Великий пост: жизнь в согласии с собой

Сидоренко, Б. Великий пост: жизнь в согласии с собой : [обычаи могилевчан] / Борис Сидоренко // Могилевская правда. — 2016. — 7 апреля. — С. 13.

Первые весенние месяцы — время Великого поста, который длится от Прощеного воскресенья до Пасхи и продолжается 49 дней, а вместе с мясопустной неделей, предшествующей посту, и того больше. Из 365 дней в году наши предки постились 220 дней.

Главное не тело — душа

К Великому посту наши предки от­носились трепетно, но исследователи давно обратили внимание на то, что он проходил в те времена года, когда у кре­стьян и так истощались запасы скором­ной пищи, а до нового урожая было еще далеко. Так что вольно или невольно, но православная церковь должна была при­спосабливаться к этим обстоятельствам. «Великий пост, — найдем мы в «Опыте описания Могилевской губернии», — крестьяне особенно считают важным и поэтому соблюдают его строго. Только отчаянные пьяницы в первый понедель­ник позволяют «себе так называемое «полосканье зубов»: окольными путями пробираются в корчму и «похмеляются» после вчерашней попойки. Большинство в первые дни Великого поста не едят ничего вареного; многие по средам и пят­ницам, в продолжение всего поста ниче­го не едят до вечера. Говеть в Великий пост все считают необходимою, священ­ною обязанностью». И этому есть прямое объяснение. По крестьянским поверьям тем, кто последовательно и щепетильно соблюдал пост и в строгости выдержи­вал его до Пасхи, отпускались все пре­грешения, главным из которых счита­лось то, что «Бога забыли и пьем много водки». Еще крестьяне боялись и почи­тали местного священника: в церковном приходе батюшка знал всех, считался лицом авторитетным наряду с учителем, фельдшером и становым приставом и мог божьими увещеваниями остановить любое непотребство, но при этом и сам должен был служить образцом поведе­ния и строго поститься. Но, главное, все укреплялись в мысли — всегда, а в Вели­кий пост особенно, гадости, подлости и всякие низости делать нельзя, это счита­лось особым грехом.

Пусть помогает вам Божья Матерь

Великий пост строго и неукосни­тельно соблюдался у православных и в губернском Могилеве. Церковные пред­писания при этом сочетались с местным городским колоритом. «К празднику Бла­говещения (25 Марта), — сообщал моги-левский этнограф И.Рубановский, — де­вушки устраивают свечу к образу Божьей Матери. Для этого в каждом приходе они выбирают из себя двух, и те берут старый серебряный кубок и с этим кубком ходят по домам собирать по­жертвования. Вошедши в дом, они говорят: «Што ласка Божьей Мате­ри на свечу». Хозяева кладут в кубок деньги. «Нехай Божья Матерь вам памагаець», — говорят потом сбор­щицы и уходят. Собранными день­гами они платят за свечу из желтого воска, уже вперед приготовленную на заказ, весом от одного до двух пудов; если же собранных денег не­достаточно, чтобы заплатить за све­чу, то девушки делают между собой складчину. В день праздника они приносят эту свечу в церковь перед началом службы, ставят ее на осо­бо устроенном подсвечнике перед иконой Божьей Матери, украшенной ими искусственными цветами, и зажига­ют. Обязанность девушек зажигать эту свечу по всем праздничным и воскрес­ным дням в течение целого года; а потом свеча эта заменяется новою».

Точка отсчета — Великий пост

Могилевские хронисты и летописцы, если то или иное событие происходило во время поста, обязательно указывали на такую подробность, относя к ней са­краментальный характер случившегося. В «Записках игумена Ореста» мы читаем: «1664 года, Февраля 24 дня, на первой неделе Великого поста был в Могилеве пожар: начался от дома Саввы Цихеньки-на, от коего все лавки и несколько домов сгорело». А вот что сообщает «Могилев-ская хроника» Т.Р.Сурты и Трубницких: «Года 1699. В Великий пост в Любуже, фольварке Василия Зенковича и жены некто, напавши, поубивал невинных ста­рушек православной веры, которые еще при жизни отписали свою собственность братским монахам, а потом из-за этой собственности имел город много кани­тели, и снова досталась она Зенковичам, о чем будет ниже». Не остался в стороне и крупнейший могилевский историограф XIX века Н.Г.Гортынский: «1807года, Февраля 25. В первый понедельник Ве­ликого поста вечером, в 6 часов, с за­падно-полуденной стороны был сильный гром с молнией, продолжавшийся более часа, а потом всю ночь бурный ветер».

