Все судьбы в единую слиты

  Сидельникова, В. Все судьбы в единую слиты / Виктория Сидельникова // Магілёўскія ведамасці. — 2017. — 30 июня. — С. 20.

<p>5.07.2017</p>
<p><b>Все судьбы в единую слиты</b></p> Ежегодная «Вахта памяти» поисковиков Могилевского историко-­патриотического клуба «Виккру» оказалась щедрой на находки. Останки 24 бойцов Красной Армии обнаружены на территории Чаусского и Быховского районов. Более 75 лет защитники города на Днепре считались без вести пропавшими. И пусть только у двоих солдат при себе оказались медальоны, которые помогут восстановить их имена, все павшие герои обретут вечный покой в братской могиле.

Солдат возвратился домой

Все­-таки имя одного стрелка – Ивана Кирилловича Шутова, 1921 года рождения, удалось установить сразу.

Еще весной в лесу близ деревни Кузьковичи охотники наткнулись на лисью нору, стали рыть и обнаружили человеческие кости. Сообщили поисковикам «Виккру», которые незамедлительно отправились в разведку. И только сейчас при содействии 52­-го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны РБ здесь, под Быховом, могилевские патриоты раскопали останки троих однополчан.     

Видимо, специального вкладыша для медальона у бойца не оказалось, и он на обрывке бумаги простым карандашом написал свои личные данные, имя мамы и место рождения. Удивительно, но надписи сохранились, будто сделаны вчера, а не в июне 1941 года.

Военный историк, руководитель клуба «Виккру» Николай Борисенко рассказал, что в этих местах в годы Великой Отечественной войны проходил участок Днепровского рубежа Красной Армии, на котором держали оборону части стрелковых дивизий, прибывшие из России и Украины. Найденный медальон подтвердил: красноармеец Иван Шутов служил в одной из тех дивизий. Благодаря российским архивным источникам специалисты узнали, что солдат пропал без вести как раз в июле 1941 года. Всю свою жизнь Мария Федоровна ждала возвращения сына. Но калитку дома в родном селе Куйбышево, хуторе Шевченко, что в Запорожской области, так никто и не отворил…

Музейный экспонат

– В местах героической обороны Могилева и окрестностей остались сотни пропавших без вести солдат, – утверждает Николай Сергеевич. – В то кровопролитное время их телами были устланы леса, поля и побережье Днепра. Линия фронта здесь проходила дважды: сначала в 1941­-м, а затем в 1943–44 годах, когда наши гнали врага обратно. По могилам и сопутствующим находкам определяем правильную периодизацию. Ямы, выкопанные всего на полметра, говорят о самом начале войны: хоронить глубоко не было времени. У новобранцев, как правило, с собой были медальоны, противогазы, стеклянные армейские фляги, винтовки СВТ­-38… У бойцов, погибших в 1943­-м, уже несколько другое вооружение – винтовки Мосина и автоматы ППШ­-41. Фляги – алюминиевые, а еще вместе с солдатами достаем котелки, самодельные мундштуки, деревянные ложки и расчески… При позиционной обороне, когда долго находились в окопах, наши солдаты часто занимались бытовым творчеством.

Кстати, в кабинете­- музее поискового клуба хранится котелок, на котором советский воин в картинках изобразил свою жизнь: родную хату, себя маленького, близких людей, флотские зарисовки и сделал надписи – настоящая окопная живопись. Поисковики «Виккру» подняли из земли только котелок. Что стало с его хозяином, к сожалению, пока неизвестно. В списках пропавших без вести художник не числится. Кто знает, может, этому бойцу удалось увидеть праздничный Парад Великой Победы?

Штрафбат на передовой

Нынешняя «Вахта памяти» запомнится еще одним важным событием – на реке Проня у деревни Дрануха Чаусского района открыт первый в Беларуси мемориальный знак в память о штрафных подразделениях, воевавших здесь. Появление валуна с мраморной табличкой поисковики считают долгожданным итогом своей 20­-летней работы.

Руководитель военно­поисковой секции Белорусского республиканского общества охраны памятников истории и культуры Сергей Беспанский рассказал о первых экспедициях клуба «Виккру». В 1995 году в деревне Прилеповка Чаусского района поисковикам удалось поднять нескольких бойцов в стальных нагрудниках. Застрявшие немецкие пули в костях красноармейцев, рядом – противотанковые гранаты, полное отсутствие медальонов: тайну той кровавой мясорубки историки разгадывали долгие годы.

По архивным документам и воспоминаниям ветеранов удалось выяснить, что в 1943 году здесь ожесточенно дрались с фашистами шесть отдельных штрафных рот и 11­-й штрафной батальон. И далеко не все штрафники были классическими уголовниками. Большая часть рядовых и сержантов попадала сюда за нарушение дисциплины, воинские и бытовые проступки.  

Первый обелиск

Могилевский поисковик Сергей Тагаев отыскал в Украине очевидца и участника того страшного боя. Чудом выживший офицер штрафбата Александр Плосков попал в категорию «пушечного мяса» за сущий пустяк. Водитель военного грузовика, он случайно въехал в машину командира роты, за что и угодил в «Бутырку». После чего с такими же провинившимися за мордобой, трусость, самострел, дезертирство, неподчинение старшему по званию попал на передовую в Чаусский район. Той морозной зимой, когда траншеи были доверху заполнены трупами, Плоскова тяжело ранило. Боец долго пролежал в госпитале: опытному хирургу удалось спасти его от ампутации. Александр Григорьевич кровью смыл свою вину перед Родиной, был восстановлен в звании техника-­лейтенанта, вернулся в строй, дошел до Кенигсберга… Но ни одного из своих боевых товарищей – защитников Могилева – живым он больше не видел…

Штрафники шли под вражеские пули первыми и безымянными, гибли тысячами без права на персональную боевую судьбу. Правда, за проявленные в бою героизм и мужество иногда получали ордена и медали. Часто – посмертно. В России – три памятника штрафным подразделениям. В Беларуси пока один. Поисковики уверяют, что не последний. Обелиски вырастут, как только земля вернет очередную партию своих героев.

Справка «МП»

За последние годы поисковики «Виккру» установили имена более 16 тысяч солдат и командиров Красной Армии, считавшихся пропавшими без вести. Из них около 5,5 тысячи защитников Могилева. Для сравнения: в 1990-х годах были известны имена только 450 воинов, защищавших город на Днепре.

Сегодня из 324 тысяч, захороненных в братских могилах на территории Могилевщины, известны имена чуть более 70 тысяч. Остальные – безымянные.

Бойцы генералов Бакунина, Веденеева, Еремина и Магона ждут своего часа! Вернуть канувших в неизвестность героев в семьи, где их заждались родные, – долг могилевских патриотов «Виккру». Поиск продолжается…