На службе воспитанию и просвещению

Рябова, Л.А.  На службе воспитанию и просвещению : [Могилевская духовная семинария] / Л. А. Рябова // Адукацыя i выхаванне. — 2016. — № 2. — С. 74–77.

В прошлом году исполнилось 230 лет со времени официального открытия Могилёвской ду­ховной семинарии, православного учебного заведения, которое действовало до 1918 го­да. Сейчас мало кто из могилевчан знает об этом образовательном учреждении.

После того как в 1755 году Могилёвскую епархию возглавил Георгий Конисский, наступил новый период в деле про­свещения жителей города. Вклад Г. Конисского в духовное образование до сих пор ещё не оценён в полной мере.

Святитель Георгий (Конисский), архи­епископ Могилёвский, Мстиславский и Ор­шанский, всю жизнь посвятил духовному возрождению и укреплению Могилёвской епархии, культурному развитию края. На знаменитом памятнике, сооружённом в Новгороде в честь 1000-летия России, на котором помещены барельефы 106 самых знаменитых исторических личностей, про­славивших Отчизну, находится и барельеф святителя Георгия Конисского.

В слове при вступлении на паству ар­хиепископ определил цель своего служения: подобно Апостолу, обучать день и ночь, со слезами, не переставая.

Ссылаясь на привилей 1633 года короля Речи Посполитой Владислава IV, в котором разрешалось строительство семинарии в Мо­гилёве, подтверждённый позже в 1650 году Яном Казимиром, святитель Георгий добил­ся от короля Станислава Августа разрешения на устройство семинарии при церкви Святого Николая. В 1758 году императрица Елизавета Петровна постановила ежегодно выделять на Могилёвскую семинарию по 400 рублей.

Учебный корпус семинарии возведён в 1780—1785 годах по проекту архитекто­ра М. Львова вдоль земляного вала. На фронтоне дома по просьбе Г. Конисско­го была сделана надпись: «Домъ ученiя выстроен’1785 года на подобiе плана Рiмского идолопоклоннического храма, на­зываемого Капiтолiем».

Могилёвская семинария входила в со­став Санкт-Петербургского духовно-учебного округа и подчинялась Санкт-Петербургской академии. Семинария того времени не была в плане изучаемых предметов специализиро­ванным учебным заведением. Прежде всего, она давала детям духовенства начальное и среднее образование. Кроме основных пред­метов, параллельно изучались латинский, греческий, французский и немецкий языки, а также история, география, арифметика и церковное пение. С Богослужебным уставом воспитанники знакомились на богослу­жении. Преподавание всех предметов име­ло нравственно-воспитательный характер и предполагало не только передачу знаний, но и развитие нравственно-религиозных начал, усвоение понятий гражданской доблести. Афоризмы, нравственные сентенции, мудрые изречения знаменитых мужей древности не сходили с уст преподавателей семинарии. Нередко профессора, излагая правила мо­рали, приводили примеры из своей жизни. Поэтому и жить они старались безукориз­ненно, чтобы обучать не только во время лекции, но и всей своей жизнью. Традицию нравственного влияния на воспитанников, отеческого к ним отношения продолжили и последователи Г. Конисского. Так, напри­мер, архиепископ Анастасий сам преподавал философские предметы и содержал за свой счёт в школе при семинарии и у себя на дому несколько юношей, которых все называли анастасьевскими. Архиепископ Волын­ский и Житомирский Палладий, выпускник семинарии и академии, учредил именную стипендию лучшему воспитаннику.

Кроме классных занятий по методу Ки­евской духовной академии, силами семи­наристов ставились священные трагедии, комедийные действия и драмы, церковные проповеди сменялись диспутами и закан­чивались пением. Ежедневно каждому вос­питаннику выделялось время на прогулку и игры. По праздничным дням музыкально одарённые ученики демонстрировали свои умения петь и играть на различных ин­струментах. Всё это производило чарующее впечатление на воспитанников и могилевчан, формировало их эстетическую куль­туру.

На экзамены в семинарию приглашали почётных жителей города из духовенства, дворянства, чиновничества, купечества.

Владыка Георгий всю свою архипастыр­скую жизнь посвятил семинарии. Он вни­кал во все вопросы её деятельности. О за­ботах преосвященного свидетельствует тот факт, что в 1788 году он пожертвовал на семинарскую библиотеку около 100 книг. Георгий Конисский был собирателем лите­ратурных памятников, его личная библио­тека насчитывала 1269 книг и 241 экзем­пляр рукописей и документов. В перечень книг библиотеки входили лучшие издания европейских авторов по богословию, фило­софии, географии, справочная литерату­ра. По завещанию книги были переданы в семинарскую библиотеку в Могилёве. Но епископ Анастасий (Братановский), вопре­ки завещанию Г. Конисского, вывез её в Астрахань, и библиотека оказалась навсегда утерянной для Могилёва. Опись библиотеки находится в Центральном государственном архиве в Санкт-Петербурге. После 1917 го­да часть книг семинарской библиотеки пе­решла в фонды библиотеки Белорусского государственного университета, сейчас они находятся в Национальной библиотеке Бе­ларуси.

Могилевчан поражали удивительная близость и непосредственность отношений иерарха-педагога и воспитанников. Могилёвский архипастырь имел талант различать одарённых учеников, давал им возможность развить свои способности в дальнейшем обу­чении и служении Церкви. Своему другу Парфению Смоленскому Г. Конисский пи­сал, что его радует, как одни из воспи­танников изощряют свой ум в математике, другие исследуют истину с помощью фило­софских методов, а третьи, изучая Святое Писание, устремляют свой ум к благоче­стию, этому венцу всех прочих знаний.

