«Шлягер»: вокзальная версия : на нынешнем музыкальном фестивале в Могилеве… // Днепровская неделя. — 2003. — 12 ноября. — С. 1, 6.
… журналистам дали укорот
Два самых больших потрясения прошедшего «Шлягера». Приятное: «живая» Бабкина ничем не похожа на ту тетку из телевизора — в платочке и развевающемся сарафане. Ничего простонародного — дама из высшего общества. Стильна до умопомрачения, молода — 35 и ни годом больше. И умна! Вот и не любили ж мы ее «до того как», но теперь — просто предмет обожания!
Потрясение номер два. Мало сказать — ‘неприятное». Аккредитованных на фестивале журналистов охрана буквально выталкивала из зала во время открытия.
Представители агентства «Интерфакс», «Советской Белоруссии», радиостанции «Мир», «Комсомольской правды», «Республики», «Народной газеты», «Литературной газеты» так же, как и мы, были бесцеремонно выставлены из зала, несмотря на выданные всем фестивальные «бэйджи». Одну из корреспонденток, занявшую место в партере, омоновцы по требованию администратора вынесли за дверь чуть ли не на руках. Она отбивалась и кричала, что была на «Славянском базаре», но такого безобразия, как в Могилеве, еще нигде не видела. Обвешанный аппаратурой фотокор БелТА, снимавший подряд семь «Шлягеров», в это время пытался прорваться сквозь охрану в другом конце зала, но встретил достойный отпор со сторон стражей порядка. Интеллигентный москвич, секретарь Московского городского Союза писателей, безуспешно пытался выяснить у кого-то из дирекции «Шлягера», с какой целью все-таки на фестивале аккредитовали журналистов? Если коридор Ледового дворца изучать — не такая уж большая достопримечательность!
Справедливости ради заметим: в гардероб, фойе, туалеты и буфет прессу пропускали беспрекословно. Жаль только, там нельзя было ни услышать, ни увидеть, что же все-таки происходит на сцене. Когда первые «ласточки» с диктофонами и фотоаппаратами пробились в зал, чтобы сиротливо посидеть на холодных ступеньках у ног зрителей (стоять в проходах прессе тоже категорически запретили), оказалось, что добрая часть концерта уже прошла. И только по рассказам и слухам они узнали, что, оказывается, фестиваль-то открывали вице-премьер республики и губернатор!
Если бы не это, фестивалем можно было разнообразить скудный осенний досуг. Хотя, положа руку на сердце, «праздник музыки» в этот раз был бледнее предыдущих, которые выплескивали на ошалелого зрителя просто фейерверк звезд. Не приехал Носков. Не показалась в Могилеве голосистая Гвердци-тели. Как-то незаметно исчезли из списков имена Магомаева и Синявской. Куда-то пропала обещеная Голубкина.
Фестиваль, работавший когда-то только в Могилеве на трех площадках сразу, этой осенью компактно поместился исключительно в Ледовом дворце. Повезло разве что бобруйчанам, которым достались «сольники» Леонтьева и Газманова. Если верить слухам, это удовольствие якобы обошлось городу в 20 тысяч долларов. Но это только слухи: кто же будет рассказывать журналистам о финансовой подоплеке фестивальных мероприятий! О денежных нюансах можно только догадываться. Леонтьев, например, несмотря на рев зала, спел только запланированное — и точка! Никаких там «на бис!» А Бабкина, говорят, даже повысила голос, обсуждая гонорар ансамблю.
Но в целом посмотреть было на что. Мрачный Серов исполнил пьесу для трубы, посвященную Мулявину, — а ее возьми и вырежи из телевизионной версии. Легкоступову с ее неизменной «Ягодой-малиной» и вовсе выбросили из экранной версии. Может, виной всему оказавшееся слишком фривольным платье и смелое декольте? Газманов перед выступлением бегал в самовязанном розовом свитерке и задушевно общался со встречными-поперечными. Вески блистала канатной толщины золотой цепочкой на шее и светилась энергией. Голос у нее тоже остался на уровне. А если бы вы только знали, как пел Соткилава!
