Профессионал в ортопедии — не «узкий» специалист

Соколовская, В. «Профессионал в ортопедии — не «узкий» специалист…» : [заведующий ортопедическим отделением Могилевской больницы № 1 О. Сарнацкий] / Валентина Соколовская // Магілёўскія ведамасці. — 2018. — 26 октября. — С. 5.


Врач высшей квалификационной категории, отличник здравоохранения Республики Беларусь Олег Сарнацкий заведует ортопедическим отделением Могилевской больницы №1, особо значимым в соответствующей областной службе. На Могилевщине именно здесь успешно провели первые тотальные эндопротезирования: в 1998 году – тазобедренного сустава, в 2008-м – коленного. Только здесь выполняются в области сложные хирургические вмешательства на кисти.

На передовые позиции отделение вышло в 90-е годы прошлого века, когда возглавил его талантливый хирург и организатор Виктор Клочков (ныне главный врач больницы). Он привлек в отделение и других способных и неравнодушных к своему делу молодых врачей. В их числе был и по-хорошему амбициозный Олег Сарнацкий.

Престижный столичный мединститут окончил в 1985 году. Как одного из лучших выпускников, его тогда оставили на кафедре вуза. Но в институте проработал недолго. Привлекала врачебная практика.

На своем месте Сарнацкий ощутил себя в ортопедическом отделении Могилевской больницы №1. Ортопедия и травматология его всегда интересовали особенно. Молодой доктор не уставал учиться у коллег, имеющих достижения в этой профессии. Выезжал на стажировки не только в медучреждения Беларуси и России, но и в дальнее зарубежье. В Англии смог побывать в рамках гуманитарной программы обучения молодых развивающихся врачей. На посещение клиник Германии, Польши… нередко тратил свои отпуска и отпускные. «Специалист, каких в нашем деле немного», – так характеризует своего приемника на должности заведующего отделением главный врач больницы Виктор Клочков.

Подтверждающих это примеров в отделении приводят множество. Один из таких – успешно прооперированная им и Виктором Сергеевичем Клочковым 53-летняя особо тяжелая пациентка. Опухоль поразила голень, затем у нее случился перелом руки, обнаружили опухоль и в плече. У женщины была только одна почка и та трансплантированная, мучили другие болезни, в том числе – сахарный диабет. Оперировать ее не брались даже в ведущих научно-практических центрах страны. Клочков и Сарнацкий сделали, казалось бы, невозможное. Пересаживали кости с других участков ее тела, использовали и донорские. Человек в руках и ногах восстановился полностью. Ходит она сегодня без дополнительной опоры.

Не однажды приходилось Сарнацкому пришивать практически отрезанные, отрубленные по неосторожности кисти рук, их сегменты. Иногда обходился при этом без помощников – нейрохирурга, сосудистого хирурга. Один из таких его юных пациентов стал впоследствии даже призером Беларуси по гиревому спорту.

Олег Фабианович убежден: нельзя быть хорошим врачом, придерживаясь узкой специализации в профессии, особенно если это ортопедия и травматология, которые стыкуются с сосудистой хирургией, нейрохирургией, пластической хирургией… И он углублялся в специфику смежных специальностей: оперировал повреждения периферической нервной системы, занимался пластикой сосудов, пересаживал артерии с ноги на руку и наоборот… «Когда есть опыт, когда в голове сотни вариантов операций – у тебя есть выбор лучшей применительно к конкретному пациенту», – говорит Сарнацкий молодым коллегам.

Везло ему в жизни на хороших учителей, считает Олег Фабианович. Бесконечно благодарен он профессорам столичного медицинского вуза – известным ученым ортопедам-травматологам Аркадию Степановичу Крюку, Александру Александровичу Губко, Анатолию Михайловичу Соколовскому, которые учили думать, а не просто делать так, как тебе показали, учили осмысливать каждую ортопедическую операцию, как в чем-то особенную.

