Чиканов, Петр. «Петр Машеров был и остается для меня эталоном руководителя» : [беседа с полковником в отставке, почетным председателем Могилевской областной организации ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск П. Чикановым] / Петр Чиканов ; беседовал Василий Дубровин // Веснік Магілёва. — 2017. — 6 сентября. — С. 10.
Работал в комсомоле, обкоме партии, аппарате ЦК КПБ. Поднимал сельское хозяйство в Кличевском районе, работал первым секретарем Кричевского горкома партии, 10 лет отдал работе в милиции, долгое время возглавлял ветеранскую организацию… Уравновешенный, спокойный, степенный и мудрый — таким предстал пред нами 75-летний юбиляр Петр Григорьевич Чиканов.
— В свой солидный юбилей вы такой же молодой и подтянутый, как в молодости. Занимаетесь физкультурой, соблюдаете диеты, какие у вас секреты молодости?
— Какой-то специальной диеты я не соблюдаю, но жизнь заставляет следить за своим здоровьем и питанием. Стараюсь употреблять меньше мяса, проходить пешком ежедневно по 3 км и обязательно утренняя зарядка. А своего рода терапией в летнее время для меня является физический труд на даче, который, конечно, приносит удовольствие.
— В вашем послужном списке учительская работа, комсомольская, партийная, служба в милиции. Довольно пестрый кадровый рост. Как проходило повышение по службе, или все кадровые перемещения были волей случая или делом партии?
— Наверное, в большей степени это было делом партии. Я окончил Могилевский пединститут по специальности «Преподаватель истории и географии» и был распределен на работу в Витебскую область в Чашникский район. Там как раз начиналось строительство Лукомльской ГРЭС. В 60-е годы был недостаток кадров с высшим образованием,и в районо меня встретили с предложением занять должность директора школы. Я переживал, сопротивлялся, хотел хотя бы год отработать учителем и набраться опыта. Председатель райисполкома меня уговорил, я согласился и стал директором школы.
Первым делом я мобилизовал весь педагогический состав, и мы начали приводить школу в порядок.
Здесь мне приходилось проводить пропагандистскую работу по линии райкома партии — по вечерам деревенские мужчины собирались в школе и слушали мои выступления, смотрели кинофильмы. Мою работу заметили «наверху».
Однажды в школу приехал первый секретарь Витебского обкома комсомола и предложил мне перейти на работу секретарем райкома комсомола. Я в то время готовился к службе в армии, настоял на своем и отправился отдавать долг Родине. Служить довелось в воздушно-десантной бригаде особого назначения в Марьиной Горке. Демобилизовался младшим лейтенантом, приехал в Могилев, чтобы быть рядом с матерью. И здесь Анатолий Тихонович Любченко предложил работу в Могилевском обкоме комсомола, где я отработал 4 года. После этого, в 27 лет перешел работать в Могилевский обком партии, где почти пять лет курировал деятельность комсомола.
После очередной отчетно-выборной кампании направили на работу в Кличев, вторым секретарем райкома партии. Мы тогда здорово «расшевелили» жизнь в районе — кадры, промышленность и сельское хозяйство. Я работал, набирался опыта и получал удовольствие от того, что делаю. Там я и получил свою первую правительственную награду — медаль «За трудовое отличие».
— Как получилось, что вы попали в поле зрения Петра ’Мироновича Машерова и тем самым перешли на работу инструктором Центрального комитета компартии Беларуси?
— Изначально я попал в поле зрения инспектора ЦК по Могилевской области, он меня, можно сказать, и вывел на такую высоту. Я, безусловно, переживал — было боязно идти на такую ответственную работу. Первую встречу с Петром Машеровым помню, как сегодня. Он протянул мне руку и сказал, что досконально изучил мое личное дело. Сказал, что доверяет мне лучшую в республике область — Гродненскую, где сильные руководители и кадры. И сказал, что от меня хотел бы честной и преданной работы — это я запомнил на всю жизнь. Он очень скрупулезно подходил к своей работе, со всей ответственностью. Для него важно было владеть полной и достоверной информацией.