И еще одно небезынтересное наблюдение: в этом году практически все могилевские концерты, не считая конкурса заканчивались необычно рано. Не так, как в первые «Шлягеры», когда народ, сидя в зале, до полуночи пел со спустившимися на землю «звездами» любимые песни, а потом с просветленными лицами возвращался домой к своим кастрюлям, кошелькам и проблемам.
… выбрали самых талантливых
В конкурсе молодых исполнителей «Шлягера» могилевчанка Аня Мушак оказалась лучшей.
Это безоговорочно признали все члены жюри. По словам председателя жюри, народного артиста СССР Игоря Лученка, Аня набрала 77 баллов из 80 возможных, и сразу же оторвалась от остальных конкурсантов на 10 баллов. Мэтр советской эстрады признал, что песня «Старый клен» на музыку Александры Пахмутовой прозвучала в исполнении Мушак очень необычно и проникновенно. Но все-таки Гран-при на этом фестивале решили не присуждать. Анне Вески, вершившая судьбу нашей землячки в составе жюри, пояснила, что стать абсолютной победительницей Мушак помешала некоторая скованность…
Впрочем, складывалось впечатление, что конкурсанты чувствовали себя не совсем уверенно: впервые состязание молодых исполнителей проводилось в стенах Ледового дворца. Хотя все желающие посмотреть его «вживую» могли бы спокойно вместиться в уютном зале ДК «Химволокно». Лишний час пришлось поволноваться еще и из-за того, что часть билетов на концерт была продана на 19.00, в то время как его предполагалось начать в 18.00. В результате конкурс, в котором приняли участие 17 исполнителей из 14 стран, затянулся за полночь.
Ане Мушак в жеребьевке достался шестой номер. Ее появление на сцене вызвало в зале шквал эмоций. Чувствовалось, что юную певицу в Могилеве любят и знают. Тем не менее, за первую премию Ане пришлось как следует побороться — ведь и другие участники конкурса оказались не лыком шиты: симпатичный болгарин Стефан Митров мог похвастаться 4 сольными альбомами, а минчанин Руслан Алехно, солист Академического ансамбля песни и танца Вооруженных сил Беларуси, своими пением и обаянием вызвал бурю аплодисментов. Голос уральца Евгения Гора, успевшего за последний год покорить московскую публику, в том числе и Надежду Бабкину, заставил дрогнуть женские сердца.
Выступления корифеев эстрады Валерия Дайнеко и Бисера Кирова, которым завершился конкурс молодых исполнителей, дождались лишь самые терпеливые…
Результаты конкурса были озвучены в зале филармонии на следующий день. «К окончательному решению мы пришли лишь к 4 утра, — признался Игорь Лученок. — Хотя семерка победителей по баллам определилась сразу же, мы еще долго спорили и обсуждали каждого из участников. Все они выступили потрясающе». В итоге первая премия (2000 долларов) досталась Анне Мушак, вторая (1000 долларов) — Николь (Латвия), Стефану Митрову (Болгария), Руслану Алехно (Беларусь), третья (400 долларов) — Весте (Беларусь), Зорану Шандорову (Сербия и Черногория) и Тимуру Иманджанову (Узбекистан).
Приз имени Виктора Вуячича и звание лауреата конкурса молодых исполнителей жюри присудило Евгению Гору.
Кстати, Грай-при среди вокально-инструментальных ансамблей получила группа из Саратова «После одиннадцати», а приз имени Владимира Муля-вина — солист украинской группы «XXI столетие» Дмитрий Саратский.
…побаловали публику романсами
«Визитной карточкой» фестиваля стала представшая в непривычном виде сцена фестиваля, которую его организаторы задумали на этот раз в стилистике вокзала.
