«Все мы энергетически связаны с родной землей!»

Моисеева, Н. «Все мы энергетически связаны с родной землей!» : [беседа с главным режиссером Могилевского областного методического центра народного творчества и культурно-просветительской работы Натальей Моисеевой] / Наталья Моисеева ; беседовала Ольга Смолякова // Магілёўскія ведамасці. — 2019. — 14 мая. — С. 6—7. 

Имя главного режиссера Могилевского областного методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы Натальи Моисеевой на слуху, пожалуй, у очень и очень многих. А вот в лицо постановщика самых знаковых мероприятий в Приднепровском крае — от «Купалья» в Александрии и до климовичской «Золотой пчелки» — знают лишь избранные. Дело не только в том, что серьезные режиссеры у нас вроде серых кардиналов: при всем масштабе и ответственности профессиональных обязанностей предпочитают оставаться в тени. Наталья Леонидовна, добавьте к этому, сама по себе человек до чрезвычайности скромный, интеллигентный. Что уж тут поделаешь — характер. Плюс воспитание: росла героиня материала в патриархальной семье, с собственными традициями и устоями. Предков может назвать до пятого-шестого колена, что, впрочем, вполне закономерно -поступки некоторых из них золотыми буквами вписаны в историю страны. Взять хоть, к примеру, прабабушку по отцовской линии: та, рискуя жизнью, на протяжении Великой Отечественной укрывала еврея. Праведники мира, герои войны, да и просто прекрасные специалисты в совершенно разных сферах деятельности… С такими-то корнями не удивительно, что папа Леонид Михайлович неоднократно повторял дочке: «Наташа, твоя фамилия Моисеева! Ни при каких обстоятельствах не забывай этого!» Она и не забывает. И своего двенадцатилетнего сына Федю учит чтить семью. Нет, не подумайте, гордыней здесь и не пахнет, а вот человеческое достоинство, умение не пренебрегать личными принципами вопреки ситуации — то, что стоит во главе угла. В семейных приоритетах или, если хотите, некоем генетическом коде — и привязанность к малой родине.

У Моисеевых в поселке Ямницком на окраине Могилева сохранился родовой дом, возведенный еще дедушкой Федором Кузьмичом. Рядышком

— шикарный яблоневый сад, посаженный опять-таки родными натруженными руками. Именно в этом месте прошло детство нашей героини, сюда же из городской квартиры на каждое лето переезжает теперь и ее сынок. «Все мы энергетически связаны с родной землей! -считает Наталья Леонидовна.

— Лишь в доме на Ямницком я по-настоящему отдыхаю душой…»

Это, согласитесь, дорогого стоит. Особенно для человека, иногда вынужденного проводить на работе по 24 часа в сутки. А что делать, если в иных постановках главного режиссера областного методцентра задействовано свыше тысячи артистов — профессионалов и любителей? И за каждого — заметьте, каж-до-го! — она отвечает. Ответственность колоссальная.

…Наталья Моисеева с младых ногтей была уверена, что ни за какие коврижки не пойдет в культработники. Именно из-за такого вот сумасшедшего графика. Знала о нем не понаслышке. Маму Ольгу Федоровну днем с огнем дома было не сыскать, та буквально посвятила себя профессии. Продолжительный период директорствовала в парке имени Горького; около двух десятилетий трудилась в том же учреждении, где ныне ее знаменитая дочка.

— Когда в детстве много этого видишь, испытываешь какое-то пресыщение, — говорит об изнаночной стороне различных праздничных мероприятий Наталья Леонидовна. — Допустим, Дед Мороз для меня не существовал, ведь мама вела новогодние утренники. Часто приходилось бывать и на городских концертах. Помню, как однажды на
празднике песни в Печерске даже вручала маэстро Ровде дирижерскую палочку. В общем, вела обычную жизнь закулисного ребенка.

