Дотронуться до человеческой души

Варнас, С. Дотронуться до человеческой души : [беседа с главным режиссером Могилевского драматического театра Саулюсом Варнасом] / Варнас Саулюс ; беседовала Антонина Близнюк // 7 дней. — 2015. — 8 октября. — С. 26.

Осенние холода стойко и оптимистично переносят, наверное, только театралы, поскольку именно в это время все театры открывают новый сезон, радуя зрителя первыми яркими премьерами. Истинного поклонника Мельпомены хороший спектакль согревает не хуже, чем бокал глинтвейна. Именно такой спектакль на днях показали в Могилевском областном драматическом театре — «Последняя лента Крэппа» Сэмюэля Беккета в постановке режиссера Саулюса Варнаса. Роль Крэппа сыграл знаменитый актер, народный артист Беларуси Григорий Белоцерковский.

Премьера приурочена к 70-летнему юбилею Григория Яковлевича. Постановка из­начально была рассчитана для малой сцены, но из-за большого количества желаю­щих поздравить актера с  этой знаменательной датой бенефис решено было перенести на большую сцену. Все долго переживали, боялись, что не­которые детали спектакля по­теряются… Однако премьера состоялась, и постановка при­шлась по вкусу зрителю.

В свое время старого Крэппа играли Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев, Юозас Будрайтис и многие другие известные актеры. Сам Белоцерковский об этой роли мечтал еще со студенческой скамьи. И только теперь, когда он достиг возраста своего героя, ему удалось исполнить давнюю мечту. «Ста­рый Крэпп — это я, мы очень похожи с ним. Именно поэтому мне было легко вжиться в эту роль. Тем не менее «Последняя лента Крэппа» — отнюдь не последняя для ме­ня. Надеюсь, что мне еще удастся сыграть много интересных и ярких персонажей», — поделился после премьеры Григорий Яков­левич.

То, что Саулюс Варнас взялся режисси­ровать моноспектакль, приятно удивило поклонников его творчества. За те два го­да, что литовский режиссер работает в Могилевском драмтеатре, мы видели только масштабные его работы. Кстати, все они были отмечены наградами международ­ных театральных фестивалей, а «Фрекен Жюли» даже получила в 2014 году Нацио­нальную театральную премию за лучшую режиссуру.

— Я смотрел раньше несколько поста­новок «Последней ленты Крэппа» Беккета, и, на мой взгляд, все они казались неубе­дительными, вызывали много вопросов у зрителя. Мне хотелось попробовать создать свое, нащупать что-то особенное в этой те­ме. Я был поражен, когда в процессе работы над постановкой в игре Григория Белоцерковского появились какие-то новые краски, которые мы доселе не видели. Он был весь­ма убедительным в этой роли. Очень рад за него, за нас, что мы ввязались в эту аферу, — говорит Саулюс Варнас. — Белоцерковский действительно талантливый актер, очень люблю его. Убежден, что лучшие его роли еще впереди. Мне интересно с ним работать. Как режиссер я всегда стараюсь делать то, что было бы любопытно и акте­ру, и мне самому. Не могу подстраиваться, и точно так же не могу заставлять кого-то идти вопреки своему желанию.

— А почему вы выбрали такую грус­тную тему — тему одиночества старого человека, воспоминаний об ушедшей молодости?

— Эта тема актуальна всегда и для лю­дей любого возраста. Жизнь Крэппа — это не история одного конкретного человека, это история всего человечества. Каждый из нас периодически возвращается к своему прошлому, вспоминая о том, что было хоро­шего, какие ошибки совершил, что сделал, а что нет. Это необходимо для того, чтобы не бояться будущего, не бояться принимать ре­шения. Такой же обзор минувшего делает, например, главный герой фильма «Земля­ничная поляна» Ингмара Бергмана.

Герой Беккета, вспоминая о прошлом, останавливается на одном важном для него событии — встрече с жен шиной, к которой у него были чувства. Когда мы видим Крэп­па, нам кажется, что он остал­ся один на этой земле, вокруг него пустыня, нет ни одной живой души. Он очень удивля­ется тому, что вдруг в его доме появляется какое-то животное или внезапно над головой разда­ется грохот проезжающего поезда, с потолка сыплется песок… Такое ощуще­ние, будто Крапп находится в подземелье. Он словно монах, отправившийся в палом­ничество по пустыне на время поста…

—   На чем вы делаете акцент в своей постановке? И каким Крэпп получился у Белоцерковского?

—  Я делал упор на энергию актера, на музыкальность как в прямом, так и в пе­реносном смысле. Мой герой нестарый, он полон сил, у него все еще впереди, тем не менее он многое в жизни повидал. Неко­торые режиссеры делали Крэппа старым и неряшливым, у Белоцерковского герой получился живой, мыслящий, интеллиген­тный. Это человек серебряного века, как То­мас Манн или Владимир Набоков.

— У вас никогда не возникало желания самому сыграть любимого литературно­го героя в своем спектакле? Тем более вы когда-то с этого и начинали свою карьеру, играя в театре Мильтиниса.

— Нет, такого желания не возникало. Хотя я действительно хороший актер, мно­гое могу показать, и иногда изображаю на репетициях. Но я считаю, что должен де­лать то, что умею лучше всего.

Пару лет назад известный американ­ский режиссер Роберт Уилсон поставил «Последнюю ленту Крэппа» и сам сыграл главную роль. Постановку показывали в Москве, был полный зал… Роберт Уилсон — самый высокооплачиваемый режиссер в мире. Но он режиссер не в привычном по­нимании, он скорее мастер по инстал­ляциям — у него действительно здорово это получается. В его спектакле Крэпп произносит первые слова лишь на 53-й минуте действия! У Уилсона есть чему поучиться, например, уходу от языка литературы, поиску визу­ального языка. Тем не менее он не актер, и это заметно. У актера и режиссера со­вершенно по-разному работают мозги, актеру нужна особая энергетика, у него другая природа. Я могу сыграть ка­кую-то роль, но потом буду долго себя кри­тиковать, посмотрев со стороны, думать о том, что можно было бы сделать иначе.

А вот режиссировать многое еще хо­чу. Сейчас, например, репетируем «Крейцерову сонату» Толстого — планировали выпустить ее еще в прошлом году, но при­шлось перенести. Думаю о том, чтобы сно­ва поставить «Камеру Обскура» Набокова. Главный герой произведения — молодой человек, в котором бушуют страсти, ему нужно разобраться в своей жизни. Мне ка­жется, это будет интересно для молодежи.

—   Саулюс, вы уже два года рабо­таете главным режиссером в Моги­левском драмтеатре. За это время не разочаровались, не захотелось сме­нить обстановку?

—  Нет, наоборот, я уже привык к этому театру. Кроме того, недавно мы приняли в труппу одиннадцать молодых актеров – несколько человек приехали из Витебска, взяли ребят из Могилевского колледжа искусств и одного парня из Бобруйска. Также к нашей труппе присоединился бе­лорусский актер Иван Трус, работавший ранее в Минске. Между прочим, это его го­лос записан на ленте Крэппа. Как же я мо­гу уйти, когда в театре появилась молодая кровь?! Мне интересно с ними поработать.

Я приехал в Могилев, чтобы сделать цикл постановок, сформировать новый репертуар, поработать с труппой, чтобы поднять театр на новый уровень, вывести его на серьезные фестивали. И мы только в начале пути.

Конечно, иногда возникают пробле­мы, какие-то препятствия, а в какой работе этого нет? Но в целом все идет не­плохо, уже имеем определенный успех.