Здесь понимают, как трудно порой быть подростком

Игнатенко, Илья. Здесь понимают, как трудно порой быть подростком : [беседа с заместителем председателя комиссии по дела несовершеннолетних] / Илья Игнатенко // Магілёўскія ведамасці — 2018. — 16 января. — С. 5. 

— На протяжении века менялись функции и полномочия комиссии, — говорит заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Могилевского облисполкома Наталья ИГНАТЕНКО. — В 2003 году Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закрепил главенствующую роль комиссий в госсистеме профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. На сегодняшний день это единственный орган, который координирует работу и государственных органов, и общественных организаций в данной сфере.

Новым этапом нашей работы стал 2007 год. После выхода Декрета №18 комиссии были наделены функциями отобрания детей у родителей вне судебного порядка. То есть при наличии оснований ребенок забирается у родителей сроком до полу-года, далее принимается решение либо о лишении родительских прав, либо о возврате ребенка в семью.

— «Наказать нельзя помиловать». Где чаще сегодня ставится запятая в работе с «трудными подростками»?

Мы всячески подчеркиваем: очень не хочется, чтобы комиссию рассматривали как «карательный орган», у нас совершенно иные цели и полномочия. В первую очередь, как говорится, «наставить на путь истинный» как детей, так и их родителей. Даже при рассмотрении каких-то административных материалов о совершении детьми и подростками противоправных действий мы не называем их правонарушителями или преступниками. Это дети, вступившие в конфликт с законом. Наша основная задача дать им понять, что жизнь может быть другой, без криминала и мнимых удовольствий. Убедить, что в жизни, которая нам дается единожды, нужно иметь более качественные и безопасные жизненные приоритеты. Поэтому на заседаниях комиссий, в первую очередь, со всех сторон убеждаем подростка, что делать нельзя и почему. А наложение взысканий — уже вторичная профилактика, которая тоже порой необходима. Ведь за свои поступки всегда нужно нести ответственность. Но главное все же объяснить, что между детской шалостью и нарушением закона — огромная разница.

— Второе направление деятельности — защита прав и законных интересов несовершеннолетних.

— Комиссия всегда выступает на стороне ребенка, даже при такой жесткой мере, как отобрание его из семьи, родители в которой в основном пьющие и неработающие. Ведь именно в такой семье маленький человек получает негативный жизненный опыт, на основе которого потом может строить свою жизнь и семью. В определенный момент, когда все аргументы, профилактические меры и уговоры исчерпаны и нет шансов на то, что они подействуют, принимается решение об отобрании. Но и здесь наша основная задача совместно со всеми заинтересованными организациям и структурами (учреждения образования, здравоохранения, соцзащиты, милиции и т.д.) продолжать работу с конкретным родителем, чтобы ребенок мог вернуться в биологическую семью, изменившуюся в лучшую сторону.

— А что говорит статистика?

— Конечно же не хочется мерить детские судьбы цифрами, но если говорить о статистике, то по Могилевской области 60% детей, которые изымаются из семей, возвращаются в здоровую биологическую семью. Безусловно, бывают и повторные отобрания. Основная причина — алкогольные срывы родителей.

— Поговорим о самом жестоком последствии, что может ждать нерадивых родителей — лишении родительских прав.

— Мамам и папам до последнего дается шанс оставаться родителями. Если же люди не меняют асоциальный образ жизни, не погашают задолженность перед государством за содержание детей, и мы видим, что родители не заинтересованы в возврате детей, применяется крайняя мера — лишение родительских прав. Возможность восстановления в правах есть, но только в том случае, если ребенок за это время не был усыновлен.

— Каковы последствия во взрослой жизни для ребенка, бывшего «на учете», и легко ли на него «попасть»?

— На сегодняшний день внесены изменения в законодательство, и понятия «состоящий на учете в ИДИ» не существует. Есть понятие «подросток, с которым ИДИ проводит индивидуально-профилактическую работу». А это уже несколько другой ракурс. Последствий, если проблемы не касаются судимости и ограничиваются мерами административного взыскания, никаких. При достижении 18 лет человек, как говорили раньше, «снимается с учета по исправлению» и забывает об этом как о нехорошем сне.

Если говорить о комиссиях, то большинство материалов, рассматриваемых в отношении несовершеннолетних, — употребление алкоголя в общественных местах. Даже если это случилось единожды, опасность в том, что когда ребенок берет в руки пусть даже кажущийся ему безобидным слабоалкогольный напиток, у него снимается табу на употребление спиртного в целом. По моему мнению, даже хорошо, если подросток, впервые попробовавший алкоголь, «попался». Как показывает практика, если этого не происходит, то употребление запрещенных по возрасту напитков входит в систему. И тут последствия уже другие, начиная от проблем со здоровьем, заканчивая совершением необдуманных поступков под влиянием алкоголя, что может закончиться проблемами с законом.

