, и возможно сделать щадящую лапароскопическую операцию, предупреждающую осложнение желчнокаменной болезни.

— Существенно ли меняются с течением времени объемы работы в отделении, интенсивность труда хирурга?

— Судите сами. Если в первые годы здесь выполнялось порядка 120 — 130 операций в год, то теперь — не менее 1300. И это практически при том же количестве хирургов. Так что интенсивность труда возросла несоизмеримо. Медицина развивается, растет квалификация врачей. Горжусь, что работаю рядом с такими колоссами в хирургии, как Александр Сергеевич Торбунов, Николай Иванович Шершнев, Юрий Викторович Маркевич, кандидат медицинских наук Николай Васильевич Сычиков.

Мы, кстати, затронули лишь профилирующие направления работы отделения. Но нередко поступают к нам пациенты и с другими проблемами. Оперируем кишечник, желудок… Над усовершенствованием помощи таким больным тоже работаем. Например, внедряем лапароскопические операции на толстой и тонкой кишке.

— Как куратор хирургической службы больницы расскажите, пожалуйста, хотя бы вкратце о других отделениях этого профиля.

— Каждое из них значимо и с мощным потенциалом. Так, в статусе областного единственное на Могилевщине наше ожоговое. Возглавляет его известный комбустиолог Андрей Александрович Струнович. Высок авторитет и других специалистов отделения. Они не только в совершенстве владеют современными методиками лечения различных ожоговых травм, но оперируют обширные пролежни, трофические язвы, которые консервативным путем уже не вылечить. Занимаются вопросами реконструктивной пластической хирургии и дело это успешно развивают. К мнению наших комбустиологов прислушиваются коллеги на международных форумах.

Областное специализированное отделение и проктология. Заведует им хирург высшей квалификационной категории Алексей Алексеевич Шпаков. Заболеваний прямой кишки становится все больше, и работы у врачей отделения очень много. В день проводят по 10 — 12 операций. Надеемся, что скоро получим лазерную аппаратуру для выполнения такого вида хирургических вмешательств. Она обеспечивает более качественное их проведение, снижение болевого синдрома, уменьшение кровотечения, сокращение сроков лечения в стационаре. Значимый сегмент работы отделения — оказание помощи пациентам со стомой (в народе говорят — выведенной в бок кишкой). В проктологии их наблюдают, консультируют, выдают им калоприемники.

Высококлассные специалисты работают в ортопедическом отделении. Мощный импульс его развитию дал заведовавший им ранее Виктор Сергеевич Клочков. Сегодня отделение возглавляет тоже авторитетный хирург Олег Фабианович Сарнацкий. На достойном уровне здесь выполняется много эндопротезирований тазобедренных и коленных суставов. Отделение и основное в области, где занимаются экстренной хирургией кисти руки. Таких травм очень много и очень сложных. А это — тяжелейшие многочасовые операции. Работают наши ортопеды над расширением спектра протезируемых суставов. Есть и большое желание шире практиковать щадящие малоинвазивные операции — артро-скопию различных суставов. Но для этого необходимо соответствующее оборудование. Ждем его поступления.

К хирургической службе относятся и врачи-консультанты: уролог, оториноларинголог, офтальмолог. Они могут не только проконсультировать, но и провести в амбулаторных условиях небольшую операцию — развиваем хирургию одного дня. Особенно это практикует очень опытный в хирургической практике лор-врач Валентина Анатольевна Недведская.

— Какие качества, по вашему мнению, важны для руководителя?

— Цивилизованный мир отходит сегодня от директивных методов управления. Приветствуется делегирование руководителем полномочий, когда каждый член коллектива привлекается к участию в управлении. Ведь недостатки есть у всех, в том числе и у каждого начальника. Заслуживает уважения тот, кто это понимает и прислушивается к советам коллег. По моему мнению, основная задача человека, возглавляющего коллектив, -заразить коллег идеей во благо общего дела. У нас это, например, совершенствование в профессии, внедрение новых, более совершенных оперативных вмешательств. Если это у руководителя получается — он на своем месте.

— Каково это быть врачом потомственным, сыном столь авторитетных родителей?

— Мне просто повезло. Родители увлекли своей профессией, своим отношением к делу. Отцу 78 лет, маме 77. Они на заслуженном отдыхе, но и сегодня следят за новостями в медицине и остаются востребованными как врачи. Люди звонят, советуются с ними. Родители до сих пор строго оценивают мою работу, успехи, неудачи. Я дорожу их мнением. Они очень значимые мои наставники.

— Кого еще причисляете к таковым?

— Их много. Врач учится постоянно. Но не могу не сказать об Анатолии Тадеушевиче Щастном — докторе меднаук, профессоре, сенаторе, которого в вопросах ланкреатологии считаю свои учителем. Ныне он — ректор Витебского мед-университета. Но в свое время преподавал у меня хирургию. Общаемся с ним и теперь. Вместе занимается научной работой.

Многим обязан в своем профессиональном становлении Александру Сергеевичу «Горбунову. Более 15 лет он заведовал этим отделением, теперь работает здесь хирургом.

Профессионал с большой буквы и один из моих учителей по УЗИ-диагностике Анатолий Борисович Пискун, ныне работающий в РНПЦ трансплантации органов и тканей. Эти люди отдавали частичку себя, чтобы я состоялся в профессии.

— О защите кандидатской не помышляете?

— Материала накоплено много, опубликовано около 30 научных статей, разработанных совместно с коллегами. Но до кандидатской руки не доходят: много работы практической.

— Что бы вы сказали сту-дентам-медикам, избирающим своей судьбой хирургию?

— Еще раз очень хорошо подумать. Негатива в нашем деле очень много. Эмоциональное выгорание, которому подвергаешься постоянно, груз высочайшей ответственности за вверенную тебе жизнь. Не подарок ты и для семьи, поскольку отрешиться от работы не можешь никогда. Но в то же время хирургу дано испытать и ни с чем не сравнимую радость, особое эмоциональное потрясение, когда удается вырвать человека из лап смерти. Однако испытать эту радость дано лишь врачу, сострадающему больному, с горячим желанием помочь ему. Если в душе этого нет — идти в хирургию не стоит.