Трудно сказать, почему место, где вечная суета, где воздух наполнен запахом разлук, было выбрано символом певческого праздника, Но, вольно или невольно, метафора оказалась точной: именно тут, на шлягерном «вокзале», освещенном то мертвенно-синим, то синтетически-зеленым светом, как-то потерялась, на наш взгляд, в разношерстной толпе сама душа фестиваля, превратив его из встречи добрых друзей в набор не самых сильных концертных номеров. Концерты с трудом «вытягивали» разве что один-два действительно известных и любимых народом артиста, предусмотрительно «вставленных» организаторами в самый конец программы. Стоит ли удивляться, что полностью заполненными трибуны Ледового дворца оказались лишь на концертах открытия и закрытия «Шлягера», а в остальное время зрителей, размещавшихся в полупустых боковых секторах, вежливо просили передислоцироваться в центр зала.
Не досталось в этом году Могилеву (родине «Золотого шлягера»!) даже сольных концертов. Валерий Леонтьев пел в Гомеле, Минске и Бобруйске, Александр Серов ублажал публику в Бресте, Лиде и Гродно, Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня» побывали в Моло-дечно и Барановичах, еще по одному «сольнику» досталось Полоцку и Мозырю. А ведь именно сольные выступления певцов всегда привлекали куда больше зрителей, делали «Шлягер» неповторимым и ярким. Немноголюдно было и на «Романсиаде», которая впервые проходила не во Дворце культуры химиков, а на сценической площадке Ледового дворца, разом потеряв при этом и в камерности, и в душевности. В «своей тарелке» оказался в этот день разве что изрядно постаревший, но не растерявший бурного итальянского темперамента Робертино Лоретти, выступлению которого зрители аплодировали долго и искренне. А вот великолепному голосу Зураба Соткилавы микрофон явно мешал. О чем он не преминул пожаловаться на пресс-конференции журналистам, посетовав, что могилевчанам не удалось услышать все то, что можно передать только «живым» голосом.
… продали «Ядра Шипки»
Что действительно оказалось на «Шлягере» достойным восхищения, так это богатые торговые ряды, которые протянулись в Ледовом по обе стороны длиннющего коридора второго этажа. Глаза разбегались от обилия и разнообразия изделий из соломки, глины, дерева. Более 200 работ, выполненных в разной технике руками учащихся декоративно-прикладного отделения, представило Могилевское училище культуры. Особенно многолюдно было у столика Людмилы Костевой из Мозыря. В глине она воссоздала предметы крестьянского быта конца 19 — начала 20 века.
От запаха и ассортимента съестных «развалов» голова просто шла кругом. Бутерброды, салаты, шашлыки, пирожные. От одного вида фаршированного овощами карпа и украшенного сверху лилиями из морковки слюнки текли. А названия! Вот уж действительно в фантазии кулинарам не откажешь. Не каждому придет в голову назвать куриный фарш, обжаренный во фритюре, «Ядрами Шипки»! И выложить на витрину «Курицу в подгузнике»!
… «кинули» могилевчан с Газмановым
Несколько сот могилевчан поверили рекламе организаторов «Золотого шлягера», утверждавшей, что на благотворительном концерте вместе с другими участниками фестиваля выступит и Олег Газманов. В понедельник, 10 ноября, концертный зал Могилевской облфилармонии был забит «под завязку» задолго до начала концерта.
Но вот уже выступили и победители конкурса молодых исполнителей, и Николай Гнатюк, а Газманова все нет! По рядам начал «гулять» слушок: «Газманова и не будет». Поначалу зрители не верили: ведь за билеты по 10 — 12 тысяч рублей платили! Однако увидеть Газманова могилевским поклонникам действительно не довелось: в этот вечер артист пел на вечере, посвященном Дню российской милиции! А в Могилеве его «заменил»… Бисер Киров.
Ни возмущенным зрителям, ни прессе причину такой «замены» дирекция фестиваля «Золотой шлягер» пока так и не объяснила.
А благотворительный концерт, по предварительным данным, собрал около 6 миллионов рублей, которые пойдут на строительство Национальной библиотеки в Минске и Свято-Преображенского храма в Могилеве.