«Март. Есть контакт»

Пепеляев, Валентин. «Март. Есть контакт» / Валентин Пепеляев // СБ Беларусь сегодня. — 2018. — 27 марта. — С. 13.

Сегодня, в Международный день театра, театральный форум «М.@rt.контакт-2018» подведет итоги. За неделю зрители и критики увидели в Могилеве 22 спектакля из 8 стран мира: Беларусь, Рос­сия, Украина, Польша, Казахстан, Литва, Латвия и Словакия.

В этом году среди победителей будут названы два спектакля — по вер­сии профессиональных критиков и молодежной редакции. Также всю не­делю голосовал и его величество зритель. Какие же постановки станут «Событием фестиваля»? Давайте пока оставим в стороне громкие имена вроде «сумрачного литовского гения» Эймунтаса Някрошюса или номи­нанта на «Золотую маску-2018» Дмитрия Волкострелова (их спектакли «Мастер голода» и «Розенкранц и Гильденстерн» принимали участие в программе). Сосредоточим­ся на белорусской составля­ющей этого года — в прог­рамме было немало достой­ных работ.

Спектакль Могилевского драматического театра «Июль» главного режиссера Саулюса Варнаса по пьесе Ивана Вырыпаева был пок­зан вне конкурса. Даже сам драматург называл эту вещи­цу опасной. Выдающаяся ак­терская работа молодой акт­рисы Юлии Ладик смиряет с беспросветным текстом Вы­рыпаева. В монологе главно­го героя — безумца и убий­цы, который поначалу? Вызы­вает лишь оторопь, вдруг на­чинает сквозить какой-то звенящий и ничем не оправ­данный оптимизм, благочин­ные тени Достоевского и Мамлеева. «Июль» — моноспектакль. В подмогу Юлии здесь только Александр Артемьев за ударной установкой.

Кроме «Июля», Могилевский театр показал спектакль «Женщина мо­ря» по Генрику Ибсену. Совсем другое направление и эстетика. «Женщи­на моря» — поэтический театр Саулюса Варнаса, неспешный, медитатив­ный. С раскатами грома, обильными гудками пароходов, странными су­ществами, появляющимися за занавеской. Наверное, Ибсен и должен быть таким — нордическим и сдержанным. Весь спектакль выдержан в роман­тической бело-голубой гамме.

Гомельский городской молодежный театр представил психологичес­кий триллер «Метод» по популярной испанской пьесе Жорди Гальсерана «Метод Гренхольма».  Молодой режиссер Виталий (в программке — Ви­таль) Кравченко, бывший актер театра имени М.Горького, поставил пьесу подробно и тщательно. «Метод» — первая попытка встать на новые профессиональные рельсы.

Комедию-притчу «Урожай» Московского Губернского театра под ру­ководством Сергея Безрукова поставил молодой режиссер Павел Артемь­ев по пьесе белорусского автора Павла Пряжко. До этого главным специ­алистом по Пряжко считался российский режиссер Дмитрий Волкострелов. Но мне кажется, что блестящая и яркая работа Артемьева, в которой занят Губернаторский оркестр Московской области, может серьезно по­колебать этот статус. Артемьев подошел к абсурдистской пьесе так, как только и стоит поступать — он усугубил весь абсурд, стал его смаковать, рассматривать и про­бовать на вкус. Великолепные актерские работы Данила Ивано­ва, Андрея Исаенкова, Полины Галкиной и Александрины Питиримовой удивляют своей стройностью и многообразием демонстрируемых эмоций.

Сюжет «Урожая» прост: четверо молодых людей собирают яблоки в саду. Казалось бы, ничего сложного. Однако у ребят все заканчивается травмами, хаосом, гибелью урожая и даже кровопусканием. По­колению 20-летних Пряжко ставит неуте­шительный диагноз.

Подводя промежу­точный итог, невоору­женным глазом мож­но увидеть, что моло­дые белорусские авто­ры и режиссеры вклю­чены в общий теат­ральный контекст. Они интересны за пределами Беларуси, за ними следят, о них спорят. Посмотрев на наши достоинства и недостатки чужими глазами, понимаешь, над чем надо рабо­тать. Выигрывает тот, кто не утрачивает способности учиться каждый день.

Валентин ПЕПЕЛЯЕВ.