Праздник музыки

Смолякова, О. Праздник музыки / Ольга Смолякова // Магілёўскія ведамасці. — 2015. — 9 октября. — С. 12-13.

Если бы фестиваль «Золотой шлягер» проходил не в Мо­гилеве, а в каком-нибудь японском Миядзаки, то в этом году он получил бы статус «совершеннолетнего». Именно 20-летие считается в Стране восходящего солнца офици­альным переходом во взрослую жизнь. Рассматривая же данный возраст с нашей точки зрения, праздник музыки и творчества вырисовывается вполне себе состоявшимся, но имеющим по-юношески мощные задор и перспективы. Чему только не удивлялись гости форума начиная с дале­кого 95-го — времени появления на свет ретропроекта. И легендарной Надежде Чепраге, танцевавшей с Президентом страны; и блистательной Эдите Пьехе, представившей на одном из «Шлягеров» еще никому не известного внука Ста­сика; да и, в конце концов, шебутным нанайцам, которые под бдительным оком Бари Алибасова вели себя в городе на Днепре скромнее полевых цветов. «Такто было раньше!» — воскликнет придирчивый читатель, и по-своему окажется прав. Но, возражая ему, подчеркнем: вся прелесть ведь в неповторимых эмоциях. А нынешний фестиваль, последний аккорд которого отгремел в минувшее воскресенье, на них был почти по-корейковски богат. Так чем конкретно он нам на этот раз запомнится?

Наработанной репутацией

«Когда говоришь «Золотой шлягер», подразумеваешь Могилев, а когда говоришь Мо­гилев — в уме сам собой всплы­вает ретрофестиваль, — еще до открытия форума поделился отношением к нему министр культуры Беларуси Борис Свет­лов. — У этого музыкального проекта однозначно есть лицо и репутация, сформированная годами атмосфера». Перепу­тать праздник музыки нашего областного центра с любым другим фестивалем, действи­тельно, сложно: индивидуаль­ность отчетливо проступает даже в мельчайших деталях. Взять хоть, к примеру, творче­скую мастерскую, где исполни­тели совместно с бобруйским художником Анатолием Концубом создают всевозможные картины. Справедливости ради стоит заметить: не всегда эта и другие сугубо «шлягерные черты» врезаются в память приглашенным знаменитостям. Так, певец Николай Трубач, хоть и рисовал старательно на холсте, во время концерта Могилев почему-то назвал Гомелем.

Международным квартетом теноров

Первый концерт в программе ретрофорума стал для поклонников «интеллектуальной музыки» настоящим событием — в областной центр из России, Украины и Казахстана приехали солисты зна­менитейших оперных театров. Был в их компании и пред­ставитель Беларуси — Эдуард Мартынюк, который, между прочим, совместно с Николам Бесковым когда-то участвовал в проекте «Три славянских тенора». На сцене ДК области интернациональному квартету аккомпанировал оркестр на­родных инструментов имени Л.Иванова под управлением Николая Алданова. После ус­лышанного пришла убежден­ность: многие могилевчане неплохо владеют итальянским языком. Как иначе объяснить душевное подпевание залом (причем со словами!) компо­зициям вроде неаполитанской «О sole mio»?

Простотой звезд­ных участников

В народе до сих пор хо­дят байки о запросах и по­ведении ряда селебритис, в свое время выступавших на «Золотом шлягере». На этот раз никаких особенных тре­бований исполнители не вы­двигали. Разве что Александр Иванов попросил, чтобы все блюда, ему приготовленные, были без лука. И даже при расселении в гостиницы, как заверили в администрациях отелей, гости не делали ак­цент на вид из окна или чье-то соседство. «Самый дорогой номер, трехкомнатный люкс, забронировал датский певец Томас Невергрин, — расска­зала заместитель директора гостиницы «Могилев» Татья­на Филиппова. — В нем есть даже рабочий кабинет». Не уступающие по стоимости апартаменты в гостинице «Метрополь» выбрали для проживания и американские джазовые музыканты Мэла Уолдрон и Тавис Миннер.

Их же чувством юмора

На пресс-конференциях с журналистами знаменитости травили анекдоты и делились смешными историями из жизни. Одним из самых искрометных собеседников оказался заслуженный артист России Вячеслав Малежик. Так, тоном кота Баюна артист рассказал прессе следующий эпизод: «Как-то во время концерта приходит записка с вопросом о моем возрасте. Ну, думаю, надо отшутиться, и отвечаю: мужчине столько же лет, сколько и его любовнице. Мне в ответ резонное: а сколь­ко любовнице? Тут я вообще вошел в раж и говорю: впору памперсы менять, имея, само собой, в виду, какая молодая у меня пассия. И вот заканчива­ется выступление, подходит ко мне знакомый и с сочувствием в голосе произносит: неуже­ли, кроме бабушек (которые, естественно, тоже вынуждены носить памперсы — о чем я не подумал), на тебя никто не ведется?». Это все, конечно, юмор. В реальности Малежик, в отличие от большинства коллег, однолюб и прилежный семьянин.