Обычную, да не совсем! Увы и ах, далеко не все дети из подобных семей сами обладают творческим потенциалом. А у маленькой Наташи, судя по всему, он уже в те годы был внушительный. Так, в дорогом сердцу Ямницком с компанией подружек она то и дело ставила спектакли, концерты. Девчушки рисовали афиши, а затем расклеивали их по поселку. Посмотреть на лицедейство ребятни собиралась вся округа! Главным же зрителем для кнопки-затейницы, учитывая, что родители, как правило, в это время работали, была бабуля Надежда Ивановна Руцкая. Ее собеседница называет своей путеводной звездой, ангелом-хранителем.

— Бабушка буквально посвятила себя моему воспитанию, обожала возиться со всей дворовой компанией. Выводила нас, малых, на пикники, плести венки; поддерживала самые невероятные выдумки и фантазии! С девочками любили на местной насыпи играть в горелки, казаки-разбойники… Весело свободные дни проводили, с огоньком.

В школе творчества тоже хватало: будущий режиссер, она же председатель совета дружины, она же отличница и комсомолка, частенько залихватски читала со сцены стихи, участвовала в конкурсах, играла на фортепиано (параллельно со средним образованием получила музыкальное в ДМШ №4 — авт.). Публичности, кстати, никогда не боялась — пример мамы стоял перед глазами. Но и стремиться к ней особо не стремилась; да и в целом относилась к своим талантам весьма критично.

— Жизнь рано научила тому, что, если оцениваешь себя высоко, это будет точкой отсчета назад, но никак не вперед. Главное — труд.

Такой философией Наталья Леонидовна — уже неоднократно увенчанная за свою деятельность различными лаврами, признанная и авторитетная — руководствуется по сей день. Кажется, это и есть залог подлинного успеха.

Однако вернемся в прошлое. Еще одно качество юной Наташи, а затем и взрослой Натальи Моисеевой, о котором нельзя не вспомнить, — это упрямство. Скажем, в начальных классах школьница перестала обращаться за помощью в подготовке уроков к старшим. Все потому, что несколько раз из-за неразборчивого почерка — такая уж графологическая особенность

— те.заставляли переписывать ее набело домашнее задание. Обидно, конечно, учитывая, что оно, вероятно, вдумчивым ребенком было сделано без ошибок и на отлично.

То же самое касается составления сценариев для мероприятий. Ольга Федоровна Моисеева, по мнению дочки, — сильнейший из самых сильных сценаристов; не зря в свое время одержала победу на Всесоюзном конкурсе культорганизаторов. Однако героиня материала к советам мамы не прибегала. Принципиально придумывала все самостоятельно и с нуля. Поэтому, собственно, ярлык «маменькиной дочурки», как это зачастую бывает с младшими представителями прославленных династий, к ней не приклеился. Вместе с тем большинство своих проектов главный режиссер методцентра мысленно посвящала, посвящает и будет посвящать семье.

— Есть у нас такое понятие, как «сверхзадача». Оно, на мой взгляд, крайне спорное. Но при выполнении на сцене вот этой так называемой «сверхзадачи» очень выручает обращение к близким людям. Предположим, делали юбилей «Могилев-химволокно». А моя бабушка стояла у истоков предприятия, видела его зарождение. Она работала в отделе кадров и через голое поле носила в сумочке первые трудовые книжки. Зная все это, организация мероприятия была для меня личной. Про посвящение масштабных концертов победе в Великой Отечественной войне даже не говорю… Нет, наверное, белорусов, которых бы эта тема так или иначе не затрагивала. Копаешь глубоко, пропускаешь через себя — и событие, которое готовишь, перестает быть рядовым.

К слову, в числе праздников, наиболее любимых без всяких там «сверхзадач», Наталья Моисеева называет Международный фестиваль детского творчества «Золотая пчелка» в Климовичах.

— Вы не представляете, насколько он благодатный! Там непередаваемая детская энергетика! А какое уникальное встречается исполнительское мастерство! Режиссирую его с 2009 года и неимоверно счастлива этим.