Очень хочется обратиться к семьям. Ведь довольно часто именно за семейным праздничным столом подростку разрешают сделать глоток шампанского, вина, пива, что подсознательно снимает у подросшего ребенка запрет на употребление алкоголя как такового. «Хорошего алкоголя» для несовершеннолетних быть не может! Да и вообще, многие проблемы у детей возникают тогда, когда не хватает ощущения целостности семьи. Когда члены семьи не разговаривают, не общаются, не обсуждают что бы то ни было, не проводят вместе время. Ведь находиться рядом в одной квартире не всегда значит быть вместе.

— Важную роль в профилактике играет организация досуга.

— Безусловно, чем меньше свободного пустого времяпрепровождения, тем меньше шансов от скуки наделать «глупостей с последствиями». Главное, укрепить в сознании подростков нацеленность на интересный и полезный досуг, здоровый образ жизни и пр. Избитые истины, но истинные во все времена.

Наиболее проблематичны подростки, которые совершают уголовные преступления. В основном это кражи. Причем совершают их не только дети из неблагополучных семей. Иногда ребенок даже не видит особой разницы между кражей (уголовно наказуемое деяние) и «просто взял попользоваться». Напомню, в Республике Беларусь уголовная ответственность наступает с 14 лет.

— Каждое поколение твердит о том, что «в наше время молодежь была лучше»…

— В 2006 году на территории Могилевской области несовершеннолетними было совершено 1048 преступлений, а в 2017-ом — 242. Так что молодежь у нас хорошая, главное не демонстрировать ей свое взрослое безразличие. К слову, мое стойкое убеждение, что большую роль в приведенной выше положительной динамике сыграл именно Декрет №18. Он закрепил право изолировать детей от родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Ведь ребенок, как губка, впитывает в себя окружающий его опыт, в том числе и негативный.

— Есть ли в Могилевской области свои «фишки» в профилактической работе с детьми и подростками?

— Например, у нас работают два клуба для мальчишек. Первый, созданный в 2000 году, православный военно-патриотический клуб «Пересвет» (www.peresvet-mogilev.by). Руководит им настоятель Борисо-Глебской церкви отец Сергий. Второй — патриотический военно-православный клуб «Сокол». Создан нынешним директором государственного профлицея №9 г.Могилева Михаилом Сосонко, ранее работавшим начальником ИДИ Ленинского РОВД Могилева. Основные цели — отвлечение подростков от «улицы», привитие любви к своему Отечеству и воспитание у ребят ответственного поведения. Сегодня в клубах очень разные парни, не только «проблемные», но все находят общий язык и интересы.

— Могут ли сами несовершеннолетние граждане при возникшей необходимости обратиться в комиссии?

— В комиссию по вопросам в рамках нашей компетенции может обратиться любой человек. В том числе и несовершеннолетний. Спектр обращений достаточно большой: у кого-то конфликт по месту учебы, у кого-то с соседями, нарушаются жилищные права и т.д. У нас есть полномочия оказывать помощь уязвимым детям, находящимся в кризисной ситуации.

— Говорят, на хорошую работу идешь как на праздник. Праздничного же в вашей работе, увы, мало…

— Несмотря на то, что в нашей работе много негативных моментов — ведь мы в основном сталкиваемся с детьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию, есть моменты, когда понимаешь, ради чего надо работать еще с большей отдачей. Моменты, когда видишь глаза детей и их родителей в минуту воссоединения (возврат детей в семью после отобрания — авт.) Ведь правду говорят — чужих детей не бывает, и, наверное, мы это чувствуем чуть-чуть сильнее остальных. А еще, любому человеку нужна уверенность в том, что его дело важное и значимое. И когда в комиссию приходит достигший совершеннолетия «трудный подросток» с букетом цветов и словами благодарности за понимание, за то, что в свое время выслушали и не отмахнулись, понимаешь, вот он, «праздник».

— Ну и какой же праздник без пожеланий…

— В дату векового профессионального юбилея хочу выразить благодарность всем своим коллегам на местах. Спасибо за вашу работу, за терпение, за способность выдерживать порой огромные моральные и психологические нагрузки. Среди вас нет случайных людей, потому что с «нашими детьми» невозможно общаться по схеме, по заготовленному один раз сценарию. Ведь каждый случай — это судьба ребенка. И от нас в том числе зависит, какой жизненной дорогой он пойдет, повзрослев. Здоровья, благополучия и уверенности в своих профессиональных и человеческих силах.

Юлиана ШУПЛЕЦОВА.