Драйв и трепет : от «Джульетты» до «Граненки»

Сафронова, И. Драйв и трепет : от «Джульетты» до «Граненки» : [Март-контакт] / И. Сафронова // Вечерний Могилев. — 2013. — 3 апреля. — С. 7.

Театральные режиссеры, во всяком случае посещающие нас в рамках «М.аrt..контактов» — это часто необычные космические люди. Они проводят парадоксальные аналогии (очень в этом смысле преуспели кукольные и пластические театры), облекают простые истины в многочисленные одежды, а потом замысловатым образом срывают их. И бац: ты, провинциальный доброжелательный зритель, испытываешь широкий диапазон эмоций от гнева и раздражения до почти что катарсиса, и до чего-то такого додумываешься, что раньше в руки не шло и в сознание не укладывалось. Сеют ли молодые режиссеры и молодые приезжие труппы театров разумное, доброе, вечное — это можно поспорить. Мне кажется, неоспоримо, что они заставляют человека смотреть внутрь себя. Эти глобальные цели с большим успехом отражают слова члена экспертного совета нынешнего форума (то бишь жюри) председателя ассоциации режиссеров Литвы Саулиуса Варнаса. Он нам знаком как автор спектакля «Тарелкин» на одном из прошлых «М .аrt.контактов». На пресс-конференции, посвященной открытию восьмого театрального фестиваля «М.аrt.контакт», он сказал, что театр должен провоцировать личность на развитие, на поиск самого себя. То, что молодежь, могилевская и приезжая, «поддалась на провокацию», можно было понять, взглянув на лица молодых зрителей в процессе просмотра спектаклей, во время читок драматургических произведений в рамках мастерской молодой режиссуры.

Мне говорил один настроенный поначалу скептически человек, что в какой-то момент чувствовал, как нагревается сцена, когда Нарине Григорян играет в свои режиссерские игры во время «Полета над городом» (постановка Ереванского театра кукол, про которую критики сказали, что ей не надо были титры, так она прозрачна и способна проникнуть в сознание). Кстати, постановка удостоена номинации «Оригинальность сценического языка» по итогам форума. Как становятся мягкими, плавными подмостки под «рисованными» женщинами Гойи (пластический спектакль театра пантомимы «Ателье» из Питера). Как, наконец, расширяются, а потом сжимаются в игольное ушко стены помещения от одного только крика главного героя в читке пьесы белорусского автора Дмитрия Богославского. Где-то все эти моменты зрительского восприятия сродни наркотическому опьянению. Наркотик в данном случае полезный, показанный к пожизненному использованию. Может, подсев на него действительно массово(есть куда стремиться, показана в рамках «М.агt.контакта» почти сотня спектаклей и пришло под 30 тысяч зрителей), мы заслужим ситуацию, когда наступит дефицит молодых режиссеров. Дефицит в данном случае — явление позитивное, которое все ожидают. Потому как члены жюри только хмыкают возмущенно, когда спрашиваешь про дефицит молодых режиссеров. Их, на самом деле, нет вообще, восклицает Татьяна Орлова, член жюри, профессор Белгосуниверситета, театральный критик. Фести­валь в Могилеве «М.аrt.контакт» имеет одной из целей выявить таких режиссеров, а также пополнить плеяду молодых театральных критиков, которых тоже мало, и даже пригласить одного из режиссеров ставить что-нибудь эдакое в нашем Могилевском драматическом театре.

Что касается массовости посещений, то начальник управления культуры облисполкома Анатолий Синковец рассказал, как к нему в кабинет приходили молодые люди и требовали дать им билеты на спектакли, потому что все уже давно раскуплено и больше взять неоткуда. В рамках обсуждения итогов форума было сказано, что ситуация с расширением зрительской аудитории будет рассмотрена. Вероятно, в будущем форум может стать региональным, а спектакли покажут в райцентрах.

Восьмой форум начался с классики — «Ромео и Джульетты» Уильяма Шекспира, которую по-своему и явно не классически прочитали в драматическом театре «На Литейном» из Санкт-Петербурга. Эта трехчасовая постановка режиссера Галины Ждановой названа самой достойной режиссерской работой в рамках восьмого «М.агt.контакта».

А закончился форум трагикомическими ситуациями в одном действии под названием «Граненка» из старейшего в мире русского театра за пределами РФ — Рижского театра русской драмы (спектакль связан и с граненым стаканом, и с разными гранями «контакта» человека со спиртным, и является первым спектаклем режиссера Элмарса Сенькова в государственном репертуарном театре). Между «Джульеттой» и «Граненкой» — знаменитая, многими театрами ставленная «Варшавская мелодия» драматурга Леонида Зорина. Сам спектакль Санкт-Петер­бургского драматического театра «Приют Комедианта» оставил двоякое впечатление у критиков, а вот лучшей молодой актрисой форума стала Екатерина Зорина за роль польки Гелены в этой лирической драме.

