Любовь, как стол без ножки

Кисляк, О. Любовь, как стол без ножки : [завершен Международный театральный форум «М.@rt.контакт» в Могилеве] / О. Кисляк // СБ. Беларусь сегодня. — 2015. — 31 марта. — С. 18.

Юбилейный Международный театральный форум «М.@rt.контакт» завершен. Но осталось послевкусие. От какого–то спектакля — горьковатое, от какого–то — теплое, медовое. Да, не все постановки оправдали надежды критиков и зрителей. Но будоражили многие. Один заставлял ностальгировать о собственном прошлом — вспоминались радость любви и горечь разлуки. После другого ты чувствовал себя сосудом, наполненным светом и вдохновением. И думал только об одном: надо попытаться сохранить эти ощущения как можно дольше.

Вообще, думается мне, театр и форум не претендуют на то, чтобы после увиденного зритель что–то пытался кардинально изменить в себе и своей жизни. Достаточно того, чтобы он задумался. Сужу по своим впечатлениям, по отзывам земляков и некоторых критиков — многие ситуацию сценическую проецировали на собственную жизнь. Пластический спектакль «Завядзёнка» берлинского театра Nimu — об угасании чувств. Типичную историю — любовная лодка разбилась о быт — актеры выражали нетипично. Без слов. Все читалось в пластике тела, символах. Чувства поначалу были прочными, как стоящий на ровной поверхности стол. Но отломалась одна ножка: что–то надломилось в отношениях. Боль, отчаяние, поиск выхода из ситуации… Увы, как ни подпирали они стол, союз был обречен. Одна юная зрительница призналась — зацепило так, что она боится начинать новые отношения.

Бояться, конечно, не стоит. Да и не эту цель преследовали режиссер и актеры. Скорее спектакль наводит на размышления, стоит ли пытаться привинтить к столу отвалившиеся ножки, реанимировать то, что умерло, или лучше отправиться на поиски новой любви. Потому — хочется верить — она, настоящая, существует.

«Завядзёнка» — работа Екатерины Аверковой, которая два года была главрежем в Могилевском областном драмтеатре:

— Эта постановка не нацелена на то, чтобы вскрыть какую–то общественную проблему. Она очень личная. Наверное, каждый в своей жизни переживал период увядания любви.

Особенность еще и в том, что Екатерина — ныне минчанка, фрилансер, конкретно не привязанная ни к одному театру, впервые замахнулась на международный проект. В «Завядзёнке» задействованы белорусские и немецкие актеры. Впрочем, Ирена и Йоханес только работают в Германии, а на деле он — австриец, она — испанка. Аверкова, которая в «Завядзёнке» и режиссер, и актриса, в интервью не скрывала, что скучает по Могилеву и была рада вернуться сюда хотя бы в качестве гостя:

— Хочу приехать снова. Уже не на форум, а чтобы поставить на могилевской сцене еще один спектакль.

Могилевчане, которые помнят ее «Офис» и «Хозяина кофейни», только «за». Да и критикам работы Екатерины по нраву. Важно, чтобы подобное искусство развивалось, а с ними росли и молодые режиссеры.

Как выяснилось, могилевская привязка есть у худрука и актеров Орловского театра для детей и молодежи «Свободное пространство». Нынешнюю постановку труппы, которая до этого дважды увозила с «М.@rt.контакта» — в 2008 и 2010–м годах Гран–при, восприняли неоднозначно. Дескать, непонятно, зачем было так менять классику. Но худрук театра Александр Михайлов не обижен:

— Фестивали для того и нужны, чтобы обсуждать, спорить, обмениваться опытом. А к этому форуму и городу у меня особое отношение. Когда–то я жил в Могилеве. Потому с радостью приезжаю сюда снова и снова.

Родня в Беларуси и у актрисы из Орла Маргариты Рыжиковой. А у Валерия Лагоши, сыгравшего одну из главных ролей в спектакле, дед — участник героической обороны Брестской крепости. Лагошу, кстати, и зрители, и критики принимали на ура. Взахлеб говорили о его многогранном таланте и даже назвали «Украденное счастье» его бенефисом. Постановка между тем была на грани срыва. Орловский театр прибыл в нашу страну с гастрольным туром. На последнем спектакле в Витебске — за день до феста — актриса Светлана Нарышкина, играющая главную героиню, сломала ногу. Перед выходом на могилевскую сцену пришлось снять гипс и напичкать ее обезболивающим. Публика, разумеется, ничего не заподозрила. Зато заметила в «Женитьбе» Могилевского драмтеатра слишком необычные вещи: роликовые коньки, наушники… Многие в зале недоумевали: не слишком ли осовременил классику главреж Саулюс Варнас? А вот критики назвали постановку лучшей интерпретацией гоголевского текста. Впечатлили также работа Центра Мейерхольда из Москвы «Однажды все мы будем счастливы», «Митина любовь» — питерского театра на Литейном.

Молодежное жюри — на юбилейном форуме профессионального не было — удостоило Гран–при «M.@rt.контакта» Центр Мейерхольда. Актрис Александру Кузенкину и Анастасию Пронину отметило номинацией «За счастье».

Особыми наградами — фестивальными тарелками — поощрили «Митину любовь» — за тонкую, чистую и хрустальную режиссуру, «Завядзёнку» — за поиск ответов, «Шекспира» драмтеатра имени Венгерки — за лучший театральный комикс и «Игроков» русского театра Эстонии — за филигранное шулерство.

За эти десять лет, говорили на закрытии форума, «M.@rt.контакт» вырос. Это касается актерского и режиссерского мастерства, разнообразия жанров, географии участников. «Это эксперимент, столкновение нового мышления с классикой», — отметил польский критик Андрей Москвин. «Он в отличие от других международных фестивалей дает ощущение свежести. Мы приезжаем сюда, потому что хотим видеть красоту, насыщаться ею и становиться богаче», — призналась критик из Германии Нина Мазур.