На богомолье в Киев

Был, однако, еще один старинный могилевский обычай, ныне уже утраченный, но очень знамена­тельный. «В течение Великого по­ста, — продолжает И.Рубановский, — у могилевских мещан есть обы­чай ходить на богомолье в Киев. Обыкновенно собирается человек 15 — 20, запасаются провизией на дорогу и отправляются в путь. Дорогой они подъезжают, где на­ходят попутных извозчиков, но большей частью идут пешком и в течение 6 — 8 дней приходят в Киев; там они говеют в Киево­-Печерской лавре, поклоняются мощам святых угодников, закупают иконы и кни­ги славянской печати: молитвенники, псалтири, часословы, акафисты, бого­служебные книги и с большими ношами возвращаются. Нет семейства, из кото­рого кто-нибудь не побывал бы в Киеве, а некоторые и несколько раз; нет дома, в котором бы не было иконы или даже не­скольких икон и просфор, принесенных из Киева. В настоящее время правиль­ное пароходство, установившееся из Могилева в Киев, нужно ожидать, много облегчит эти путешествия. Путешествен­ники стараются возвратиться домой к Вербному воскресенью, как потому, что в это время наступает пора принимать­ся за огороды, так и потому, что многое нужно приготовить в доме к празднику Пасхе».

Черный хлеб с медом — чем не деликатес?

Пост — не голод, голодом его делает человеческая психология и необуздан­ное преобладание желания и хотения над смирением и кротостью. Могилевский гимназист Андрей Власов вспоминал: «Отец Подвысоцкий говорил грубовато, напирая на букву «О» и часто вставляя слово: «вот». Однажды укорял учеников за то, что они не соблюдают правил Ве­ликого поста по части еды. «Ну, вот, вы голодны. Хлеба возьмите. Ну, вот, вам пить захотелось. Воды выпейте. Так, вот, нет! Вам подавай котлеты, вам подавай конь-як!» Взрыв хохота». А ведь в словах учителя Закона Божьего много правды. Автор этих строк постится уже не первый год и может поделиться собственными пищевыми ощущениями. Скоромная пища притупляет вкусовые рецепторы, требует острой еды, специй, соусов и уто­ляет не голод, а аппетит, что приводит к перееданию. В постный же день, особен­но в обеденное время, когда захотелось есть, попробуйте купить четвертинку обыкновенного черного кирпичика, кото­рый нынче и за еду уже никто не считает, медленно съесть ее, предварительно по­резав на мелкие кусочки, и голода как не бывало. При этом вы ощутите неповто­римый, ни с чем несравнимый вкус хлеб­ных волокон и отдадите должное этому в уникальному продукту. Если же у вас имеются домашние «закрутки» овощей и фруктов, а главное, грибов и картофеля и запас растительного масла и меда, и под рукой будет перловая, гречневая, овсяная крупа, пшено и рис, то приятный пост вам обеспечен. Не будем забывать, что по выходным дням можно выпить не­много вина, лучше красного. Еще лучше, если это будет «Кагор», за долгое время заслуживший титул монастырского вина, его, считается, «и монаси приемлють». Фруктовые соки же можно пить какие угодно и сколько угодно. Томатный сок, особенно в сочетании с белым хлебом, по личному опыту автора, создает во рту неповторимую вкусовую гамму. Еще луч­ше салат из редьки и лука, заправленный обыкновенным растительным маслом, которое по старинке народ продолжа­ет называть «постным», наверное, как единственно возможное к потреблению в пост. Отдадим должное овощным бульонам, они приготовляются из овощной смеси, состоящей из капусты, моркови, лука, картофеля, стручковой фасоли, спаржи, репы, чем больше ингредиен­тов, тем лучше и питательней. Овощной бульон подымает тонус ничуть не хуже мясного или рыбного, легко усваивает­ся и положительно влияет на жизненно важные процессы в организме. Даже обыкновенная капуста, потушенная с морковью на воде, по вкусу не сравнится со скоромными изысками.

«Главное, друг друга не ешьте!»

Но все эти пищевые вариации ничто по сравнению с духовным обновлением, без него они не принесут очищения души и тела. Главное назначение Великого по­ста — искоренение в себе всякого зла, уничтожение гнева, похотливой мнимой любви и всех иных пагубных страстей. Отказ от гибельного бремени удоволь­ствий воздастся ясностью ума и спокой­ствием души. Жизнь в равновесии с са­мим собой и божьими заветами во время Великого поста способна привести к неповторимым озарениям, не громким и ярким, а тонким и ясно осязаемым. В теле ощущается приятная легкость, куда-то в сторону уходят гордыня и уны­ние, даже трагизм и конечность соб­ственного бытия воспринимаются как-то по-другому, как должное, без сожаления и страха. Те, кто испытал это в полную силу, будут вновь и вновь утверждаться в необходимости следовать традициям соблюдения постов как всем доступной возможности стать чище и лучше.

Автор этого очерка оказался не­вольным свидетелем одного очень по­казательного диалога, завязавшегося между настоятелем церкви и двумя де­вушками. На ступеньках храма те, еще будучи новичками по части Великого поста, задали батюшке вопрос: «Что можно, а что нельзя есть во время по­ста»? «Главное, друг друга не ешьте», — ответил священник.