Овсепьян, Ирина. Кисть на все времена : [XXII Международный пленэр по живописи «Образ Родины в изобразительном искусстве»] / Ирина Овсепьян // СБ. Беларусь сегодня. — 2017. — 1 сентября. — С. 14.
Витольд Бялыницкий–Бируля — художник–лирик. Негромкие и неяркие, сдержанные и при этом удивительно мягко звучащие, его пейзажи доступны абсолютно каждому. Взгляни — и увидишь родную природу как она есть, запечатленную без прикрас, но с любовью. В этом году исполнилось 145 лет со дня рождения великого уроженца Могилевщины, народного художника Беларуси и России, чей вклад в историю живописи неоценим.
«Я — белорус. Родился в имении Крынки около Белынич на Могилевщине. Там прошли мои детские годы. Отец служил арендатором, позже — в днепровском пароходстве. Отправляясь в рейсы по Днепру, Припяти, Сожи, он часто брал меня с собой в поездки, — вспоминал Бялыницкий–Бируля. — Это было для меня наибольшим счастьем и радостью, ибо именно тогда, в тех поездках, я открыл для себя ни с чем не сравнимую природу моей родной Беларуси». Вторым любимым местом, второй родиной живописца стал удомельский край — окрестности озера Удомля в Тверской области, где он выстроил дачу «Чайка», жил, принимал гостей–художников и черпал вдохновение из местной природы.
Дату в родных краях отмечают творчески — посвященным ему Международным пленэром по живописи «Образ Родины в изобразительном искусстве», который привел в Могилевскую область художников не только из Беларуси, но и из России, Израиля, Армении, Сербии, Украины, Литвы, Китая и Индии. Директор Могилевского областного художественного музея имени П.В.Масленикова Александр Хохряков:
— Традиция международных пленэров началась в 1995 году — и началась она именно в память Витольда Каэтановича Бялыницкого–Бирули, нашего великого земляка. Постепенно мы стали расширять тематику и посвящать пленэры знаменательным датам — юбилею Великой Победы, 30–летию чернобыльской катастрофы и знаменитым художникам нашей земли.
Произведения, которые создаются во время пленэров, пополняют фонды музея Масленикова, а сам проект постепенно стал неким катализатором культурных событий.
— Это наш посыл в будущее, — убежден Александр Хохряков. — Идею подал художник Павел Маслеников, имя которого сегодня носит наш музей. Был организован белорусско–российский проект, благодаря которому начала наполняться музейная коллекция. После первого же пленэра появилось много желающих приехать к нам, стали прибывать участники из ближнего и дальнего зарубежья — талантливые художники, как маститые, так и молодые. В юбилейный год Бялыницкого–Бирули они снова обратятся к его творчеству, проедут по его родным местам, а их работы займут достойное место в наших залах.
Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея, где хранится основной корпус произведений Бялыницкого–Бирули, и автор целой серии посвященных ему живописных работ, напомнил — 2017 год в НХМ объявлен годом этого художника:
— Бялыницкий–Бируля принадлежит не только нам, он принадлежит всему миру, Вселенной. Он получил за жизнь множество званий и наград, и все они были ему дарованы по таланту. Любил и Беларусь, и Россию, в которой учился и остался жить в имении «Чайка» в Тверской губернии, — и очень приятно и значимо для нас, что пленэр посетила руководитель Центра культуры и искусства «Дача «Чайка» Елена Тимакова. Мы надеялись в этом году открыть после реконструкции наш могилевский филиал — музей Бялыницкого–Бирули, но перенесли это событие на следующий год из–за нехватки средств. Однако музей будет открыт, и мы лелеем надежду на плодотворное сотрудничество с «Чайкой».
Кого из участников пленэра ни спроси, все сетуют на хмурую погоду, не позволившую сразу взяться за кисть и карандаш, и восторгаются щедрым белорусским гостеприимством, природными красотами. График из Еревана Жасмин Аветисян восхищена пейзажами, так непохожими на ландшафт ее родины:
— В Беларуси я уже бывала, но в Могилеве в первый раз. Мне очень нравится разница между природой Армении и здешней, хотя погода сейчас не слишком благоприятствует работе. В прошлом году, когда я приезжала на пленэр в Молодечно, было очень солнечно, и красота Беларуси мне очень запомнилась: такие чудесные цвета! У нас–то всегда полутона — нет такого яркого зеленого, он перегорает уже где–то в конце апреля, появляются какие–то охристые тона. Кругом горы, и, чтобы увидеть небо, надо поднять голову — а здесь все видно до самого горизонта, и облака плывут…
Прибывшие на белорусскую землю художники разместились в Белыничах: именно здесь, в родных краях Бялыницкого–Бирули, они ищут вдохновение. Фольварк Крынки — местечко, где родился живописец. Деревня Лысковщина Круглянского района, где провел свои последние годы учитель Бялыницкого–Бирули, художник–передвижник Николай Неврев. Славгород, где два столетия назад творил бывший крепостной — портретист Федор Тулов, чьи работы хранятся в Эрмитаже и «Третьяковке»… Неброская прелесть этих мест, тишина и покой — лучше для плодотворного творческого труда не придумаешь. А приобщиться к наследию живописца можно прямо в Белыничах, не отходя далеко от мастерской. Виды Заполярья, любимая Удомля, белорусские березы, шалаш Ленина в Разливе — 27 подлинников Бялыницкого–Бирули украшают зал Белыничского районного художественного музея, носящего имя мастера. Для райцентра с населением менее 10 тысяч человек, лишь недавно получившего статус города, это более чем серьезно — даже в Третьяковской галерее работ мастера гораздо меньшее количество.
Светлана Орловская, старший научный сотрудник музея:
— У нас уникальные экспонаты. Как сказала Елена Тимакова, в музее в Удомле подобных нет. Бялыницкий–Бируля — художник межсезонья. Потому и колорит у него всегда такой приглушенный. Мы даже цвет рам специально подбирали, чтобы не перебивать впечатление от пейзажей. Несколько работ Бялыницкого–Бирули, а также его палитру с кистями подарила нам вдова художника при открытии, кое–что выделил из своих фондов Национальный художественный музей, могилевский музей.
Одну из стен украшает портрет самого художника, сделанный его другом, известным живописцем Игорем Грабарем. Перед нами сильный, витальный человек, любитель лесных прогулок, заядлый охотник (за свою жизнь Бялыницкий–Бируля подстрелил более 40 медведей). «Видный был мужчина!» — кивают сотрудники музея. И радуются: в район опять приехали художники, и так любимые Бялыницким–Бирулей поля–перелески запечатлеются на новых рисунках и холстах.
Ирина ОВСЕПЬЯН.
ovsepyan@sb.by
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА.