Хотя бы на час вернуться в сладкое детство

Сахрай, Г. Хотя бы на час вернуться в сладкое детство : [воспоминания о жизни в доме по ул. Ленинской, 27] / Геннадий Сахрай // Вечерний Могилев. — 2019. — 21 августа. — С. 3. 

Мгновения жизни

Древний город Могилев. Когда ходишь по его улицам, бульварам и площадям, переулками и проспектам, понимаешь и осознаешь, что он отличается от дру­гих населенных пунктов своей индивидуальностью, историей и культурой.

Пешеходная улица Ленинская в центре города получила свое современное название в 1919 году, а до этого в разные времена именовалась Ветряная, Большая Садовая, Инженерная. Протяженностью 1490 метров. Я иду по ней и вспоминаю свои детство и юность, которые прошли здесь. Ребенком жил в доме № 27. Всегда останавливаюсь у него и смотрю: фасад реставрирован и органично сливается с другими архитектурными строениями. Заглядываю во двор: картины детства мелькают в моей памяти одна за другой.

В конце 40-х—начале 50-х годов здесь жили семьи, пережившие годы лихолетья, вернувшиеся из эвакуации, и вете­раны Великой Отечественной войны. Двор был шумным, многоголосым. Но жили дружно, несмотря на многонациональный состав квартиросъемщиков. Молодежь делилась на две группы. Первая — дети войны, вторая — те, что родились после нее. Вот они-то и организовали пионерс­кую дружину. Её возглавил Гена Петровс­кий, который спустя много лет станет док­тором физико-математических наук и за­местителем министра образования БССР.

Рано утром, схватив удочки, мальчишки бежали на рыбалку к Днепру, который в то время был широким и многоводным. Вес­ной, заливая все пойменные места Подниколья, являлся для жителей Подгорной улицы определенной угрозой наводнения. А летом счастливые мальчишки, доволь­ные отличным уловом, на вопрос прохожих «ну, как дела, что-нибудь поймали?» с гор­достью показывали ведерко, в котором плескались пескари, уклея, плотва и окунь­ки. Старшие ребята, учившиеся в 9-х-10-х, входили в состав Добровольного общества содействия армии и флоту. Гриша Сахрай, Гена Матвеев, Алик Аронин, Гриша Цейтлин и другие постоянно дежурили спасателями на городском пляже, ходили на веслах и под парусом на ялах вверх по Днепру, увлека­лись моделированием речных и морских судов. А какие праздники и костюмированные карнавалы устраивались летом. Главным модельером была Рая Крылова, которая придумывала костюмы, шила их, разра­батывала эскизы головных уборов и раз­личных убранств, а также занималась оформлением самих мероприятий. Пио­нерская дружина организовывала концер­ты для жильцов нашего дома, театраль­ные постановки, режиссером которых была Ася Черняк.

Школьники следили за чистотой и са­нитарным состоянием территории, собирали макулатуру и металлолом. Один раз в месяц во двор приезжала телега, на которой весело восседал мужичок с буденовскими усами, собиравший утиль. По­лучив от него плату за собранную макула­туру и металлолом, пионеры спешили в магазин купить что-либо для своей дру­жины. Так были приобретены горн и спортивная форма для футбольной коман­ды. Периодически устраивались соревно­вания по шахматам и шашкам, а на Подниколье проходили футбольные матчи с со­седними дворовыми командами. Вечера­ми в нашем дворе собирались со всей Ле­нинской улицы пенсионеры, жильцы сосед­них домов, и стук костяшек домино разда­вался на весь двор. Играли в шахматы и преферанс. В центре двора стоял един­ственный столб с одной электрической лампочкой. Поэтому засиживались допоз­дна, несмотря на слабое освещение.

Иногда к нам заглядывал точильщик. «Точу ножи, ножницы, пилы», — кричал он своим баритоном. Иван Макарович Пиво­варов устраивался со своим станком в цен­тре двора и, собрав вокруг себя детвору, начинал волшебное представление. Он был в своем деле виртуозом. А еще славился тем, что мог на спор выпить сразу бутылку водки, не отрываясь от горлышка.

Зимой в ясную погоду на нашей улице один раз в неделю появлялась вереница лошадей, запряженных в сани. Приехавшие из окрестных деревень крестьяне устраи­вали в арках нашего дома мини-базары. Пахло сеном, лошадиным потом и парным молоком. Лошади с санями стояли на про­езжей части, а на тротуаре выставлялись для продажи сметана, молоко, масло, тво­рог, сало, соленые огурцы и другие домаш­ние продукты.

Весной и летом здесь торговали луком, редисом, щавелем, яйцами и сыром. Все это пользовалось у могилевчан большим спросом, поэтому здесь всегда было много народа, пока однажды милиционеры не запретили торговлю. И стихийный рынок прикрыли, о чем все жители района очень сожалели. Пройдет не так уж много лет, и 78% моло­дежи нашего двора поступят в высшие и средние учебные заведения, станут дос­тойными гражданами страны.

В 50-е и 60-е годы большое внимание уделялось развитию физкультуры и спорта. Особенно был распространен такой вид, как тяжелая атлетика. Гиревой спорт, поднятие штанги, гантельная гимнастика закаляли ребят, делали их сильными. На заднем дворе мы построили сарай, в котором дер­жали инвентарь: штангу, гири, гантели и другое спортивное снаряжение. Сюда же приходили на тренировки. В центре двора был установлен турник, на котором учащи­еся старших классов проделывали слож­ные упражнения — подъем с переворотом, вертушку и т.д. Наш дом был без удобств, с печным отоплением. Летом каждая семья готовила к холодам дрова, которые храни­лись в сараях. В них же жильцы дома дер­жали какую-нибудь живность. Каждое утро раздавались крики петухов, блеяние коз, хрюканье свиней, мычание коровы.