— Каким в вашей памяти остался Петр Машеров?
— Петр Миронович был очень высокообразованным человеком. Прошел войну, на которой потерял родителей. Он всегда с болью в душе переживал любое людское горе.
Он никогда не повышал голос на подчиненных, не оскорблял, был внимательным и справедливым руководителем, который умел выслушать и правильно оценить ситуацию. Его стиль правления был для меня настолько поучительным, что его я придерживался в дальнейшей своей работе.
— Что удалось сделать за время, когда вы возглавляли Кричевский район?
— Даже сегодня, когда бываю в Кричеве, люди меня там узнают и с благодарностью вспоминают то время, это мне делает честь.
Многое было сделано в плане благоустройства района, большая работа проделана на цементношиферном комбинате. У нас был сильный строительный комплекс — «Кричевсельстрой», «ПМК». Раз в неделю проводились заседания горисполкома и райисполкома. Тогда в районе действовали две руководящие структуры. За пять лет моей здесь работы Кричевский район два раза был награжден знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР за производство льна и другой сельхозпродукции. Много хорошего можно вспомнить — для меня это были годы становления как руководителя.
— Несете ли вы на себе ответственность за то, что распался Советский Союз, почему это произошло, и только ли первый президент СССР Михаил Горбачев в этом виноват?
— Во время распада я уже трудился в УВД, но, тем не менее, всегда интересовался происходящим. Хочу сказать, что главная причина в том, что никто не посчитался с мнением людей. Ведь более 80% в то время проголосовали за сохранение СССР. А главные виновники этого события — Горбачев и Ельцин, которые развалили Союз. И никто не смог им противостоять. Горбачев со своей стороны оказался просто трусом, который был не готов занимать такую высокую должность. А люди на местах были настолько приучены к дисциплине и порядку, что никто не додумался выйти на улицу, поднять народ и противостоять этому. Все спокойно, склоня голову, приняли это как должное. Наши лидеры оказались «беззубыми» и беспринципными, а ведь народ бы пошел за ними.
— Не могу не задать вам как бывшему партийному функционеру, набивший оскомину вопрос: куда исчезли в Могилеве партийные деньги?
— Признаюсь, я много думал в то время об этом. Могу только сказать, что по слухам, которые здесь ходили, о деньгах знали только председатель обкома партии Василий Леонов и управляющий делами Сайков. Они знали точную сумму — 27 или 28 миллионов, огромная по тем временам сумма. Кто-то говорил, что часть этих денег украли, и Сайков купил на них спиртзавод под Москвой, который оформил на сына. В то время никто не занялся этим вопросом вплотную и не проводил расследований. Поэтому со своей стороны я ничего утверждать не могу.
— Решаясь в свое время на переход на работу в УВД Могилевского облисполкома,чем вы руководствовались: хорошей пенсией за выслугу, проведением реформ в милиции?
— Я трезво оценивал тогдашнюю ситуацию, кроме этого, мне не нравился стиль работы того руководства республики и области (Слюнькова и Леонова). Период был довольно неоднозначный, и я задумался — куда уходить.
Я был не один год знаком с начальником Могилевского УВД Дубасовым Николаем Филимоновичем. В одну из наших встреч он предложил мне перейти на должность замначальника по кадрам, и я согласился, тем более, что всегда любил работать с людьми.
Главное революционное преобразование, которое мне удалось сделать — ввести кадровиков в милицейский штат ведущих районов области, т.к. ситуация с набором кадров была неоднозначная. Кроме этого, я предложил возложить ответственность за подбор и обучение кадров на начальников райотделов милиции. Этот вопрос был положительно решен по всей республике. Об нашем нововведении пришлось рассказывать даже на Всесоюзном семинаре в МВД СССР.
Сейчас я с удовольствием захожу в кабинеты УВД, где все меня помнят, уважают и интересуются моей жизнью, а это, безусловно, приятно.
