Казинков, Сергей. Волшебная сила воды : [беседа с начальником отдела государственного контроля за охраной и использованием водных ресурсов С. Н. Казинковым] / Сергей Казинков ; беседовала Александра Пронькина // Зямля і людзі. — 2017. — 26 ліпеня. — С. 9.
Среди многочисленных аспектов природоохранной деятельности, находящейся в юрисдикции Могилевского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, есть сфера настолько важная, что не будь ее — прекратилась бы жизнь на Земле. И имя ей, конечно же, вода.
В Могилевской области водных объектов — не счесть… 453 реки и ручья протянулись на 9193 км, а 648 озер, прудов и водохранилищ занимают площадь 9232 га. Среди известных и наиболее крупных рек — Днепр, Березина, Сож, Птичь, Друть, Свислочь, Остер, Бесядь, а из водохранилищ — Чигиринское, Осиповичское и Тетеринское. И за все это в ответе экологи.
О том, как удается контролировать столь непростую сферу и, более того, добиваться позитивной динамики в решении вопросов, наш разговор с начальником отдела государственного контроля за охраной и использованием водных ресурсов Сергеем Николаевичем КАЗИНКОВЫМ.
— Какие задачи стоят сегодня перед отделом?
— Начну с главного. Мы занимаемся выдачей разрешений на специальное водопользование, в том числе и комплексных природоохранных разрешений. Оформляем субъектам хозяйствования разрешения на добычу подземной воды, изъятие поверхностных вод, а также на сброс сточных вод в окружающую среду. В законодательстве также появился пункт о том, что разрешение на специальное водопользование имеют право получать не только предприятия, но и граждане. Раньше это могли делать только юрлица. На сайте облкомитета вывешена информация: форма заявлений, как проходит процедура и так далее.
Было много звонков, люди волновались, что вода подорожает. Мы их успокоили, что это коснется только тех, у кого объем добычи воды составит свыше 5 кубов в сутки. Это если только кто-то умудрится за сутки накачать бассейн в 6 кубов…
Сегодня в области около 408 водопользователей. С 2015 года действует новый Водный кодекс, в котором появилось требование — в обязательном порядке, перед тем как получить специальное разрешение на водопользование, предприятия должны получить заключение на возможность добычи заявленных объемов воды. Для этого необходимо предоставить копию акта, удостоверяющего водоотвод. Как правило, у многих сельхозпредприятий и производителей, в том числе коммунальных предприятий, были скважины без этих удостоверяющих документов. Теперь эта проблема требует решения. В среднем нужно около 5тысяч рублей, чтобы оформить разрешение на 7-8 скважин.
К сожалению, предприятия не успевают оформить все в сжатые сроки и продолжают самовольно заниматься добычей. За что подвергаются штрафным санкциям. Сегодня около 90 предприятий, среди которых большинство — сельхозпредприятия, осуществляют добычу воды или сброс сточных вод без разрешения. И уже выписано 79 штрафных санкций на сумму 12 тысяч рублей (120 млн неденоминированных рублей).
Есть проблемы и с предприятиями, которые допускают сбросы сточных вод с превышениями допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах в окружающую среду. В последние годы превышения допускает Могилевское УКП «Жилкомхоз», на очистные сооружения ливневых стоков которого поступают дождевые стоки с территории СЭЗ- 4. Это компании «Кроноспан» и «ВМГ Индустри», которые допускают превышения по формальдегиду. Последние отборы проб были в июне, и превышений уже не было. Это радует.
В 2016 году были серьезные превышения нормативов на Мстиславском УКП «Водоканал» и на Шкловском УКП «Жилкомхоз», которые также понесли серьезное материальное наказание.
— По каким еще критерям оценивается ваша работа?
— Нашу работу оценивают и по такому показателю, как сокращение сброса недостаточно очищенных сточных вод. Из-за предприятий, о которых мы говорили выше, эта цифра немного возросла. В 2005-2006 годах сброс составлял 1 млн 800-900 кубов от всего объема. Потом он стал падать — вплоть до 400 кубов. Благодаря тому, что в 2007-2008 годах построили очистные сооружения в Горках, где сброс был около 1 млн 600, улучшилось качество очистки. В 2008-2009 годах были серьезные проблемы в Чаусском УКП «Жилкомхоз». Но после проведенной реконструкции очистных предприятие вышло из числа штрафников. Также введены в строй новые очистные в УКПП «Чериковский жилкоммунхоз».