Везением в его трудовой биографии можно считать и то, что работать довелось в отделении, заведующий которым не только горячо поддерживал стремление коллег к совершенствованию в профессии, но и вдохновлял на это личным примером. Например, в Пинск, постигать методику интерлокинга (соединения трубчатых костей), модифицированную врачом-энтузиастом Владимиром Дятлом, ездили по своей инициативе и за свой счет Виктор Клочков, Олег Сарнацкий и врач этого же отделения Сергей Лосякин.

В отличие от общепринятого варианта такого хирургического вмешательства, требующего проведения большого количества рентгеновских снимков, методика Дятла позволяла обходиться лишь одним, сделанным по завершении операции. Сегодня такие хирургические вмешательства практикуются широко. А 10 лет назад у врачей не было на это даже нужного инструментария. «По возвращении из Пинска связался с технологами наших заводов «Строммашина», им. Кирова, – вспоминает Олег Фабианович. – Совместно разрабатывали чертежи инструментов, а затем более двух месяцев потребовалось на их изготовление». Тот инструментарий и теперь успешно служит ортопедам и пациентам «лавсановской» больницы.

Олег Сарнацкий и заведовавший ранее ожоговым отделением этой больницы Евгений Лобан первыми на Могилевщине стали заниматься пластической хирургией кисти. Рука пациента, а иногда отдельные пальцы бывают буквально раздавлены многотонным прессом. Случается и как у 23-летней пациентки отделения, кисть которой закрутило на предприятии в валы, полностью стянув с нее кожу. В таких случаях выполняются многоэтапные сложные пластические операции. Кисть или пострадавшие пальцы вживляются под кожу живота, в пах… так, чтобы она приросла к руке. Иначе – только ампутация. Обновленную руку предстоит потом отделить от участка тела, в который она вживлялась, а затем разделить, сделать заново пальчики. «Работа тяжелая, скрупулезная, – делится Сарнацкий, – но когда видишь, что руку спасти удается, видишь, как отступает безысходная удрученность человека – моральное удовлетворение непередаваемое».

Таких особо сложных операций, когда приходится прибегать к так называемой несвободной кожной пластике, за год выполняется в отделении около 20. Всего же различных хирургических вмешательств на кисти ежегодно проводится более 700, порядка 300 из них – экстренные.

Остается отделение и в числе лидирующих в области по количеству тотальных тазобедренных эндопротезирований. Ежегодно их здесь проводится не менее 300. «За 20-летнюю практику мы значительно совершенствовались в этой работе, – рассказывает Олег Фабианович. – Например, если раньше такая операция проводилась ведущим хирургом с помощью двух ассистирующих в течение 3 – 4 часов, то теперь на ее выполнение затрачивается около часа, и ассистент при этом лишь один».

Растет и качество подобных хирургических вмешательств. С каждым годом все меньше выполняется ревизионных, т.е. повторных эндопротезирований, когда приходится работу переделывать. Конечно, причины повторного протезирования бывают разные. Часто провоцируют нагноения в области сустава, излишняя полнота пациента, инфекция. Как правило, с осложнениями проходит замена сустава у людей ослабленных, преклонного возраста. Кстати, успешно провел Сарнацкий тазобедренное эндопротезирование даже 96-летней своей пациентке. Домой она ушла на своих ногах.

Школой передового опыта можно назвать отделение по эндопротезированию коленного сустава. Нередко приезжают сюда ортопеды-травматологи из других медучреждений области, чтобы понаблюдать за работой коллег и чему-то у них поучиться.

За год в отделении пролечивается в общей сложности более 2,5 тысячи пациентов с самой разной ортопедо-травматологической патологией. Подавляющее большинство больных оперируется. С уважением говорит заведующий о «единой своей команде». Считает, что как на себя может положиться на таких опытных ортопедов-травматологов, как Сергей Николаевич Лосякин, Дмитрий Сергеевич Шибут, Андрей Семенович Лапуть. Равняются на них и молодые врачи. В отделении – грамотные, чуткие медицинские сестры.

Сам Олег Фабианович старается и сегодня не пропустить ни одного ноу-хау в мире медицины, особенно – в ортопедии и травматологии. И всегда готов к самой сложной ситуации в операционной.

Валентина СОКОЛОВСКАЯ
Фото автора