Булова, Е. Художник Василий Комаров: «Чрезмерных вольностей себе не позволяю» / Евгений Булова // Магілёўскія ведамасці. — 2003. — 12 ноября.
Известный могилевский художник Василий Комаров в быту разговаривает в основном на родном белорусском языке. И утром, и вечером. И в праздники, и в будни. Одним словом, самый настоящий брутальный белорус, без каких-либо скидок на «веяния времени», «особенность текущего момента…».
Автор этих строк заочно знаком с художником уже достаточно продолжительное время, на протяжении которого, не скрою, почему-то очень хотел услышать в его «сольном исполнении» что-нибудь русскоязычное. Минут этак на сорок — пятьдесят — шестьдесят. Просто хотелось и все. Его творчество я знаю неплохо, хотя бы потому, что он участник всевозможных выставок, автор множества достойных самых высоких эпитетов картин, член Белорусского союза художников, академик графики Белорусской академии изобразительного искусства… Настоящий профессионал с академическим образованием. Живя в Могилеве, невозможно не встретиться с работами Комарова, не столкнуться с его творческой философией.
…В начале беседы Василий, окончательно разрушив давнюю мечту вашего покорного слуги, тактично намекнул, что ему удобнее говорить по-белорусски. А я, согласительно кивнув, добавил, что по воле автора материал в конечном итоге будет напечатан по-русски. В зале Могилевского музея этнографии, где сейчас проходит авторская выставка Василия Комарова и где состоялся нижеследующий диалог, в тот момент воцарилась благотворная атмосфера лингвистического консенсуса. Участники беседы и экспонаты не пострадали.
— Василий, давай заглянем в далекое прошлое, в босоногое детство. Откуда все-таки это стремление к гармонии, красоте, совершенству?
— Чего-то особенного не припомню, но мать рассказывала, что в детстве я усердно рисовал на полях газет. Позже — на школьных тетрадях, на промокашках. Конечно, за это иной раз снижали оценки. Лет с восьми уже любил рисовать с натуры.
— Учился хорошо?
— До пятого класса — почти на отлично. Но это, видимо, потому что требования в деревенской школе, сам понимаешь, были не очень-то высокие. А в 13 лет я поступил в Минск в школу-интернат по музыке и изобразительному искусству, где уже начал более серьезно приобщаться к художественному творчеству. Мне кажется, именно здесь я впервые познал те чувства, которые впоследствии легли в основу формирования моей гражданской позиции, моего отношения к родине. Представляешь, я очутился в столице после размеренной умиротворенной жизни в деревне Михайловск Могилевского района. И такая меня на первых порах обуяла грусть — чуть ли не до слез. Хотелось домой, хотелось услышать петушиный крик, ощутить запах сена. А после восьмого класса я окончательно решил, что буду художником. Чего бы это мне ни стоило.
— Кто из преподавателей оставил у тебя наиболее яркие воспоминания?
Как ни странно, учитель белорусского языка и литературы Степан Алексеевич Митрохович. Видимо, художник формируется не только под воздействием исключительно профессиональной среды. Окончив школу-интернат, ощутил необыкновенное желание сразу же приняться за работу, начать искать себя в искусстве. Однако меня все-таки убедили, что прежде всего важна образовательная база, и в 1972 году я стал студентом театрально-художественного института.
— Ты с 1981-го работаешь профессиональным художником. Какой период творческой деятельности был для тебя наиболее ярким, запоминающимся, плодотворным?
— Трудно сказать. Поделить прожитую жизнь на какие-то отрезки непросто. Теперь работается свободнее, хотя раньше был более стабильным доход, были официальные заказы. Скажу откровенно, мне не стыдно за ту работу, которую я делал все это время.
— На чем базируется такая твердая уверенность?
— На том, что я никогда не изменял самому себе, работал только над тем, к чему лежала душа. Я мог себе позволить отказаться от определенного рода заказов.
— На тебя распространяется закон, назовем его условно законом творческого роста — это когда по прошествии определенного времени хочется переделать ранее созданное?
— У меня в мастерской висят работы, написанные много лет назад. И они мне не надоедают. Значит, считаю, это творческая удача. А есть такие, что через полгода хочется снять. Искусство, как и вино, проверяется временем — выдержит или не выдержит.
— Значительное место в твоем творчестве занимает историческая тема. Я бы даже рискнул назвать тебя художником-путешественником, путешествующим во времени. Вот у тебя даже часы почему-то висят на брючном ремне. Сегодня в этом месте люди обычно цепляют сотовые телефоны…
— Ну это я так… Кстати, раньше мужчины здесь носили такой кисет-кошелек, где были деньги, табак и тому подобное.
— Вот видишь, ты даже непроизвольно экипируешь себя согласно историческим традициям, канонам…
— Может быть. Некогда судьба столкнула меня с историками, с их работой. Это очень сильно впечатлило.