В апреле ко дню рождения вождя миро­вого пролетариата В.И. Ленина в городе проводился массовый коммунистический субботник. Ребята с нашего двора тоже в нем участвовали. Помогали в озеленении улиц, наводили порядок и чистоту в скве­рах и парках, сажали деревья. В этот день везде царил трудовой подъем, играла му­зыка, звучали песни. Укрепляя здоровье, свою физическую выносливость, летом все занимались пла­ванием, зимой — лыжным и конькобежным спортом. Многие достигли хороших резуль­татов. Гриша Сахрай стал перворазрядни­ком по боксу, Алик Аронин — мастером спорта по тяжелой атлетике, Владимир Галиновский и Алик Тишуров тоже добились в этом виде немалых успехов, Карл Галиновский стал известным футболистом. В нашем доме жили Вениамин Млодик, су­дья международной категории по футболу, Михаил Басс, заслуженный тренер БССР, директор Могилевского спортивного клу­ба «Торпедо». В 1982 году Михаил окончил Могилевский машиностроительный инсти­тут, а в 2001-ом ему было присвоено зва­ние «Человек года». Его имя внесено в «Кни­гу славы города Могилева».

В начале 60-х все поголовно стали увле­каться мотоспортом. Виктор Касаткин, Гри­горий Сахрай купили мотоциклы «43», а Гена Бабушкин — мотоцикл Минского мо­товелозавода. Все ребята нашего двора стали готовиться к экзаменам в ГАИ по те­ории и вождению мотоцикла. У многих пер­вые попытки сдать на права не увенчались успехом, но со временем соответствующий документ появился у всех. А какие у нас были музыканты! Когда могилевчане заходили в наш двор, то дума­ли, что находятся на территории музыкаль­ного училища. Со всех сторон и уголков слы­шалась музыка. Миша Немчин и Вова Ка­саткин играли на баянах, им вторили скрипки Светы Яхнович и Зины Касатки­ной, а из окон второго этажа их дополняли звуки духовых инструментов других ребят. Жители дома с гордостью заявляли, что только в нашем дворе можно создать свой оркестр.

Удивляло то, что пионеры и школьники, старшеклассники без вмешательства пре­подавателей, родителей и воспитателей смогли сами сорганизоваться и с интере­сом проводить свободное от учебы время.

… Я стоял возле дома и через решетку парадной пытался лучше рассмотреть внутреннюю часть двора, где прошли годы моей юности. Тыльная сторона стро­ения еще не восстановлена и подлежит реставрации. А мне казалось, что вот-вот заиграет музыка и звуки пионерского гор­на позовут ребят на пионерскую линейку.

Пролетели годы, мы все уже убеленные сединой дедушки и бабушки. По-разно­му сложились наши судьбы. Алик Брук и его товарищ Вова Рыков окончили Ленинградское военно-морское училище под­водников и стали капитанами 1-го ранга, командирами экипажей. Владимир Ле­щинский долгое время служил в военном оркестре части, расположенной в Герма­нии, Геннадий Петровский — доктор фи­зико-математических наук, живет в Мин­ске. Володя Галиновский, Гриша Цейтлин и Фомка Шустерман были моряками. На предприятиях и в учреждениям Могиле­ва начали свою трудовую деятельность Гена и Эдик Бабушкины, Алла Сахрай и Рома Мерин; Софья Немигина — мастер- парикмахер женских причесок. В Нижне­вартовске живет и работает директором Дома культуры заслуженный работник культуры России Елена Бабушкина. Пос­ле окончания Могилевского машиностро­ительного института стали инженерами Тереза Кузнецова, Вера Тишурова, Света Каган, Светлана Яхнович, Анна Ручайская, Вова и Мара Левины. Ася Черняк, ее сес­тра Вера, Фаина Айзенберг после окон­чания пединститута стали учителями. Лиза Черняк и Мария Мильштейн — вра­чами. Получила высшее образование в Московском авиационном институте Женя Левина. Многие годы работал начальни­ком ПДБ цеха Могилевского завода «Строммашина» Григорий Сахрай. После окончания Ленинградского института культуры долгое время работал заведую­щим оркестровым отделением Могилев­ского культпросветучилища Михаил Нем­чин. Игорь Рыбников стал военным ди­рижером, Вильям Кролик окончил Бело­русскую сельскохозяйственную Акаде­мию, а Эмма Пронина Минский институт иностранных языков. Саша Пронин после окончания учебы в Белорусской консер­ватории работал в Витебском музыкаль­ном училище, а затем много лет препода­вателем музучилища в Абакане. Он явля­ется заслуженным работником культуры России, дирижером симфонического ор­кестра. Нашли свое место в жизни инже­неры Роза Клаз, Люба и Аня Подольские, фармацевты — Римма Кривулина и Ва­лерий Брук. Все мы очень давно живем далеко от Могилева, в ближнем и даль­нем зарубежье.

Но каждый раз, бывая в родном городе, мы идем на улицу Ленинскую, к дому № 27, туда, где мы некогда жили и где прошли наше детство и юность. И всегда с любо­вью говорим — это наш город, улица, двор.

Геннадий САХРАЙ