Я поведу тебя в музей…

Хитрикова, Г. Я поведу тебя в музей… : [семинар-трениг в Могилеве в рамках проекта «Региональная музейная академия»] / Галина Хитрикова // Магілеўскія ведамасці. — 2019. — 24 сентября. — С. 9. 

Музеи называют хранилищем человеческой куль­туры, мудрости и знаний. Нет сомнений, их роль в жизни общества велика. Эти культурные организа­ции занимаются не просто коллекционированием предметов, они — источник обогащения духовного мира человека. Здесь же воспитывается чувство патриотизма через соприкосновение с обществен­ными ценностями, идеалами, традициями. Знания об истории своей страны, своего города, села, своей семьи являются важнейшим условием формирования отношения к Родине и впоследствии при определен­ных условиях воспитания и обучения составят основу убеждений и мировоззрения человека.

Но интерес к музеям у современного общества снижается — и это миро­вая практика. Маркетологи утверждают, в том числе потому, что их руководство не всегда понимает сути построения эффективных взаимоотношений с по­сетителями. Состоявшийся в Могилеве семинар-тренинг в рамках проекта «Региональная музейная академия» собрал музейщиков страны, чтобы обсудить уже эффективно работающие варианты музейной коммуникации, ко­торые поспособствуют росту интереса потенциальных посетителей к музеям.

Семинар-тренинг, организованный ІСОМ Belarus и Институтом имени Гете при финансовой поддержке МИДа Германии, проходил сразу на трех музейных площадках города: в Музее истории Могилева, в краеведческом и этнографическом. Их специалисты делились своими практиками, даю­щими возможность наладить тесный и продолжительный контакт с учебными заведениями. Их коллеги из Германии — Каролин и Стефан — рассказывали, как эту проблему решают в европей­ских странах. К опыту немецких гостей наблюдался повышенный интерес еще и потому, что представляли они музеи небольших городов, которые прошли период забвения и в настоящее время проходят стадию перерождения.

Стефан презентовал концеп­цию регионального музея на примере трансформации замка Бескова в региональный музей района Одер-Шпрее. Особенность ее в том, что музей полностью отказался от постоянно действующей экспозиции. Выставочные проекты формируются в зависимости от интереса посетителей на базе существующих фондов. А также с максимальным участием горожан, которые делятся своими семейными архивами, что создает своеобразные мосты между прошлым и будущим. И, как показывает практика, именно на такой вариант имеется отклик. Важно также отметить такую интересную деталь про музей в Одер-Шпрее: он несколько десятилетий не функционировал, но власти города отказались от идеи его закрытия, выделив статью расходов на его возрождение из бюджета, несмотря на наличие таких важных социальных проблем, как ремонт дорог. То есть в шкале приоритетов музей оказался важнее.

Каролин рассказала о том, как выстраивается музейная коммуникация в Германо-российском музее Берлин-Карлсхорст, который посвящен Второй мировой войне. Это даже не музей, а исторический памятник. Памятник тому безумию, к которому приводит отсутствие желания у народа контролировать своих вождей и ожидание от них чудесного избавления от своих личных трудностей и проблем. Именно здесь, в здании офицерского клуба саперного училища, в 0.43 по московскому времени 9 мая 1945 года командование антифашисткой коалиции и вермахта подписали акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Изначально здание находилось в ведении советской военной администрации. В 1967 году здесь открыли музей, посвященный этой исторической дате и всему тому, что ей предшествовало. Главной и единственной экспозицией музея была война, а центром экспозиции стал мемориальный зал, где и был подписан акт капитуляции. Музей долгие годы являлся учебным пособием для советских солдат, которые проходили здесь службу. После ликвидации российского присутствия в Германии в этом здании в мае 1995 года был открыт музей Берлин-Карлсхорст. Он уникален еще и тем, что стал единственным музеем, посвященным двухсторонним отношениям двух государств, бывших ранее врагами. Сегодня его тематику и содержание определяют представители четырех стран — России, Украины, Беларуси и Германии, а финансирует проект последняя. После долгой реконструкции с 24 апреля 2013 года в музее открылась обновленная экспозиция, которую собирали буквально со всего мира. В залах музея размещены более тысячи экспонатов, тысячи документов и фотографий. Здесь и детские дневники из блокадного Ленинграда, и записи узников концлагерей, и свидетельства с фронтов, и воспоминания участников тех событий. Во всех залах расположены специальные мониторы, где каждый желающий может на одном из трех языков прослушать историю того или иного свидетеля.

Персонал музея в настоящее время разрабатывает методики и программы, которые направлены на то, чтобы максимально привлечь в музей молодежь. Именно поэтому Каролин было особенно интересно узнать, как в Беларуси работники музеев воспитывают своего юного посетителя, как функционирует здесь музейная педагогика. Через тренинговые занятия музейщики делились успешным опытом, наблюдали за музейными занятиями, в которых принимали участие могилевские школьники.

Галина ХИТРИКОВА.