«M@RT-КОНТАКТ». Послесловие

Зинькевич, Л. «M@RT-КОНТАКТ». Послесловие / Лариса Зинькевич // Могилевская правда. — 2011. — 1 апреля. —  С. 15. 

В какой оправе должны блистать бриллианты?

Гран-при  «М@RT-Контакта-2011» достался «Офису». Стилистика  спектакля  «купаловцев», режиссура Екатерины Аверковой, игра молодых актеров не оставили равнодушным жюри 6-го Международного молодежного театрального форума во главе с народным артистом России Юрием Назаровым. И, хоть Юрий Владимирович на пресс-конференции признался, что не все на белорусском языке понял, но спектакль — блестящий!

Главное, что и бесспорный фаворит фестиваля — «Офис», и весьма своеобразный гоголевский «Ревизор» «Коляда-театра» из Екатеринбурга, и трогательная комедия софийского театра «Кредо» «Папа всегда прав» по сказкам Андерсена, и очень тщательное прочтение первой части «Идиота» Достоевского молодым питерским коллективом «Мастерская» — тронули зрителей. К примеру, фантасмагория «Идиот. Возвращение»  показала: публика в Могилеве может высидеть аж 4 часа, хоть и с двумя антрактами! Зато мобильники отключать перед спектаклями мы так и не научились, и культура выражения эмоций у нас прежняя — могилевский зритель неизменно аплодирует стоя, да еще и под крики «Браво!» Причем, парадокс: всегда искренне! Хоть это и откровенно слабый спектакль «Покровские ворота» Новгородского театра драмы или скучный художественный абсурд «Жаба» Херсонского областного музыкально-драматического театра…

Получать эмоции приятно, но форум длиной в неделю, на наш взгляд (да такая мысль звучала и в кулуарах фестиваля), — пожалуй, многовато. Хватило бы и 5 дней. Устают и критики, и организаторы, и зрители. Еще момент — никогда афиша «М@RT-Контакта» не была столь насыщенной: 15 спектаклей коллективов из 8 стран. Но количество, как показал фестиваль, не всегда переходило в качество, так, может, не стоит и раздувать программу? Хотя понятно желание показать нам самое любопытное, разнообразить афишу… «Не могу сказать, что все спектакли были фестивального уровня, — считает  член жюри, театральный критик из Вильнюса Мария Танана. — Но программа составлена удачно: от русского психологического спектакля — до новых  форм и решений».

Из «новых форм» — провокационный, умный «Ревизор». На «доске отзывов» в фойе драмтеатра мнения публики о нем разделились — от восторга до недоумения и неприятия: дескать, как можно столько грязи  в прямом и переносном смысле вываливать на сцене?! Зато равнодушных после постановки Николая Коляды точно не было! Хотя грязь, которую режиссер использовал на сцене в качестве художественного приема, стала поводом для взаимной обиды: в 3-м номере «Вестника», ежедневно выходившего на форуме, Коляда экспрессивно рассказывал, как после спектакля ему и его актерам пришлось собственноручно мыть сцену от спе-цифического реквизита и выносить его в мешках во внутренний двор театра. «Поверьте, ни Коляда, ни его актеры грязь не убирали и не выносили! — не скрывает «Могилевской правде»  эмоций замдиректора Могилевского облдрамтеатра Сергей Авраменков.— Это 2 часа делали работники нашего театра, причем даже инженерно-технические, хоть в их служебные обязанности это не входит. Мы создали идеальные условия для того, чтобы екатеринбургские актеры успешно отыграли спектакль. И было очень неприятно читать такое!» Так что фестиваль — это еще и закулисные драмы, и нервы, которых не видит зритель…

Кстати, международное жюри на пресс-конференции отметило высокий уровень проведения форума, внимательное отношение работников могилевского драмтеатра к гостям, что во многом и создавало такую атмосферу доброжелательности и теплоты.

А вот что думает об уровне «М@RT-Контакта» театральный критик-аналитик из Минска Алексей Стрельников:

— Мне кажется, фестиваль надо мерить не уровнями. Видимо, есть объективные причины, почему программа изначально составляется такой: потому что хочется сразу всего, фестиваль ведь  проходит раз в год, а не каждый месяц. Конечно, можно было показать только пластические спектакли, или только авторский художнический театр, как у Коляды… Но я очень доволен тем, что фестиваль был разнообразным. Не скажу, что к нам приезжал лучший спектакль Коляды или лучшая постановка московского «Театра.DOC», но они хотя бы дали Могилеву представление, что это такое. Во многом это были спектакли, которые проще привезти. И Коляда говорил: есть разница для организаторов, когда реквизит спектакля можно «разложить» на 8 сумок, и когда надо 2 фуры тащить. На мой взгляд, на фестивале должны быть даже скучные спектакли, надо же бриллиантам блистать на фоне какой-то оправы. Мне даже кажется: это потребительское отношение к театру, когда ты ходишь только ради хороших спектаклей. Ведь когда смотришь плохие, у тебя как нигде еще появляется восхищение перед артистом, начинает складываться картинка: а что было не так? И возникает собственное понимание театра, что очень важно.

— Публика порой смеялась там, где, кажется, было абсолютно не смешно, нередко восторгалась тем, что было сделано, на мой взгляд, плохо и скучно. Может, так и надо воспринимать любое действие на сцене, как было написано в программке спектакля херсонского театра, — с искренней душой?

— Я уверен, что и сам шокировал своей реакцией многих зрителей, например, во время спектакля из Болгарии «Папа всегда прав». Хотя люди «втягивались» в него постепенно, пытаясь понять, что же происходит, распознать его язык, юмор… У каждого из нас  разная скорость восприятия, разная «насмотренность». Но хочу повторить мысль, которую высказал во время одного из обсуждений: в театре мы все становимся публикой, чем-то единым — одна радость, одно счастье, одно расстройство… Благодаря «М@RT-Контакту» среди могилевской публики появились люди, у которых сформировался свой художественный вкус, которые четко знают, какой театр им полезен, нужен, интересен. Мне кажется, организаторам фестиваля сейчас важно таких людей «зацепить» и начать делать форум для них, чтобы расширить культурное пространство. На мой взгляд, формат нынешнего фестиваля показал, что такой театр, как был из Питера — психологический, актерский — могилевской публике наиболее приятен. Стоит ли  с ней спорить? Приучать к чему-то другому? Или «расширять» формат такого театра? Но в итоге мы можем получить зрителя, который и от могилевских артистов будет требовать такого же высокого уровня… Хотя, разве не для этого и делается фестиваль?