Региональный фестиваль поэзии и авторской песни «Письменков луг» в Костю-ковичском районе, международный форум «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества» на базе Центра — тоже в фаворитах. Это не значит, что к другим проектам Наталья Леонидовна относится как-то шаблонно, спустя рукава. Отнюдь. Просто некая неповторимая аутентичность на сегодняшний день вызывает у нее наибольший интерес.

— Говорят, я жесткий режиссер. Не знаю, не мне судить. Да, иду на результат. Но стараюсь прежде всего думать о людях, чтобы им было максимально комфортно во время репетиций. Чтобы никто никого не задерживал, не сбивался график. Ведь работать зачастую приходится одновременно с огромным количеством артистов. На Могилевщине удивительно мощная творческая команда! Нам невообразимо повезло с районными исполнителями. Это в основном любители. Они не получают за свой труд ни копейки, отпрашиваются с основных рабочих мест… А выкладываются так, что зрители не хотят уходить из зала! Потрясающая самоотдача.

Вообще же собеседница убеждена, что режиссер -мужская профессия. Это ее однозначное и бесповоротное мнение: женщины, ставящие концерты, спектакли, фильмы

— не суть важно что, кладут на трудовой алтарь личную жизнь. Наталья Моисеева, например, в отпуске по уходу за ребенком побыла лишь несколько месяцев. «Горели» мероприятия в рамках республиканских «Дожинок» в Шкпове.

С другой стороны, судьбу на коне не объедешь. Пусть и на лихом. Наталья Леонидовна было попыталась — почти закончила юрфак в Могилевском филиале БИПа, а до этого получила педагогическое образование в институте имени Аркадия Кулешова и даже успела поработать воспитателем в детском саду, но…

— Мамина подруга, известный в области режиссер Зинаида Билык, совершенно случайно пригласила меня на роль «Шчодры» в празднике «Каляды». С этого первого выхода на сцену во взрослой жизни — а мне тогда былЪ уже за двадцать — пошло-поехало.

Параллельно учась и все еще видя себя в совершенно иных ипостасях, артистичная девушка начала вести различные мероприятия. Подумаешь, а что тут такого? Какая-никакая дополнительная копейка. Плюс относительная свобода выбора: хочешь — соглашайся, не хочешь — отказывайся. Затем в таком же плавном, вроде как необременительном ключе появились культорганизаторские функции, сценарная деятельность. И то, что со временем героиня материала взвалила на свои плечи ряд постановок в Центре внешкольной работы — известном многим могилевчанам как Дворец пионеров, далеко не случайность. Там же она создала нашумевший театр игры и юных ведущих «Бим-бом». «Стоп-кран» решила же включить лишь в 1999 году -именно тогда ее пригласили на должность режиссера ЦБР, а это уже, как говорится, совсем другой коленкор. Однако дать добро убедили… родные, хотя все они уже насмотрелись на сверхзагруженность другой Моисеевой — Ольги Федоровны.

«Ты что, после творчества собираешься надеть налокотники и заниматься скучной рутиной?» — удивился отец. А любимая бабушка, даже когда ее уже и не было в живых, в минуты сомнений неизменно приходила к внучке во снах, продолжая, как и прежде, давать ей ценные житейские советы. Как считает визави, это не мистика, а просто большая энергетическая связь.

— В итоге я отбросила все сомнения и стала заниматься тем, что, надо полагать, мне предначертано. Окончила Белорусский государственный университет культуры и
искусств по специальности «Режиссура обрядов и праздников», обрела несколько иное осмысление профессии. Сегодня являюсь главрежем Могилевского областного методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы. Именно здесь, считаю, состоялась как автор масштабных проектов. Реализовала себя и продолжаю реализовывать с поддержкой замечательного коллектива, за что моим коллегам, руководству огромное спасибо. Много экспериментирую. Чем старше становлюсь, тем больше к себе предъявляю претензий. Эйфории от каких-то там удач нет. Повторюсь, удовольствие получаю от работы с нашими бесконечно одаренными людьми, а еще, когда понимаю, что зрителям увиденное по-настоящему нравится. Значит, они, придя на мероприятие, не зря потратили время…

Ольга СМОЛЯКОВА