Геннадий Тростянецкий в Могилеве

Тростянецкий, Г. Геннадий Тростянецкий в Могилеве : [беседа с российским режиссером Г. Тростянецким] / Геннадий Тростянецкий // Магілёўскія ведамасці. — 2019. — 12 февраля. — С. 7. 

Ученик Георгия Товстоногова, лауреат Государственной премии России, многократно — премии «Золотой софит», режиссер Геннадий Тростянецкий на прошедшем в Могилеве в 2018 году XIII Международном молодежном театральном форуме «М.art.контакт» провел мастер-класс, который стал полнокровным уроком для актеров и интересным зрелищем для зрителей. Тогда же на фестивале студенты третьего курса режиссерской мастерской профессора Тростянецкого показали пронзительный спектакль «Андрей Платонов. Корова», который публика приняла радушно и с восторгом. А уже спустя несколько месяцев его ученица Камиля Хусайнова поставила на сцене Могилевского драмтеатра спектакль по повести Василя Быкова «Жоўты пясочак». И опять успех. И совершенно заслуженный. Кстати, именно этот спектакль будет представлять Могилевский драмтеатр на театральном форуме в текущем году.

На одной из пресс-конференций тогда еще главный режиссер Могилевского драм-театра Саулюс Варнас поделился планами о спектакле, над которым будет работать сам Геннадий Тростянецкий. И вот он в Могилеве. С обсуждения нового проекта и началась беседа с режиссером.

— Геннадий Рафаилович, чем собираетесь удивлять Могилев?

— Это будет спектакль по пьесе Валентина Красногорова «Три красавицы»: веселая история про трех подруг, которые не согласны мириться со своим незамужеством. Но, как известно, на этом пути легких дорог не бывает.

— Спектаклей про женщин, которые, несмотря на возраст, продолжают поиск спутников жизни и верят в свое счастье, по-моему, предостаточно. Почему был выбран именно этот материал?

— Мои спектакли, которые я ставил в разных театрах России, уже не единожды были представлены на вашем театральном форуме. Приятно, что могилевский зритель их принимал и лестно о них отзывался, хотя они были разными по стилю и форме. В прошлом году на фестиваль пригласили и меня, и моих учеников. Мы полюбили ваш театр, атмосферу фестиваля. Была возможность погулять по городу, который нам также очень понравился. Да и в целом к Беларуси у меня давно лежит сердце. И причин тому несколько. Во-первых, у моей жены корни белорусские. Во-вторых, в Омске я ставил «У войны — не женское лицо» по книге Светы Алексеевич. Не могу равнодушно относиться к этой много повидавшей и много выстрадавшей стране. Все это формирует доброе отношение к ее людям.

Театральный фестиваль прошлого сезона наполнил меня положительными эмоциями — и мне захотелось сделать спектакль. И хотя Саулюс предложил выбрать любую пьесу мирового репертуара, я вдруг подумал: а что если взять самую простую с незамысловатой фабулой, с небольшим количеством действующих лиц и попробовать через нее поговорить о главном и второстепенном в нашей жизни.

— Это о чем?

— Во-первых, о личном статусе человека. Об ответственности за свои идеи, поступки, сказанные слова.

— Что Вы имеете в виду?

— Двадцатилетний парнишка, написавший незамысловатую песенку под гитару, благодаря интернету сегодня становится популярнее консерваторского исполнителя. Он кумир миллионов, участник шоу, раздает интервью. Но готов ли он справиться с такой нагрузкой? Готов ли адекватно принять свою популярность? А ведь эта известность предусматривает колоссальную ответственность за каждое слово, за каждый поступок.

Мы сегодня наблюдаем, как от отдельно взятой личности зависят судьбы тысяч людей, когда речь идет, например, о руководителях предприятий. Готовы ли они брать на себя ответственность за людей, соглашаясь на посты. Они принимают решения, подписывают документы, и от того, что им придет сегодня в голову, напрямую зависят судьбы и даже жизни людей. Думают ли они об этом? Анализируют ли свои поступки? Претендуют ли на избранность? Что для них Бог, что для них честь? Безусловно, личность превыше всего. И сегодня мы еще и еще раз в этом убеждаемся, рассматривая мир вокруг себя. Поэтому и личность героинь моего спектакля поставлена во главу угла.