— Говорят, вы такой же настойчивый и целеустремленный были и когда возглавляли ветеранскую организацию, в которой насчитывалось более 5тысяч пенсионеров МВД. Чем приходилось заниматься?
— Можно сказать, что ветеранскую организацию я буквально создавал с нуля. Важно сказать, что все мои начинания всегда поддерживались руководством. Я провел обширную организационную работу. Начали создавать материальную базу, отмечать праздники и дни рождения, поддерживать друг друга — жизнь пошла, и все начали подтягиваться. С моей подачи и у нас, и в районах проводят чествования ветеранов, сохраняют все хорошие традиции и укрепляют их.
— В каких вопросах руководство УВД идет на совет к ветеранам? Ведь не секрет, что пенсионеры, по мнению отдельных руководителей,своей назойливостью, самокритичностью больше мешают, чем помогают?
— Может, где-то и мешают. Но мы сняли большой пласт вопросов с руководства УВД, и в большинстве своем пенсионеры обращаются в ветеранскую организацию. В некоторых случаях обращаются лично ко мне, и я пытаюсь найти способ решить проблему. Сегодня связь пенсионеров с организацией идет через ветеранскую организацию.
Наша ветеранская организация одна из немногих в республике, где по-особому относятся ко всем ветеранам. В приказах о проводах на пенсию сотрудников сразу приглашают вступить в ветеранскую организацию, вручают удостоверение. Особое внимание уделяем, когда провожаем человека в последний путь. Делаем все, чтобы сделать это достойно. Руководители, сотрудники и весь состав ветеранов не остаются в стороне от всех ветеранских дел.
— Что волнует сегодня ветеранов, как они воспринимают все политические события, перемены в городе?
— Обустройством Могилева все довольны безоговорочно. Отмечают активное участие председателя Могилевского горисполкома Владимира Цумарева в преобразовании города.
Касаемо политических событий, то я не слышал недовольства в адрес руководства области и республики. Тем более, что государство обеспечивает достойную жизнь пенсионерам.
— Говорят, вы были и остаетесь заядлым охотником. Это увлечение времен партийной работы, каков самый весомый ваш трофей?
— Когда была возможность, я выезжал на охоту. Особенно по молодости в кпичевские леса. Но трофеев, честно говоря, не имею. Еще в кабана могу стрельнуть, а лося — жалко. Не раз опускал ружье, видя величие и красоту этого хозяина леса.
— Зрелые годы делают человека мудрым, степенным. Мы оцениваем свою жизнь, свою деятельность, чем-то остаемся довольны, многое бы сделали по-иному. Довольны ли вы своей жизнью?
— Говоря откровенно — своей жизнью я доволен и вряд ли бы хотел что-то изменить и пойти по другому пути. Мне по жизни везло, на пути я встречал хороших учителей и людей, которые мне помогали, поучали и воспитывали меня, как своего сына.
Дачу построил, деревья посадил, есть продолжение в детях и внуках. У меня замечательная дочь — закончила Витебский мединститут. Сейчас работает зав. отделением в областном центре переливания крови. Я горжусь, что она пользуется авторитетом, родила мне двух внуков. Старший — Андрей, уже учится на 3-м курсе в БГУИР на радиотехника. В нем я вижу себя, он многим на меня похож. Младший пошел в 7 класс, с ним делаем уроки. Моя жена проработала всю жизнь учителем математики и старается в него вложить свои знания.
И еще. Исповедоваться мне не надо и совесть меня не мучает за грехи молодости и за времена работы на разных должностях. Никаких тайн в жизни не имею. Ни от семьи, ни от людей. Всю свою жизнь старался людей не обижать, и, как мне кажется, врагов себе не нажил.
— О каком юбилейном подарке вы мечтаете?
— Единственный для меня и незаменимый подарок — внимание со стороны друзей и близких.
Василий ДУБРОВИН
E-mail: vesnikv@tut.by