Кузнечики счастья

Близнюк, А. Кузнечики счастья : вчера в Могилеве закрылся «Март.Контакт» / А. Близнюк // Днепровская неделя. — 2012. — 28 марта. — С. 1, 3.

Итоги его подводили вечером, когда номер газеты уже печатался в типографии. Но уже очевидно: нынешний театральный форум вместил в себя очень многое — и солнышко, и почти январский снегопад. И заражающих своим веселым хаосом чудных розовых «пришельцев» из люблянского интерактивного театра «KUD Ljud», и «терапию» мира-аквариума немецкого «Марабу». И пронзительную «Сволочную любовь» Русского драматического театра Литвы, и старую пьесу Алексея Арбузова о силе и слабости любви, по-своему прочитанную Белорусским республиканским ТЮЗом. И пластику малопонятных древнееврейских текстов в «Снах Моисея» иерусалимской группы «Мисторин», и притчевую печаль стреляющего Льва из «Лафкадио» московского Независимого театрального проекта… Что в нашем мире — норма, а что — аномалия? Способны ли успех и «упакованность» заменить счастье, инфантильность — мечту, патология — любовь, а нарочито-слезливая оглядка на прошлое — искреннюю мечту и чистоту души?

Спектакли могут нравиться или не нравиться, заставлять критиков и зрителей спорить о границах эксперимента или морщиться от нарочитой надуманности, но бесспорно одно: атмосфера «Mарт. Контакта» — заражает. Нынче этот неповторимый «вирус» творчества вырвался даже за пределы сцены — на улицы, на дороги, атаковал случайных прохожих…

«Стены отзывов» в областном драмтеатре испещрены размашистыми надписями неравнодушных зрителей. «Спасибо, вы открыли нам двери» — так откликнулись на постановку Харьковского «Театра 19» поклонники «микста» из комедии, мистики и детектива. «Это прекрасная история о любви» — запись тех, кому полюбился рискованный мюзикл «Алые паруса» артистов орловского «Свободного пространства».

Я заметила, что на «Записках усталого романтика» мои соседи в зрительном зале не переставали улыбаться. Не только потому, что спектакль минского Национального академического театра имени Горького поставлен по ранним рассказам сатирика Михаила Задорнова. И не только как предсказуемая реакция зала на знаменитое задорновское «Ну, тупы-ы-ы-ые!», пусть даже прозвучавшее не в адрес «не любимых» сатириком американцев, а по отношению к банальным строительным инструментам… Впечатлило мастерство импровизации столичных «академиков». Согласитесь, не всем под силу сыграть, например, чайник, душ, зеркало, спичку, будильник или даже… «расплющенное» по окнам домов солнце…

Двухчасовая романтическая незатейливая история о любви, поставленная режиссером Игорем Куликовым, пришлась могилевским зрителям по вкусу. В легком «позитиве» спектакля, помноженном на иронию, каждый, возможно, увидел в главном герое немножко себя. Ведь, как не раз повторяет главный герой по ходу действия: «Мы удивительные люди». Вот так же иногда фантазируем по дороге на работу, так же жаждем перемен и верим в лучшее и так же порой откладываем все главные решения в жизни на завтра… А потом удивляемся, что пущенное на самотек «завтра» — грустнее, глуше, хуже, чем мы себе представляли. Что правим не мы, а обстоятельства. Может, надо просто жить, чувствовать, делать выбор — пускай и не всегда правильный, зато твой собственный и нестандартный. Для начала можно хотя бы повернуть на перекрестке не туда, куда тебе нужно, а куда хочется. Почему романтик усталый? Может, он порой отчаивается, но все же не перестает надеяться и верить в чудо?

Ведь «каждый человек — кузнечик своего счастья»…