Одна из особенностей спектакля — смешать истории персонажей с историями актрис. Когда-то у меня был такой опыт. Решил повторить его на могилевской сцене. Вот поэтому взята такая простая пьеса. Но мы намерены эту простоту уравновесить сценическим решением характеров, сложностью процессов личностного плана, которые должны быть интересны зрителю. Попробуем сделать так, чтобы просмотр ему доставил удовольствие. Мы попробуем, но что получится… Трудно что-то в нашем случае прогнозировать.

— То есть намерены уйти от авторской трактовки пьесы?

— Валентин Красногоров сегодня один из самых популярных драматургов. Его пьесы не покидают афиши одновременно порядка пятидесяти театров. В нашем случае он позволил свободно обращаться с материалом, что, надо признать, делает крайне редко. Имея такую возможность, хотим сделать спектакль, в котором во многом присутствует структура прожитого человеком дня. Тем самым предлагаем присмотреться к своему прожитому дню, который состоит из веселых, грустных, драматических и даже роковых событий. По многообразию происходящего он похож на целую жизнь, но умеем ли мы это замечать? Создателям спектакля это кажется любопытным. Поразмышлять над этим предлагаем и зрителю. А также вместе с актрисами прожить их ситуацию.

— Ну и как работается? Получается воплощать идеи? У меня была возможность немного понаблюдать за ходом репетиции, за что искренне признательна, так как впервые в жизни подсматривала за тем, как создается спектакль. Впечатления, должна признаться, несколько иные от ожидаемых: милые беседы, воспоминания, дружеские обмены мнениями, взаимные любезности — это такой педагогический прием?

— Репетиции бывают разные. И такая как была сегодня, случаются редко. Мы дошли до конца первого акта, и я расслабился, позволил себе поговорить по душам, вспоминать что-то схожее из своей жизни. Я ощутил внутреннюю свободу. Потому что работается с актрисами весело и интересно, впрочем, с талантливыми людьми всегда так. В спектакле задействованы и три молодых актрисы. Их всех я распределил на «классификации»: три «народных» и три «заслуженных». На полном серьезе после очередной репетиции спрашивают: «А «заслуженным» завтра приходить?» И я также серьезно: «Нет, только «народным».

— Спектакль на неродной сцене — это комфортно для режиссера?

— Это вдохновляет. Это как только купленный еженедельник, в котором с предвкушением открываешь первую страницу. Ощущение новизны, какого-то вселенского начала с чистого листа: новая сцена, новые актеры,новый город. Но это не значит, что это лучше, если ты работаешь в одном и том же театре. Это очень индивидуально. Вот я говорил во время репетиции о своем учителе Георгии Товстоногове, который был руководителем одного театра 30 лет. Когда у него спрашивали, а не хотите ли заняться кино, он отвечал: «Боюсь вернуться к руинам».

Для меня работа по приглашению — всегда свежий глоток, новые встречи, старые друзья. Я, полностью окунувшись в процесс, получаю наслаждение от каждого дня репетиций. И сам с трепетом жду финала действа.

— Сегодня много говорят о том, каким должен быть театр. В том числе для того, чтобы уставший от сериалов и всевозможных комедийно-развлекательных шоу зритель сходил на его представление. Есть ли у провинциального театра шансы стать местом всеобщего притяжения?

— Ничто не мешает сделать уникальным то, чем ты занимаешься. Есть опыт, когда в маленьком городке возникает театр, который становится центром культуры. Например, Тарту в Эстонии, постановки театра которого достигли мирового уровня. Но для этого нужна масштабная личность, как, например, Михаил Бычков — основатель и художественный руководитель Воронежского Камерного театра, организовавший в городе Платоновский фестиваль. Почти 30 лет руководил орловским театром «Свободное Пространство» Александр Михайлов — и были фестивали, конкурсы, победы, успешные гастроли по стране и за ее пределами. Но он ушел — и все остановилось. И таких примеров немало.

Не менее важно то, как мы сегодня друг к другу относимся, по каким принципам живем, что в приоритете нашей шкалы ценностей. Увы, общество все больше становится потребительским. Отсюда любая деятельность человеческая сквозит равнодушием — к окружающим людям, к окружающему миру, а в итоге и к себе. Поэтому большинство живет по принципу: а после меня хоть потоп. И мы все от этого страдаем.

Театр эту тему держит постоянно в фокусе, потому как работает в основном с произведениями классиков, для которых предметом исследования в творчестве была и остается человеческая душа. Светлые умы всю свою жизнь искали смысл человеческого существования, предлагали для обсуждения близкие темы. Сегодня их предлагает театр. Приходите, поговорим…

— Благодарю за беседу. До встречи на премьере.

Галина ХИТРИКОВА