Швырев, А. Английские корни могилевского «Химволокно» / Алексей Швырев // Веснік Магілёва. — 2019. — 3 апреля. — С. 20.
В конце 1950-60-х годов в мире начинается стремительный рост производства новых материалов, получаемых в результате переработки нефти: пластика, синтетических волокон. Из них производят упаковку, посуду, ткани. В моду входит прочная и недорогая одежда из синтетических волокон: нейлона, эластана, полиэстера.
Центрами научных исследований в этой отрасли становятся западноевропейские страны и США. Чтобы не отстать от новейших разработок, а также получить доступ к дешевым и практичным материалам, Советский Союз принимает решение закупить технологии производства синтетических волокон на Западе. В качестве главного партнера был выбран один из крупнейших представителей химической промышленности Великобритании — консорциум «Polyspinners».
Договор между британскими бизнесменами и советским объединением «Техмашимпорт» был подписан 7 сентября 1964 года и стал крупнейшим контрактом в британо-советской торговой истории. Общая сумма сделки составила около 30 млн фунтов стерлингов (84 млн долларов).
Завод по производству синтетического волокна предполагалось построить в Красноярске. Полноценный запуск ожидался в 1968 году. В дополнение Советский Союз обязался приобрести техническую информацию на 140 млн долларов. Британский «Midland Bank» предоставлял СССР ссуду на 67,2 млн долларов под гарантии правительства Великобритании.
Однако вскоре планы изменились: предприятие решили строить не в Сибири, рядом с «закрытыми» городами, а в европейской части — белорусском Могилеве. Строительству здесь способствовали климатические условия, наличие водных ресурсов, сети транспортных путей и уже функционировавший завод искусственного волокна. С октября по декабрь 1964 года «Техмашимпорт» вел переговоры с «Polyspinners», «Constructors John Brown», «Simon Carves» и другими о поставках оборудования по производству диметилтерефталата.
В июне 1965 года постановления Минхимпрома СССР и Совмина БССР Могилев окончательно утвердили как место строительства предприятия. Стройка была объявлена комсомольской и развернулась в ноябре 1965 года.
Для участия в работах привлекли специалистов уже действовавших схожих предприятий.
Английские фирмы брали на себя обязательства по строительству единого комплекса завода. Для этого в Могилев был запланирован выезд большой группы специалистов. Советская сторона обязалась обеспечить их бесплатным жильем, личным транспортом, оплатить дорожные расходы.
В Могилеве началось формирование групп советских инженерно-технических работников для выезда в Великобританию на
местные предприятия по производству синтетического волокна. Специалисты проходили . тщательный отбор.
Первыми в Великобританию в начале ноября 1966 года прибыли специалисты-приемщики. Инженеры во главе с В.В. Магдалинским осуществляли приемку и инспекцию химического, текстильного и другого оборудования на предприятиях Лондона, Болтона и Стокпорта. Основных фирм-поставщиков было 15. Оборудование инспектировалось на заводах-изготовителях, а затем морским путем — через порты Балтийского моря — доставлялось в Союз.
Советские специалисты с удивлением отмечали особенности рыночных отношений: стремление английских фирм «сдать заказ с наименьшими затратами, при настолько низком качестве оборудования, насколько это возможно». Изменение качества в зависимости от стоимости: «производитель закладывает в стоимость изделия качество исполнения, при уменьшении суммы контракта качество меняется в сторону ухудшения». Кроме того, советские приемщики обнаружили, что были единственными инспекторами на предприятиях: покупатели из других стран специалистов для приемки не присылали.
В Великобритании советские инженеры также знакомились с производством химического волокна: на заводах «ІСІ» с выпуском полиэтиленфталата, в отделениях «Simon Carves» с химическими установками органического и неорганического синтеза.
В это же время в Могилеве возникли трудности с отбором специалистов для стажировки в Великобритании.
Изначально предполагалось, что сначала туда поедут опытные работники Курского комбината химического волокна, однако директор предприятия не разрешил перевод своих специалистов в Могилев. После этого начался отбор кандидатур на Могилевском заводе искусственного волокна, которых сначала нужно было отправить стажироваться в Курск. Из-за этого сроки отправки в Великобританию первой группы перенесли сначала с января на июнь, а затем на сентябрь 1967 года.
26-27 июня строящийся комбинат посетила группа представителей английских фирм: ознакомиться с ходом строительства и подготовкой к монтажу оборудования, условиями для размещения английских специалистов. В состав делегации входили генеральный директор «Polyspinners» С. Сьюард, директор проекта Могилевского комбината К.И. Раллис, руководитель пуска комбината У Лидделл и другие. Приемом англичан занимался главный инженер Могилевского комбината синтетического волокна П.Н. Зернов. В ходе визита делегация посещала стройплощадку, складские помещения с хранящимся оборудованием, гостиницу для иностранных специалистов, магазины, поликлинику, школу, места отдыха.
Смарта 1968-го в Могилев начали прибывать английские специалисты. Их вместе с семьями разместили в специально подготовленной гостинице на проспекте Шмидта, 20. К концу года в город прибыло более 100 британцев. Их средняя зарплата составляла 382,5 рубля и выплачивалась в фунтах стерлингов на счет лондонского банка.