Романтическим настроением

Оно витало не только над творчеством приезжих испол­нителей, на разные лады вос­певающих любовь, но и в целом им, казалось, был окутан весь фестиваль. Возможно, поэтому датчанин Томас Невергрин, известный мегахитом Since You’ve Been Gone, решил имен­но в Могилеве подыскать жену своему брату, приехавшему на «Шлягер» в качестве диджея. «В Беларуси очень красивые и обаятельные девушки, — обо­значил на пресс-конференции музыкант. — Почему бы среди них и не выбрать спутницу жизни?» Сам Томас, к слову, недавно оформил отношения с российской актрисой Валерией Жидковой. Спустя пару часов Невергрин, думается, пожа­лел о сделанной им рекламе свободному родственнику: внимание молодых поклонниц явно было больше обращено на холостого брата, нежели на него самого.

Неожиданными ностальгическими нотками

Светлую тоску по прошлому ожидаешь услышать в голосе убеленных сединами «зубров шоу-бизнеса», но никак не молодого парня, которому недавно стукнул 31 год. Речь идет о российском певце Алек­сандре Панайотове, принимав­шем участие в торжественном открытии нынешнего форума. Как выяснилось, ностальгия его тоже сугубо «шлягерная». В начале 2000-х певец уже был в областном центре в качестве претендента на главный приз конкурса молодых исполни­телей, проводимого в рамках фестиваля. На тот момент ему исполнилось всего 16 лет, что запрещено регламентом твор­ческого состязания. Но жюри, услышав бархатный тембр юноши, решило сделать исключение и допустило Панайотова к участию. «Гран-при мне тогда взять не довелось, занял лишь 1-е место, — говорит Александр. — Но я не сильно расстроился, ведь в Могилеве провел потрясающую неделю: гулял здесь по улочкам, общал­ся с другими конкурсантами. Это был один из ярчайших периодов в моей жизни».

Драйвовым джазом

Концерт звезд мирового и отечественного джаза «Осен­ние листья», организуемый на могилевском празднике музыки и творчества второй раз, был одним из наиболее ожидаемых. Ведь на него заявили крестни­цу кумира миллионов Билли Холидей — талантливую певицу и пианистку Мэлу Уолдрон! В результате чаяния публики оправдались. Американка дала такого джаза, которого реги­ональный зритель, наверное, еще не слышал. Помогли ей в этом белорусские джазовые коллективы (в их числе и могилевская группа Jazz City Band), а также «голос Оклахомы» Тавис Миннер — не только певец, но и учитель музыки. Последнее его амплуа, кстати, вполне смогли оценить могилевские школяры. Перед репетицией во Дворце культуры области Тавис увидел распевающуюся группу ребят и незамедлительно провел для них мастер-класс. Судя по лицу американца, удовольствие от этого он получил не меньшее, чем сами дети.

Рокерской душевностью

Главный сольник «Золото­го шлягера-2015» был отве­ден известному российскому рок-исполнителю Александру Иванову и группе «Рондо». Вы­ложились музыканты на могилевской сцене так, будто нахо­дятся, минимум, в московском Крокус Сити Холле, где у них в марте состоится большой юби­лейный концерт. Александр не щадил ни связок, ни энергии, за что зрители отплатили ему оглушительными овациями. На пресс-конференции с региональными журналистами рокер удивил своей душевностью. Когда администратор певца попытался закончить общение, тот возразил: «Ребята меня ведь ждали — я, в свою очередь, обязан им тоже максимально уделить внимание». Не часто встретишь такой подход у тех, кто до сих пор зачастую со­бирает аншлаги.

Умением жителей Могилевщины при­нимать артистов

Не было, пожалуй, такого шлягерного мероприятия, где «катилось перекати-поле». Билеты еще до начала форума были проданы практически на все его концерты. Но самое главное, что зрители не пред­ставали пассивными, застыв­шими в креслах изваяниями. О белорусской искренности, умении чувствовать артиста говорили почти все «заглянув­шие на огонек» знаменитости. Так, все тот же Александр Иванов признавался: «Бывает, «ложится» аппаратура во время очередной песни. И теряешься, не знаешь, куда бросаться, а из зала доносится — все нормально, мы с тобой! — и тогда все становится на свои места, и даже техника, что про­верено не раз, начинает снова функционировать. Знаю, что в Могилеве, случись что, меня поймут и поддержат».

Гордостью за соотечественников

Почти во всех фестивальных концертах, генеральным спон­сором которых, к слову, высту­пала компания МТС, участие принимали могилевские певцы и музыканты. И по уровню ма­стерства, и по подаче они ни в чем не уступали приезжим гостям. И, думается, не зря юной Анечке Трубецкой про­чат потрясающую певческую карьеру, а Николаю Алданову и его оркестру на ведущих «за­кордонных площадках» зрители аплодируют стоя. Слушая их и других соотечественников, понимаешь: не зря «Золотой шлягер» проводится именно в нашем городе.