Воспитанники семинарии тоже очень лю­били своего ректора. В том же письме свя­титель рассказывал, что воспитанники всегда провожают его до самого выхода, тепло про­щаются и просят поскорее вернуться назад. А когда архипастырь возвращался, то семи­наристы радостно приветствовали его, тол­пясь у дверей. Такую привязанность святи­тель считал наивысшей для себя наградой.

Могилёвская духовная семинария долгое время была средоточием не только хороших учителей и священников, но и достаточно образованных чиновников.

Когда впоследствии в Беларуси стали открываться общеобразовательные школы, первыми это сделали в Могилёве, потому что только Могилёвская духовная семина­рия могла выпустить молодых людей, на которых можно «возложить» исполнение учительских обязанностей.

Празднование 100-летия Могилёвской ду­ховной семинарии стало для города знако­вым событием ещё и потому, что при ней открывалась начальная образцовая церковно­приходская школа с воскресными чтениями для взрослых. На учреждение школы городская управа жертвовала 150 рублей.

На праздновании 100-летия семинарии ректор епископ Сергий сокрушался, что за 40 лет пламенного, неустанного проповедничества святителя Г. Конисского издано немного его работ, а за полвека блестящей, талантливой литературной деятельности из­даны только две книжечки его сочинений, да и те стали библиографической редко­стью. При этом ректор указал на находя­щуюся в семинарской библиотеке рукопись большого размера неизданных проповедей Г. Конисского.

События революции 1905—1907 годов повлияли и на жизнь Могилёвской духов­ной семинарии. В феврале 1905 года мно­гие семинарии (Московская, Калужская, Ярославская, Екатеринославская, Костром­ская, Кишинёвская, Олонецкая, Кавказская и другие духовные школы) Российской им­перии были охвачены беспорядками. Основ­ные требования учащихся в этот период касались внутреннего распорядка: воспи­танники протестовали против принятого в духовно-учебных заведениях казарменного режима, требовали улучшения санитарно-гигиенических условий и питания. Высту­пления не носили ещё ярко выраженного политического характера. Не исключением была и Могилёвская семинария.

Поводом для беспорядков, судя по письму одного из чиновников обер-прокуратуры, явились бестактность ин­спекции и частая сменяемость ректоров. В письме чиновник сокрушался, что в деятельности помощников инспектора преобла­дают карательные «полицейские» методы. И это — существенное замечание, так как ректорат и инспекция постоянно менялись, и между ними и учащимися, естественно, не успевали установиться доверительные отношения.

В разные годы ректорами Могилёвской духовной семинарии были архимандрит Тихон, А. Карпинский, П. Доброхотов, Ф. Романовский, иеромонах Никодим, свя­титель М. Леонтович и другие. В 1911 году ректор семинарии Николай Зефиров был награждён орденом Святого Владимира IV степени (орден имел девиз «Польза, честь и слава»).

Первыми учителями семинарии стали уче­ники Киевской духовной академии: М. Бо­гуславский, И. Григорович, М. Пиючевский, С. Цветковский, А. Пригоровский и И. Гор­бачевский. Это были высокообразованные люди. Учителя семинарии принимали ак­тивное участие в общественно-политической жизни страны, занимались научной дея­тельностью, изданием периодики, участво­вали в благотворительных кампаниях.

Труды могилёвских архипастырей в деле благоустройства семинарии не прошли да­ром. За долгую историю учебного заведе­ния из его стен вышло немало учащихся, впоследствии прославивших не только Могилёвщину и Беларусь, но и другие госу­дарства.

В семинарии познавал премудрости педа­гогики советский педагог-новатор М. Н. Лепешинский. В 1780-е годы семинарию окон­чили: Яков Мошковский, который с 1788 го­да был учителем Могилёвского главно­го народного училища, а впоследствии стал первым директором Киевской гимна­зии; Серафим (в миру Сергей Семёнович Руженцев), епископ Муромский; археолог К. М. Поликарпович; главный священ­ник армии и флота России (с 1832 г.) В. И. Кутневич; археограф, историк и свя­щеннослужитель И. И. Григорович. В кон­це XVIII века здесь получил образование летописец игумен Орест (Ануфрий Костка). В 1812 году окончил семинарию бу­дущий этнограф, фольклорист и языковед И. И. Носович. Он составил самый первый исторический словарь белорусского языка, собрал и издал огромное количество народ­ных пословиц, загадок и песен. Обучался здесь и В. М. Игнатовский — историк, ака­демик, первый президент Белорусской ака­демии наук. 

Мало кто знает, что семинарию окончил отец будущего главного конструктора ракет­ных систем П. Я. Королёв. В полученном им аттестате говорится, что Павел Королёв, сын отставного старшего писаря Якова Ко­ролёва, обучался в семинарии до 14 июня 1899 г. и окончил её с оценками «отлично» (5), «очень хорошо» (4) и «хорошо» (3), по­сле чего был причислен педагогическим собранием семинарского правления к пер­вому разряду воспитанников семинарии и удостоен звания студента семинарии со все­ми преимуществами, присвоенными окон­чившим полный курс учения в семинарии. В этом же документе было специально оговорено, что в случае непоступления на службу по духовному ведомству или на учебную службу в начальных народных школах он должен будет возвратить 220 руб­лей, потраченных на его обучение в семи­нарии.

В начале XX века семинарию окончили будущие белорусские писатели Андрей и Василий Шашалевичи, Михаил Косенков (Зарецкий) и другие известные деятели культуры. Этот перечень может быть про­должен. Он является свидетельством того реального вклада, который внесла Могилёвская духовная семинария в пополнение рядов интеллигенции страны.