Рябова, Л.А. На службе воспитанию и просвещению : [Могилевская духовная семинария] / Л. А. Рябова // Адукацыя i выхаванне. — 2016. — № 2. — С. 74–77.
В прошлом году исполнилось 230 лет со времени официального открытия Могилёвской духовной семинарии, православного учебного заведения, которое действовало до 1918 года. Сейчас мало кто из могилевчан знает об этом образовательном учреждении.
После того как в 1755 году Могилёвскую епархию возглавил Георгий Конисский, наступил новый период в деле просвещения жителей города. Вклад Г. Конисского в духовное образование до сих пор ещё не оценён в полной мере.
Святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, всю жизнь посвятил духовному возрождению и укреплению Могилёвской епархии, культурному развитию края. На знаменитом памятнике, сооружённом в Новгороде в честь 1000-летия России, на котором помещены барельефы 106 самых знаменитых исторических личностей, прославивших Отчизну, находится и барельеф святителя Георгия Конисского.
В слове при вступлении на паству архиепископ определил цель своего служения: подобно Апостолу, обучать день и ночь, со слезами, не переставая.
Ссылаясь на привилей 1633 года короля Речи Посполитой Владислава IV, в котором разрешалось строительство семинарии в Могилёве, подтверждённый позже в 1650 году Яном Казимиром, святитель Георгий добился от короля Станислава Августа разрешения на устройство семинарии при церкви Святого Николая. В 1758 году императрица Елизавета Петровна постановила ежегодно выделять на Могилёвскую семинарию по 400 рублей.
Учебный корпус семинарии возведён в 1780—1785 годах по проекту архитектора М. Львова вдоль земляного вала. На фронтоне дома по просьбе Г. Конисского была сделана надпись: «Домъ ученiя выстроен’1785 года на подобiе плана Рiмского идолопоклоннического храма, называемого Капiтолiем».
Могилёвская семинария входила в состав Санкт-Петербургского духовно-учебного округа и подчинялась Санкт-Петербургской академии. Семинария того времени не была в плане изучаемых предметов специализированным учебным заведением. Прежде всего, она давала детям духовенства начальное и среднее образование. Кроме основных предметов, параллельно изучались латинский, греческий, французский и немецкий языки, а также история, география, арифметика и церковное пение. С Богослужебным уставом воспитанники знакомились на богослужении. Преподавание всех предметов имело нравственно-воспитательный характер и предполагало не только передачу знаний, но и развитие нравственно-религиозных начал, усвоение понятий гражданской доблести. Афоризмы, нравственные сентенции, мудрые изречения знаменитых мужей древности не сходили с уст преподавателей семинарии. Нередко профессора, излагая правила морали, приводили примеры из своей жизни. Поэтому и жить они старались безукоризненно, чтобы обучать не только во время лекции, но и всей своей жизнью. Традицию нравственного влияния на воспитанников, отеческого к ним отношения продолжили и последователи Г. Конисского. Так, например, архиепископ Анастасий сам преподавал философские предметы и содержал за свой счёт в школе при семинарии и у себя на дому несколько юношей, которых все называли анастасьевскими. Архиепископ Волынский и Житомирский Палладий, выпускник семинарии и академии, учредил именную стипендию лучшему воспитаннику.
Кроме классных занятий по методу Киевской духовной академии, силами семинаристов ставились священные трагедии, комедийные действия и драмы, церковные проповеди сменялись диспутами и заканчивались пением. Ежедневно каждому воспитаннику выделялось время на прогулку и игры. По праздничным дням музыкально одарённые ученики демонстрировали свои умения петь и играть на различных инструментах. Всё это производило чарующее впечатление на воспитанников и могилевчан, формировало их эстетическую культуру.
На экзамены в семинарию приглашали почётных жителей города из духовенства, дворянства, чиновничества, купечества.
Владыка Георгий всю свою архипастырскую жизнь посвятил семинарии. Он вникал во все вопросы её деятельности. О заботах преосвященного свидетельствует тот факт, что в 1788 году он пожертвовал на семинарскую библиотеку около 100 книг. Георгий Конисский был собирателем литературных памятников, его личная библиотека насчитывала 1269 книг и 241 экземпляр рукописей и документов. В перечень книг библиотеки входили лучшие издания европейских авторов по богословию, философии, географии, справочная литература. По завещанию книги были переданы в семинарскую библиотеку в Могилёве. Но епископ Анастасий (Братановский), вопреки завещанию Г. Конисского, вывез её в Астрахань, и библиотека оказалась навсегда утерянной для Могилёва. Опись библиотеки находится в Центральном государственном архиве в Санкт-Петербурге. После 1917 года часть книг семинарской библиотеки перешла в фонды библиотеки Белорусского государственного университета, сейчас они находятся в Национальной библиотеке Беларуси.
Могилевчан поражали удивительная близость и непосредственность отношений иерарха-педагога и воспитанников. Могилёвский архипастырь имел талант различать одарённых учеников, давал им возможность развить свои способности в дальнейшем обучении и служении Церкви. Своему другу Парфению Смоленскому Г. Конисский писал, что его радует, как одни из воспитанников изощряют свой ум в математике, другие исследуют истину с помощью философских методов, а третьи, изучая Святое Писание, устремляют свой ум к благочестию, этому венцу всех прочих знаний.