Остались проблемы в Мстиславле и Шклове. Мы также обеспокоены работой очистных сооружений в Елизово Осиповичского района. В этих местах были начаты работы, но из-за отсутствия финансирования приостановлены.
Характерно для сельхозпредприятий и такое нарушение, как нерациональное использование воды — в основном зимой, когда замерзают водонапорные башни. Штрафуем, выдаем предписания…
Проверяем и учет воды, который должны вести все предприятия. На скважине в обязательном порядке должны стоять поверенные приборы учета воды. При плановых проверках и обследованиях мы обращаем на это внимание. Проверяем и наличие журнала. Потому что на основании первичных учетных документов предприятие предоставляет годовой статистический отчет для отдела Минприроды, по которому потом делается общий свод по области и республике. И мы можем видеть, сколько в какой области добыто воды и для чего использовано. Можем отслеживать динамику. Если, к примеру, в 2010 году по Могилевской области добыча подземной воды составила 110 млн кубов, то в 2015 было 97,9, то есть идет снижение. Причем идет снижение как общего объема добычи воды, таки водоотведения. В 2010 году сброшено 103 млн кубов в водные объекты и на поля фильтрации, а в 2015 — 94… Таким образом, наблюдается стабильная динамика сокращения сбросов.
— Насколько хорошо налажено межведомственное сотрудничество в части охраны водных объектов?
— Ежегодно в паводковый период мы формируем график совместных рейдов с областной инспекцией охраны животного и растительного мира. У нас есть перечень потенциально опасных объектов, в основном это животноводческие комплексы, выезжаем, обследуем, передаем материалы в санстанцию или пишем профилактические рекомендации. В 2016-17 году загрязнения водных объектов не установлено. Если есть необходимость, вплотную контактируем с санстанцией, другими службами. К примеру, когда есть какое-то обращение граждан, а мы видим, что оно не совсем в нашей компетенции.
— Сейчас в разгаре сезон отпусков. Летом нагрузка на воду неизбежно возрастает. Как соблюдается водоохранный режим в местах отдыха?
— Мы уделяем этому немало внимания, также, как и водоохранному режиму в целом. Контролируем, чтобы сельхозпредприятия не делали распашку ближе 10 метров от воды, не выпасали там животных, не организовывали летних лагерей… Контролируем, чтобы места отдыха были оборудованы, чтобы там были контейнеры для мусора, чтобы подъезды к берегу были закрыты. За нарушения предусмотрена административная ответственность. Только в этом году за парковку машин ближе, чем 30 метров от воды, составлено более 60 протоколов.
Ежегодно в области проводится конкурс по подготовке мест отдыха. Мы выезжаем на места, делаем фотографии, смотрим, как оборудовано место отдыха, все ли там есть необходимое. Оцениваем по баллам, потом проводим областной конкурс, результаты которого направляем в Минприроды, где проводится республиканский этап. В этих конкурсах всегда стабильно участвует Могилев — Печерское водохранилище, Белыничи — озеро Заозерье, интересные места Кличевского, Мстиславского и Быховского районов.
В 2016 году было определено 101 место отдыха на водных объектах, в этом году райисполкомы определили 108. В этих местах отдыха обустроено 84 парковки, 118 общественных туалетов, 626 контейнеров и урн для сбора отходов. Есть лежаки, грибки, питьевые фонтанчики…
— В контексте разговора о местах отдыха, какие перспективы у Могилевского Святого озера?
— Мы обеспокоены состоянием и очисткой Святого озера. Чтобы его очистить, нужны большие средства. Пока этот вопрос прорабатывается. Мы связались с учеными — с представителями Полесского государственного университета, кафедрой рыболовства и переработки рыбной промышленности, со специалистами Белорусского госуниверситета, которые рассказали нам, что в республике есть опыт оздоровления водоемов.