Первая группа специалистов будущего Могилевского КСВ во главе с Зерновым прибыла в Лондон 10-11 июня: 7 начальников производств, 19 инженеров, механиков и аппаратчиков, 4 переводчика. К ним присоединились 2 инженера, находившихся в Великобритании на приемке оборудования. 13 июня специалисты приступили к обучению на заводах «ІСІ» в Уилтоне, Килруте, Харрогейте. Задачами советских инженеров было изучение особенностей процесса получения полиэфирного волокна, конструкции прядильных машин и агрегатов, взаимодействия служб при технических срывах. «ІСІ» — крупнейшая фирма Великобритании и 3-я в мире среди химических концернов — производила этиленгликоль, терефталевую кислоту, полипропилен, полиэтиленте-рефталат, используя полный производственный цикл — от переработки нефти до выпуска готовой продукции.
Рабочий день советских специалистов продолжался 8 часов, с 40-минутным перерывом на обед. Каждую субботу — теоретические лекции. Инженеры составляли подробные отчеты о стажировке, где описывали специфику работы английских предприятий, замечания по использованию и обслуживанию оборудования. Обучение завершилось раньше запланированного, в сентябре, из-за ускорившейся подготовки пуска производственной линии в Могилеве.
О ноябре 1968-го из привозного сырья на Могилевском КСВ был получен первый белорусский лавсан. Полным ходом шло строительство инфраструктуры: прокладывались подъездные пути, строились ТЭЦ-2, жилой поселок для работников предприятия.
Вторая группа из Могилева во главе со старшим инженером Г.В. Дмитриевым отправилась на двухмесячную стажировку 26 февраля 1969 года. 20 специалистов и 4 переводчика распределили по разным производственным участкам завода «ІСІ» в Уилтоне. Большая часть обучения проходила в форме лекций, бесед, совместных разборов чертежей оборудования. Также советские специалисты работали на действующем оборудовании по производству химволокон.
В октябре-ноябре стажировку прошла третья группа: 24 инженерно-технических работника и 4 переводчика под руководством начальника цеха регенерации Н А. Якубеня. Центром стажировки по-прежнему оставался завод «ІСІ» в Уилтоне. В отчетах советские специалисты указывали на непрерывный и стремительный прогресс в химической отрасли Великобритании. Например, оборудование, идентичное поставлявшемуся в Могилев, в Англии уже прошло модернизацию для выпуска более современной продукции, что требовало аналогичных действий и от советской стороны.
В 1969 году с увеличением темпа пуско-наладочных работ в Могилев прибывало все больше английских специалистов. В начале года даже возник дефицит свободных квартир. Для детей из Великобритании вызвали второго учителя, а занятия перенесли из комнаты в гостинице в построенный рядом корпус технического института. За здоровьем англичан следил приезжающий из Великобритании доктор Р. Харт и постоянно находившаяся в Могилеве медсестра С. Ховард. В случае необходимости иностранцы могли обращаться и к советским врачам.
Британцы старались разнообразить свободное время. Организовывали показы английских кинофильмов. Пленки доставляли из посольства в Москве. Курение в зале не допускалось, присутствовать могли исключительно англичане. Осенью 1969 года они попросили оборудовать подвалы их домов дополнительным освещением и отоплением, чтобы «дети могли играть там длинными зимними вечерами». 25 декабря им предоставили выходной, чтобы они смогли отпраздновать Рождество. Зимой англичане катались на лыжах, летом футбольная команда «Полиспиннерс» участвовала в чемпионате комбината.
В марте 1970 года на Могилевском КСВ была произведена первая тонна диметилтерефталата. В пуско-наладочных работах принимало участие более 200 иностранных специалистов, работы велись круглосуточно. Были организованы регулярные автобусные рейсы от гостиницы до комбината — на советских автобусах и купленных англичанами микроавтобусах RAF. Иногда автобусов не хватало, и англичане были вынуждены ехать стоя, что вызывало у них возмущение и жалобы.
Подготовка наших инженерно-технических работников на предприятиях Великобритании продолжалась. Четвертая группа — 18 человек — приступила к обучению 18 сентября 1970 года — на заводах в Килруте и Уилтоне. Пятая, последняя, выехала в Великобританию 2 июня 1972 года.
После запуска производства в знак благодарности руководство комбината наградило англичан памятными значками. Основная часть работы была выполнена, началось постепенное сокращение численности иностранных специалистов. Если в мае 1971-го работало 124 британца, то к осени — 85. 15-17 июня 1972 года британское сообщество в Могилеве посетил посол Великобритании в СССР сэр Джон Киллик с супругой. Состоялась встреча с директором комбината В.С. Белявским и экскурсия на производство.
К концу 1972 года последние иностранные специалисты покинули Могилев.
Благодаря кропотливой совместной работе было создано крупнейшее производство синтетического волокна. Строительство комбината придало импульс развитию Могилева — город получил средства для расширения жилищного фонда, сети медицинских учреждений, учреждений образования и культуры. Значительно увеличилось население. В то же время создание такого крупного комплекса привело к дополнительной экологической нагрузке и необходимости установления строгого контроля состояния окружающей среды.
Алексей ШВЫРЕВ,
архивист Госархива Могилевской области