Воспитанники семинарии тоже очень любили своего ректора. В том же письме святитель рассказывал, что воспитанники всегда провожают его до самого выхода, тепло прощаются и просят поскорее вернуться назад. А когда архипастырь возвращался, то семинаристы радостно приветствовали его, толпясь у дверей. Такую привязанность святитель считал наивысшей для себя наградой.
Могилёвская духовная семинария долгое время была средоточием не только хороших учителей и священников, но и достаточно образованных чиновников.
Когда впоследствии в Беларуси стали открываться общеобразовательные школы, первыми это сделали в Могилёве, потому что только Могилёвская духовная семинария могла выпустить молодых людей, на которых можно «возложить» исполнение учительских обязанностей.
Празднование 100-летия Могилёвской духовной семинарии стало для города знаковым событием ещё и потому, что при ней открывалась начальная образцовая церковноприходская школа с воскресными чтениями для взрослых. На учреждение школы городская управа жертвовала 150 рублей.
На праздновании 100-летия семинарии ректор епископ Сергий сокрушался, что за 40 лет пламенного, неустанного проповедничества святителя Г. Конисского издано немного его работ, а за полвека блестящей, талантливой литературной деятельности изданы только две книжечки его сочинений, да и те стали библиографической редкостью. При этом ректор указал на находящуюся в семинарской библиотеке рукопись большого размера неизданных проповедей Г. Конисского.
События революции 1905—1907 годов повлияли и на жизнь Могилёвской духовной семинарии. В феврале 1905 года многие семинарии (Московская, Калужская, Ярославская, Екатеринославская, Костромская, Кишинёвская, Олонецкая, Кавказская и другие духовные школы) Российской империи были охвачены беспорядками. Основные требования учащихся в этот период касались внутреннего распорядка: воспитанники протестовали против принятого в духовно-учебных заведениях казарменного режима, требовали улучшения санитарно-гигиенических условий и питания. Выступления не носили ещё ярко выраженного политического характера. Не исключением была и Могилёвская семинария.
Поводом для беспорядков, судя по письму одного из чиновников обер-прокуратуры, явились бестактность инспекции и частая сменяемость ректоров. В письме чиновник сокрушался, что в деятельности помощников инспектора преобладают карательные «полицейские» методы. И это — существенное замечание, так как ректорат и инспекция постоянно менялись, и между ними и учащимися, естественно, не успевали установиться доверительные отношения.
В разные годы ректорами Могилёвской духовной семинарии были архимандрит Тихон, А. Карпинский, П. Доброхотов, Ф. Романовский, иеромонах Никодим, святитель М. Леонтович и другие. В 1911 году ректор семинарии Николай Зефиров был награждён орденом Святого Владимира IV степени (орден имел девиз «Польза, честь и слава»).
Первыми учителями семинарии стали ученики Киевской духовной академии: М. Богуславский, И. Григорович, М. Пиючевский, С. Цветковский, А. Пригоровский и И. Горбачевский. Это были высокообразованные люди. Учителя семинарии принимали активное участие в общественно-политической жизни страны, занимались научной деятельностью, изданием периодики, участвовали в благотворительных кампаниях.
Труды могилёвских архипастырей в деле благоустройства семинарии не прошли даром. За долгую историю учебного заведения из его стен вышло немало учащихся, впоследствии прославивших не только Могилёвщину и Беларусь, но и другие государства.
В семинарии познавал премудрости педагогики советский педагог-новатор М. Н. Лепешинский. В 1780-е годы семинарию окончили: Яков Мошковский, который с 1788 года был учителем Могилёвского главного народного училища, а впоследствии стал первым директором Киевской гимназии; Серафим (в миру Сергей Семёнович Руженцев), епископ Муромский; археолог К. М. Поликарпович; главный священник армии и флота России (с 1832 г.) В. И. Кутневич; археограф, историк и священнослужитель И. И. Григорович. В конце XVIII века здесь получил образование летописец игумен Орест (Ануфрий Костка). В 1812 году окончил семинарию будущий этнограф, фольклорист и языковед И. И. Носович. Он составил самый первый исторический словарь белорусского языка, собрал и издал огромное количество народных пословиц, загадок и песен. Обучался здесь и В. М. Игнатовский — историк, академик, первый президент Белорусской академии наук.
Мало кто знает, что семинарию окончил отец будущего главного конструктора ракетных систем П. Я. Королёв. В полученном им аттестате говорится, что Павел Королёв, сын отставного старшего писаря Якова Королёва, обучался в семинарии до 14 июня 1899 г. и окончил её с оценками «отлично» (5), «очень хорошо» (4) и «хорошо» (3), после чего был причислен педагогическим собранием семинарского правления к первому разряду воспитанников семинарии и удостоен звания студента семинарии со всеми преимуществами, присвоенными окончившим полный курс учения в семинарии. В этом же документе было специально оговорено, что в случае непоступления на службу по духовному ведомству или на учебную службу в начальных народных школах он должен будет возвратить 220 рублей, потраченных на его обучение в семинарии.
В начале XX века семинарию окончили будущие белорусские писатели Андрей и Василий Шашалевичи, Михаил Косенков (Зарецкий) и другие известные деятели культуры. Этот перечень может быть продолжен. Он является свидетельством того реального вклада, который внесла Могилёвская духовная семинария в пополнение рядов интеллигенции страны.