Оздоровление Святого озера должно идти в двух направлениях. Первое — его очистка от иловых отложений, потому что там серьезное заиление. Но очистка требует вложения значительных средств, к тому же для этой процедуры понадобится не менее полутора-двух лет. Ученые также рекомендуют зарыбить озеро растительноядными видами рыб — толстолобиком и белым амуром — для того, чтобы бороться с растительностью, которая там бурно развивается. Но на это тоже необходимы определенные средства. И если сейчас запустить малька, а потом начать очистку от иловых отложений, то взмучивание воды негативно скажется на жаберных щелях рыб, что может быть чревато негативными последствиями для молоди рыбы. К тому же требуются дополнительные исследования содержания кислорода в воде в зимний период. Чтобы не случилось гибели рыбы в результате заморных явлений.
Специалисты кафедры сельскохозяйственных биотехнологий Борецкой академии отобрали пробы ила и дали заключение, что качество иловых отложений соответствует сапропелям. А сапропели — это природное органическое удобрение, которое может использоваться для улучшения плодородия почв и их структуры. К тому же заинтересованность в сапропелях высказывают те же Арабские Эмираты, и в качестве отдаленной перспективы можно было бы рассматривать экспортные поставки…
Но сначала нужно очистить озеро от заиления, убрать остров, который находится посередине и привлекателен для чаек, и уже потом рассматривать эффективность зарыбления. Так что вопрос пока остается открытым.
— В последние годы стало престижно брать в аренду водоемы. Этот процесс вы тоже контролируете?
— Да, мы отслеживаем деятельность арендаторов водных объектов. В Могилевской области их около 80. При обследовании смотрим, чтобы выполнялись договорные отношения, которые касаются природоохранной тематики. Если арендатор допускает сброс в водные объекты, как правило, во время вылова рыбы, то у него должно быть разрешение на специальное водопользование. Контролируем также, чтобы в надлежащем порядке содержались береговая линия, прибрежная полоса, чтобы не было мусора… Чтобы соблюдались все ограничения, касающиеся водоохранного режима, прописанные в 53-54 статьях Водного кодекса республики.
— Среди водных объектов есть памятники природы местного и республиканского значения…
— Несмотря на то, что на той же Голубой кринице стоит знак, запрещающий въезд, есть граждане, которые заезжают прямо к руслу, ставят бидоны и набирают воду, причем чуть ли не в промышленных масштабах — не 2-3, а по 100… Ставят машину на берегу, знаки полностью игнорируют, объезжают их… За это и несут ответственность — платят штрафы, хотя и ссылаются на то, что не видели и не прочитали. Но ведь незнание закона, как известно, от ответственности не освобождает.
Всего в области около 80 посещаемых криниц. Практически в каждом районе есть интересные места, все они переписаны и учтены. В Славгородском районе эту работу провели основательно, с фактами истории и информацией о том, в честь кого источник назван.
— А что у нас с питьевой водой?
— Для питья используется только подземная вода. У нас есть 45 месторождений, из которых 27 эксплуатируется. Остальные в резерве. Так что водой мы обеспечены.
По водной стратегии Республики Беларусь потребление воды в сутки должно составлять около 160 л на человека. В 2010 году на собственные нужды уходило 139, в 2015 — 135. Находимся в этих пределах. Мы должны стремиться к тому, чтобы рационально использовать воду.
— Можно ли научить людей не загрязнять водные объекты и что для этого нужно сделать?
— Пока самый эффективный и надежный способ — проведение рейдов. Посещаем места отдыха, сотрудничаем со средствами массовой информации…
И ведь, казалось бы, чего проще — отступите 30 метров от берега, не сорите — и проблем не будет. Это касается в основном рыбаков. Нарушения допускаются, но в последнее время их стало меньше. Раньше и машины мыли, и летние лагеря для выпаса животных устраивали… Всего хватало. Но процесс идет. Надеемся, что, помимо штрафов и предписаний, включится и обычный здравый смысл. И желание сохранить чистоту и красоту окажется определяющим.