Кроме того, «золотым шлягером» форума назвал директор Могилевского театра драмы Андрей Новиков «Погребение Кармен» от польского театра «Бюро путешествий». Критики высоко оценили талант артистов, а также их мужество, когда они на ходулях в том числе изображали подлинные по силе эмоции в условиях буквально снежной бури на открытой площадке у ратуши.

Также стоит упомянуть постановку Брестского академического театра драмы имени Ленинского комсомола Беларуси «Над пропастью во ржи». Лучшим молодым актером, к слову, признан исполнитель роли Холдена в этом спектакле Анатолий Баранник.

Наша Екатерина Ергулевич отмечена за яркий дебют в постановке «Шут Балакирев, или Придворная комедия» Могилевского областного драматического театра. Черниговский областной академический украинский музыкально-драматический театр имени Тараса Шевченко — за сохранение традиций репертуарного театра (спектакль «Наш городок»).

Всего было представлено 14 спектаклей.

Я лично очень верила в кукольные театры, так как они и вообще, и на этом «М.агt.контакте» в частности развенчивают стереотип о том, что это театр с куклами для детей. Все чаще в нем, кукольном театре, синтезируются такие средства выражения, которые в совокупности дают мощнейшую энергетику и мощнейший посыл. В этом смысле превосходен наш Могилевский областной театр кукол и главный его режиссер Игорь Казаков, который показал «Гамлета» Шекспира — трагифарш (это не ошибка) в двух действиях. Игорь Казаков: «Мы созрели для того, чтобы вместе изучить и осмыслить шекспировскую трагедию, в которой вопросов гораздо больше, чем ответов». «Гамлет» — это тандемная работа в соавторстве с Юрием Диваковым, сыгравшим главного героя, а также Натальей Слащевой. Им принадлежит часть задумок в постановке, рассказал Игорь Казаков.

Как кукольный театр, полностью развенчивающий мифы и стереотипы, может быть упоминаем Белорусский государственный театр кукол (Минск) и показанный им «Шелк» по произведению современного итальянского романиста Алессандро Барикко. Гран-при же VIII Международного молодежного театрального форума «М.агt.контакт» завоевал «Гамлет» Игоря Казакова и наш Могилевский областной театр кукол. «С утверждениями о том, что в Минске концентрируется все новое и интересное, можно абсолютно справедливо поспорить, — считает столичный критик Татьяна Комонова. — В последнее время именно регио­нальные труппы проявляют себя ярко. Пример тому могилевский спектакль, в очередной раз доказавший растущую тенденцию качественного превосходства кукольных театров над драмати­ческими».

В этом году мастерская молодой режиссуры — это нечто отличное от сложившихся традиций форума. Три читки пьес готовили режиссеры молодого возраста, но уже имеющие достаточный опыт и имя, а не студенты выпускных курсов. Читали очень разные пьесы, белорусского автора, украинского, польского. Екатерина Аверкова, которая раньше работала в нашем драмтеатре, показала «Тихий шорох уходящих шагов» уже упоминаемого Богославского, который, кстати, также присутствовал на читке. Дмитрий Богославский — белорусский драматург, сценарист, актер. Один из организаторов Студии альтернативной драмы (САД). Вошел в шорт-лист драматургического конкурса «Премьера.тхт» (2010) с пьесой «Брачо» и получил спецприз жюри в номинации «За боль и ярость в отображении современного мира». Вошел в шорт-лист премии «Дебют» в номинации «драматургия». Его пьеса «Любовь людей» была поставлена в московском Театре им. В. Маяковского.

Представитель Бишкека талантливый режиссер Шамиль Дыйканбаев представил пьесу Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски». Интересной была читка пьесы Натальи Ворожбит, лауреата литературной премии «Эврика», под названием «Вий» от московского двадцатидевятилетнего режиссера Глеба Черепанова, выпускника режиссерской мастерской Валерия Фокина в Училище им. Щукина, человека, поставившего неординарные, иной раз скандальные, вещи.

Победителям форума были вручены традиционные маски — металлические символы фестиваля от витебского скульптора Сергея Сотникова. Маски, в которых переплетены две ипостаси театра — классика и современность. Председатель жюри — лауреат государственной премии, заслуженный деятель искусств РБ, директор-художественный руководитель Национального академического драматического театра имени Я.Коласа, профессор Валерий Анисенко отметил, что с первых шагов «М.агt.контакта» в Могилеве взята особенная нота, и организаторам форума удается ее держать. Член жюри профессор Татьяна Орлова: «Скоро Могилев реально станет театральной столицей». Это ли не самая главная похвала для города, объявленного культурной столицей СНГ и Республики Беларусь?..