— А что тебя вдохновляет, к примеру, для написания панорамы Могилева прошлых веков?
— Это может быть что угодно — кусок камня, какой-то особенный звук, фрагмент реального пейзажа… Вот картина «Раніца старога горада». Помню, был я в диагностическом центре, надо было пройти кое-какое обследование. Ожидая своей очереди, приоткрыл штору в фойе, и моему взгляду предстал утренний город с высоты птичьего полета. Великолепное зрелище. И я тут же представил, каким был Могилев в XIX веке. Возвратившись в мастерскую, сразу взялся за карандаш и кисти.
— Надеюсь, результаты диагностирования были удовлетворительными. Все-таки здоровье художнику необходимо не меньше, чем эмоции.
— Слава Богу, все нормально. Что же касается эмоций, то, на мой взгляд, художнику время от времени обязательно нужны потрясения, встряски.
— Возвращаясь к излюбленной тематике твоего творчества, хотелось бы узнать: даешь ли ты историкам шансы подвергать твои картины критике? Мол, вот нарисовал собор, который на самом деле находился правее, а этой башни здесь отродясь не бывало.
— Я стараюсь следовать реально существовавшим пейзажам и планам, при этом оставляя за собой право внесения небольших творческих корректив. Например, Могилевский замок (ныне парк Горького) был примерно таким, каким я изобразил его на своей картине «Магілёў XVII стагоддзя». Но отдельные строения в композиционных целях изображены доминирующими, другие, наоборот, принижены. Я не преследую цель показать зрителю совершеннейшую копию, с фотографической точностью воспроизводя то, что было раньше. Однако и чрезмерных вольностей себе не позволяю.
— Сколько времени ты работаешь над холстом?
— От месяца и больше.
— Я знаю художников, которые за день успевают написать в три раза больше.
— И тут же несут все это к универмагу продавать. Мне такие живописцы тоже знакомы. Я считаю, что настоящий художник должен прежде всего уважать себя. Не опускаться до уровня халтуры, до удовлетворения вкусов и запросов необразованного потребителя.
— Помнишь фразу: будущее еще не наступило, прошлое уже никогда не вернется… Что бы ты мог на этот счет сказать?
— Мне вспоминаются другие слова: если мы стреляем в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в нас из пушки. Возможно, я чрезмерно идеализирую прошлое, но мне кажется, что тогда люди были более честные, справедливые, искренние. В личных отношениях, в любви к Беларуси. И я хочу, чтобы наши современники знали это и шли в будущее с высоко поднятой головой.
— Будь у тебя шикарный загородный дом, картинами каких художников украсил его стены?
— В первую очередь, работами своих друзей — Владимира Вишневского, Валерия Слаука, Миколы Селещука, Вячеслава Волынца…
— Что-то не слышу могилевчан…
— Вот и могилевчане — Миша Максимов, Григорий Тоболич. Обязательно повесил бы несколько чудесных белорусских икон эпохи барокко.
— Про свои картины ты не забыл?
— Ну, пару штук можно было бы повесить.
— Художник, как никто другой, всегда пристально вглядывается в окружающий нас мир, иной раз становясь невольным свидетелем не только прекрасного, но и чего-то загадочного, необъяснимого…
— Нет, летающей тарелки никогда, увы, не видел, а вот однажды стал участником довольно мистического события. Как-то один товарищ попросил меня сделать ему экслибрис. Я долго думал над сюжетом и в конечном итоге остановился на варианте с песочными часами. Буквы его фамилии поместил в верхнюю часть этих часов. Правда, несколько букв уже как бы просыпалось вниз. Прошло несколько месяцев со дня окончания моей работы — и товарища не стало. Это лишний раз говорит о том, что все мы должны более взвешенно и ответственно относится к тем словам, поступкам, которые говорим, совершаем по отношению друг к другу. Иной раз невольно брошенная короткая фраза ранит больнее острого ножа. Нам бы всем не мешало быть добрее, отзывчивее, мягче. Искусство, думаю, должно здесь сыграть далеко не последнюю роль.
— Время, на мой взгляд, имеет для тебя особое значение. Тем более это должно ощущаться в канун юбилея. 12 июля Василию Комарову — пятьдесят. Ну м как ощущения?
— Цифра 50 для меня почему-то ассоциируется с серединой метровой линейки. Но это не обязательно середина жизни. Даже скорее всего не середина. Конечно, это какое-то подведение итогов—в работе, быту, в духовной жизни, в материальном плане. От этого никуда не деться. Вот проходит моя персональная выставка. Тоже своеобразный итог. Не скрою — выставка опустошает. Но проходит 3-4 дня — и ты снова творчески горишь. Вчера уже нащупал новый пейзаж…
— Василий, желаю тебе в дальнейшем написать еще множество пейзажей, будь здоров, с юбилеем!