Время творить и вытворять

Максимова, Е. Время творить и вытворять : [закрытие XI Международного молодежного театрального форума «M.art.контакт-2016»] / Елена Максимова, Екатерина Льдова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 30 марта. — С. 9.

В Международный день театра, 27 марта, традиционно состоялось закрытие XI Международного молодежного форума «М.@rt.контакт-2016». Всю неделю фестиваль бурлил в городе, но в последний день словно устал – торжественного закрытия зрители так и не дождались. На сцену драмтеатра вынесли растяжку «ОТкрытие» и, поменяв две буквы, показали «ЗАкрытие».

За театральную неделю зрители смогли увидеть 20 абсолютно разных спектаклей – классических и новаторских, музыкальных и пластических, веселых и грустных, а также мюзиклы, пантомиму и балет.

Ввиду такого обилия и разнообразия постановок фестиваль остался без победителя – ведь сравнить, к примеру, классику и пантомиму – кощунство, а побывать на двух десятках спектаклей просто невозможно. К слову, пиком фестиваля стала суббота – публике было представлено пять интереснейших работ. И организаторы обрекли зрителей на метания и невозможность все посмотреть. Поэтому второй год подряд жюри, к сожалению публики, воздерживается от профессиональных оценок. Однако своего мнения критики и режиссеры не скрывают.

Контакт с профессионалами

Как заметила театральный критик Людмила Громыко (Минск, Беларусь), постановка «На дне» могилевского режиссера Игоря Казакова – это отражение нашей страшной действительности. «И я не хочу закрывать глаза и отворачиваться со словами: «Нет-нет, не надо, это больно и горько, дайте чего-нибудь сладенького. Талантливейший режиссер предложил новое прочтение Максима Горького, и это удивительно легло на наше время. Это и есть главная задача режиссера – менять взгляд на вещи. Я могу признать: в Могилеве работает новатор – и он продолжает удивлять, начиная с известной постановки «Гамлет», взявшей «Гран-при» во время «М.@rt.контакта-2013» и успешно гастролирующей по всему миру», – заявила она.

Сегодня критики вынуждены признать: режиссеры театров кукол идут в авангарде белорусского искусства. И Казаков, и Евгений Корняг (режиссер «Интервью с ведьмами») отличаются творческим бесстрашием, ведут смелые поиски, ставят рискованные сценические эксперименты. Спектакли молодых режиссеров отличает и глубокое смысловое наполнение. Это важно: белорусский театр стал интересен за границей.

Также прозвучало имя замечательного молодого режиссера Екатерины Аверковой, оставившей свой яркий след в Могилеве и «приручившей» не только белорусского зрителя, но и немецких актеров-любителей. Катя и бюргеры из театра «Зеленый соус» (Франкфурт-на-Майне) представили светлую и мелодичную, исполненную гармонии постановку «Три короля». Фойе в Театре кукол в тот день гудело, как пчельник: многие хотели познакомиться с новой постановкой талантливой девушки.

Важным Людмиле Громыко показалось и то, что работы молодых режиссеров были «подсвечены» работой сценического мастера Саулюса Варнаса. Виткевич – автор пьесы «В маленькой усадьбе», которую на фестивале представляли могилевчане, –масштабный польский драматург. Большой удачей для Могилева является и открытие этого любимого поляками автора, и работа признанного мастера европейского масштаба – Саулюса Варнаса. Безусловно, опыт сотрудничества литовского режиссера с могилевской труппой актеров способствует признанию критиками того, что Могилевский драмтеатр занимает сегодня ведущее положение в Беларуси. Идет насыщенная работа с целью приобретения звания академического театра. Саулюс Варнас выбирает произведения с ярким авторским миром, отталкивается от этого и начинает лепить удивительный сценический мир на сцене. Художественный мир «Маленькой усадьбы» потрясает воображение призрачной красотой. Искусство есть способность расшифровывать символы.

Также одной из лучших постановок фестиваля можно считать работу Театра Ди Капуа «Жизнь за царя». Напомним, что этот спектакль отличается от других еще и «освоением нового пространства» – действие происходило в музее этнографии.

Театрального потрясения на форуме, правда, хватило не всем. Но значимость «М.@rt.контакта» это не отменяет. Ведь как заметили и критики, и директор драмтеатра Андрей Новиков помимо того, что многие спектакли дали повод для серьезного профессионального разговора, здесь присутствовала и молодая «тусовка» — журналисты, критики. Работала лаборатория молодого критика, мастерская по актерскому мастерству. Не хватало только традиционного «Вестника» форума.

Контакт со зрителем

Подводя итоги, директор фестиваля и руководитель Могилевского драматического театра Андрей Новиковотметил, что была показана вся заявленная программа за исключением ожидаемого спектакля «Сталкер» (Театр «Золотые ворота», Киев). Но была представлена постановка «Бракованные люди» того же режиссера. «Все спектакли прошли с аншлагом. Многие работы дали повод для серьезных размышлений», – подчеркнул он.

Во время «Март-контакта-2016» состоялся и контакт «глаза в глаза» ребят из центра экспериментальной режиссуры БГАИ (город Минск) под творческим руководством Татьяны Троянович и зрителей. Во время фестиваля зрители, актеры, члены жюри, гости становятся одной большой семьей. Никто не следует принципу М.Булгакова: «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Раз ты пришел – значит, ты свой среди своих. Каждый может подключиться к обсуждению с соседями – и контакт будет!

Кстати, о вкусе: приз зрительских симпатий достался спектаклю Московского театра «Сфера» под творческим руководством народного артиста Александра Викторовича Коршунова – «Раскас» по мотивам рассказов о любви Василия Шукшина.