Люблю грозу в начале «М.@рта»

Кисляк, О. Люблю грозу в начале «М.@рта» : [юбилейный молодежный театральный форум «Март-контакт»] / О. Кисляк // СБ. Беларусь сегодня. — 2015. — 26 марта. — С. 13.

Пять дней юбилейного молодежного театрального форума позади. За это время зрители уже увидели 14 спектаклей. Сложных, многогранных, непредсказуемых, ярких, порой не совсем понятных, но не оставляющих равнодушными. Об этом говорят зрительские отзывы на стенах в фойе драмтеатра, активное закулисное обсуждение. Несмотря на прежние успехи и титулы постановок на других фестивалях, в Могилеве именитые критики и искусствоведы из разных стран не только рассыпались в похвалах и комплиментах актерам и режиссерам, но и высказывали замечания.

Белорусский Государственный молодежный театр на форуме впервые. «Полковника–Птицу» — веселую и трогательную трагикомедию о необычных людях, временно заплутавших не только в горах, но и в собственной жизни, приняли хорошо: «Достойный камбэк «молодежки»!» Лестные отзывы зрителей достались и другому новичку «М.@rt.контакта» — Русскому театру Эстонии, который привез комедию–мистификацию «Игроки» по произведениям Гоголя: «Браво! Великолепно. Колоритное прочтение», «Спасибо! Гоголь остался Гоголем, но вместе с тем современен».

А вот мнения по поводу «Грозы» в постановке драмтеатра Костромы, тоже впервые показавшейся на форуме, разделились. «Борис с пистолетом? Электрический стул? — перешептывались в зале. — И почему такая пышнотелая Катерина?» Катерина и правда предстала в образе настоящей русской красавицы — крупной, гладкой, как масло. Но необычность была не только в этом. Некоторые именитые критики отметили, что постановка, заявленная как «сверхрадикальная, выносящая мозг», их не взволновала и что, несмотря на награды — их до этого «Гроза» получила немало, — спектакль, скорее, масскультура и постмодерн. Впрочем, отметили и смелый актерский прорыв, новую, нестандартную трактовку образа Кабанихи, которая впервые «читалась» как фактически единственный положительный персонаж, что расходится с классическим представлением». Театральный критик из Ганновера Нина Мазур была благосклонна, отметив превосходную звуковую палитру и сильную сценографию.

Молодого режиссера из Костромы Сергея Кузьмича такая оценка не обидела:

— Мы намеренно делали акцент на сценографию, антураж, аллегорический ряд, чтобы увести зрителя от банальной бытовой измены. Но после замечаний критиков на могилевском фестивале у нас уже появились идеи, что нового можно привнести в постановку.

Примечательно, что большинство репертуарных спектаклей Государственного театра Костромы, которому уже более двухсот лет, — по произведениям Островского. В городе проводят фестиваль «Дни Островского». Поговаривают, сюжет «Грозы» классик вывел из реальной костромской истории, Катерину писал с дамы из купеческой среды, в ту пору жившей в этом городе. Это всего лишь легенда, но в Костроме ею дорожат.

«Стих–О–творение «Дзынь» Государственного театра кукол имени Туманяна из Еревана многие поначалу восприняли как детский спектакль. Но он — изящный, философский, глубокий, филигранной красоты — рассчитан на зрителя любого возраста. «Так гениально могут делать единицы», — высказал, думаю, общее мнение польский критик Андрей Москвин. А режиссер театра Рубен Бабаян за кулисами признался — они в поиске оригинала этого стихотворения о капле на французском языке: «Поставим спектакль на французском, потом — на армянском. А вообще ваш форум очень понравился. Это не просто спектакли, это — открытый диалог».

Но больше всего комплиментов и оваций досталось москвичам, которые привезли в Могилев оптимистически названную постановку, а на деле спектакль о беспощадности жизни и изломах души «Однажды все мы будем счастливы». И зрители, и критики были единодушны: «От вас невозможно оторваться. Наполняешься ощущением радости». Некоторые даже не могли обсуждать спектакль Центра Мейерхольда, дабы «не опошлить, не изуродовать то замечательное, что видели». Но все же отметили ювелирную режиссерскую работу Вячеслава Чеботаря и двух актрис, выпускниц МХАТа, учениц Константина Райкина Анастасии Прониной и Александры Кузенкиной. «Потрясающий спектакль. До дрожи, до мурашек, до кома в горле, — признавались могилевчане. — Речь и слово — это песня! Катарсис!» Профессионалы–критики не скрывали: «Был бы в этом году конкурсный фестиваль — москвичи непременно взяли бы Гран–при». А белорусы сокрушались: именно такого, молодого, талантливого, креативного режиссера не хватает нашим театрам. И зазывали Чеботаря поработать у нас «хоть над одним спектаклем». Вячеслав — уроженец Молдовы, вот уже 5 лет живущий и работающий в Москве, признался корреспонденту «СБ», что готов к сотрудничеству:

— Я узнал о могилевском форуме еще в 2011 году, с той поры мечтал сюда попасть. Возможно, в следующий раз приеду, чтобы поставить спектакль. Мне, например, интересен современный белорусский драматург и сценарист Дмитрий Богославский и другие авторы.