Гришанова, Л. Флюгер над городом / Л. Гришанова // Магілёўская праўда. — 1992. — 25 жніуня. — С. 1.
Желтые пряди вплетаются в пышные кроны лип. А на рябинах вспыхивают красными фонариками тяжелые гроздья. Еще одно лето уступает дорогу осени.
Так же огненно пламенели рябины и шуршали на ветру опадавшие листья и сто, и триста лет назад. Но в те осени над тихим Могилевом возносилась городская ратуша. Со стороны дороги, нырявшей в Аллейную браму, она казалась одиноким кораблем, гордо плывущим во времени. Солнечными бабочками порхали над его реями позолоченные флюгеры.
…Осень, время бабьего лета и пышного природы увядания, стала для ратуши временем рождения: 4 сентября 1679 года был торжественно заложен и освящен первый камень в фундаменте. В истории не бывает странностей, по почему-то осень превратилась для ратуши в «судьбоносное» время года. В ноябре 1681 года священник из Братского монастыря благословил двухэтажное здание ратуши под позолоченными «ветреницами» и голубыми щитами. А в сентябре 1708 года ратуша горела в пожаре Северной войны. В водовороте времен проносились волнения людские, войны, разделы Речи Посполитой, присоединение к России, революции… Многое пережила ратуша.
11 сентября 1953 года исполком Могилевского городского Совета принял решение о завершении к концу года реставрационных работ.
Благими намерениями вымощена дорога в ад: через четыре года гордость Могилева уничтожили, дескать, реставраторы столкнулись с неразрешимыми проблемами. Когда трудно найти дверь — проще проломить стену?
Логика эгоизма «после нас — хоть потоп» лишила город жемчужины. После Великой Отечественной в Могилеве уцелело 20 памятников истории и культуры всесоюзного значения.
Увы… Одни воспоминания остались об Иосифовском соборе, одном из первых в Беларуси культовых строений в стиле классицизма, о Спасском и Братском монастырях. Уцелевшие останки Фарного костела, покрыв жестью, превратили в склад. На фундаменте уничтоженной и уникальной Успенской церкви возвели контору обл-автоуправлепия. За неделю до торжественного открытия мемориала «Борцам за Советскую власть» стерли с лица земли трехсотлетиие торговые ряды.
Уродливые и непрочные коробки многоэтажек растут на останках прошлого. И вдруг Могилевскими властями принимается решение «реставрировать» ратушу, построив ее заново на основе старых чертежей.
…Отзвучали майские фанфары. Растаяли, как дым, сладкие речи при закладке «отцами города и церкви» первого камня в фундамент. Приближается «судьбоносная» осень, но за лето в котловане фундамент не вырос. По соседству с блочной кладкой нового из земли выпирают кирпичные останки основания уничтоженной ратуши.
— Дня нас они создают лишние трудности, — делится проблемами строительства прораб МП «Скиф» В. Шубодеров. — Их придется все равно уничтожать: вырытый котлован рассчитан на фундамент двухэтажной пристройки, а ближе к площади будет выкопан второй для здания восьмигранной башни с парадным крыльцом.
«Скифовцам» на строй-площадке практически негде развернуться. Рядышком строится жилой дом «под старину», по бокам — обрыв и здание детприемника. Строители относятся бережно ко всему, начиная от черепков-осколков старинной посуды с клеймом старых мастеров до раскидистых лип.
— Такое впечатление, что никому, кроме нас, строительство ратуши не нужно, — жалуются рабочие. — Одно дело — говорить красиво о «визитной карточке» Могилева, а другое — обеспечивать стройку необходимым.
Оказывается, после того как ратушу, вернее, начало ее строительства, освятили, «скифовцы» поработали здесь… 10 дней. «Пока материалов хватило». И ушли на другой объект, покинув на произвол судьбы сделанное.
Иные времена — иные нравы. Триста лет назад «мурары» (каменщики), возглавляемые майстром Феской, сразу после освящения получили необходимое — 42.8 тысяч штук кирпича, 616 бочек извести, 800 возов песка, железо «на граты, на крюча и на иншие до муру потребные речи». За какой-то год был построен корпус ратуши и стал частично использоваться.
Если строители уничтоженной ратуши вошли в историю, то нынешние, похоже, «влипли в историю».
Правда, на днях было выделено 2 млн. рублей на стройматериалы…
— Но по нынешним ценам — это немного, каждый месяц меняется стоимость проекта, — считает прораб, — будем продолжать монтаж фундаментов, пока средства не кончатся.
Могилевчанам еще повезло, что сохранилось множество документов по старой ратуше, — добавляет он.
По ним был создай проект «реставрируемой», похожей внешне на прежнюю, но отличной внутренне. Если в уничтоженной в разные времена располагались суды, городская управа, пожарная охрана, то в новой планировалось под парадной лестницей разместить цветочный магазин, а в здании — залы для свадебных торжеств и прощальных ритуалов, в подвалах — архив.
— Но, говорят, проект устарел. — сообщает В. Шубодеров. — Наши связывались с проектантами из «Белреставрации» для внесения в него поправок.
Ходят слухи, что здесь будет мэрия…
— Боюсь, нам не дано узнать, что там будет, — скептически заметил старейший краевед Могилевщины И. Филиппович. — Хорошо., если ратушу построят лет через сто…
Эпопея с ратушей, ее «реставрация» по архивным документам, предназначение строящегося здания порождают немало неоднозначных вопросов.
Пока в Могилеве ломаются копья вокруг ее прошлого и будущего, в далекой Англии выпушена скромная марка «Могилев. Ратуша».
Не скоро засветятся над Могилевом золоченые флюгеры ратуши: судьба бесценного с точки зрения памяти, культуры и архитектуры здания зависима от веяний переменчивых «ветров наверху».
Л. ГРИШАНОВА