Зевс спортивного Олимпа

Кукшинская, Е. Зевс спортивного Олимпа : [80 лет почетному гражданину г. Могилева А. Л. Лобачеву] / Елена Кукшинская // Могилевская правда. — 2019. — 21 марта. — С. 12. 

Поздравлять человека с 80-летием на его рабочем месте — уже говорит о многом. А когда это рабочее место — зал тяжелой атлетики, то совершенно очевидно, что речь идет об уникальном человеке. Чтобы перечислить все медали и достижения старшего тренера отделения тяжелой атлетики Могилевского училища олимпийского резерва Анатолия Леонидовича Лобачева, не хватит газетной полосы. Лишь некоторые факты — ступени к «Белорусскому спортивному Олимпу»: эту специальную премию Президента Республики Беларусь Анатолий Лобачев получил в 2013 году. Заслуженный тренер БССР, заслуженный тренер СССР, заслуженный тренер Республики Беларусь, в 2000 году — «Человек года», почетный гражданин Могилева, награжден медалями «За доблестный труд», «За трудовые заслуги», «За выдающиеся заслуги» — это медаль Национального олимпийского комитета. Десять лет подряд он становился чемпионом БССР! Дважды был призером чемпионата СССР. А на площади Звезд в Могилеве есть и его именная звезда.

Анатолий Леонидович, глядя на вас, начинаешь ве­рить в эликсир молодости! Вы, наверное, в поликлинике не частый гость?

Иногда прихожу сделать кардиограмму. Еще пару лет назад «тягал железо», но надо отдать дань возрасту: мышцы уже не такие эластичные, ис­пытывать их на прочность — неоправданный риск. Зарядку по утрам делаю. Просыпаюсь в полшестого — ценю время. Еще одна утренняя традиция — чтение. В приоритете — исто­рия, пытаюсь разбираться в ее перипетиях, сравниваю мнения, хочу понимать, в каком мире я живу: нет иллюзий — не будет и разочарований.

Тяжелая атлетика сегод­ня популярный вид спорта?

К сожалению, не так по­пулярна, как в годы моей моло­дости. Во времена Союза транс­ляции чемпионатов по тяжелой атлетике собирали у телеэкра­нов большую аудиторию. На пер­венство СССР в Днепропетровск съехалось столько зрителей, что для охраны правопорядка на помощь призвали конную милицию. Тяжелая атлетика — специфический вид спорта с точки зрения возрастной планки для старта. Это 6—7 классы, когда парни начинают крепнуть и видны задатки, сможет ли он работать со штангой. Но к этому времени физически одаренных ребят разбирают другие трене­ры — по гимнастике, борьбе. И я уже давно открыл настоящий Клондайк для своего вида спор­та — деревня. К тому же ребята там крепкие. Вот сейчас у нас занимаются восемь девушек, из них только одна городская. Но в последние годы физруки сель­ских школ перестали нам со­общать о талантливых ребятах. Понятное дело, они выступают на районных соревнованиях. И мы просто объезжаем школы и говорим с детьми: «Кто у вас в классе самый сильный?» Вот сейчас на ресенних каникулах к нам приедут со всей области шестеро ребят, устроим про­смотр. Задатки можно рассмо­треть, но потом к этой капле таланта нужно добавить 99 капель пота. Две тренировки в день, здесь мы их готовим 6 лет, и самые трудолюбивые и настойчивые пробиваются в сборную республики.

Новое поколение чем-то отличается?

Нам приходится на тре­нировках бороться с их при­страстием к гаджетам, просто отбираем телефоны. Мне ка­жется, они разучились думать, живут на всем готовеньком. Хотя и нам говорили, мол, мы уже не те! Мой характер, я думаю, из детства. Я родился в деревне Каничи Костюковичского райо­на. Отец ушел на фронт и пропал без вести. Мама умерла, когда мне было 8. Нас с братом вос­питывала бабушка. Когда насту­пали немцы, помню, прятались в бане. Потом оккупация. А как отступали, поселок сожгли. В 47-м был страшный неурожай. Спасала корова. С колхозного поля по весне воровали замерз­шую картошку, делали из нее блины. Всегда хотелось слад­кого. Бывало, бабушка продаст сметану в райцентре и купит нам с братом граммов сто «по­душечек». Работать приходилось много, пахали на себе. Мужчин с фронта в деревню вернулось мало. Моему деду было за 70, так и он был нарасхват — вдовы звали помочь по хозяйству, а бабушка ревновала. Мой учитель посоветовал мне поступать в Горецкую сельхозакадемию на землеустроительный факультет. Говорил, мол, потом оттуда люди выходят в председатели рай­исполкомов. И вот в академии я и занялся штангой. Не сразу. Сначала было метание молота у тренера Ромуальда Клима — бу­дущего олимпийского чемпиона. Но я даже вникнуть не успел, как случайно зашел в зал по тяжелой атлетике и поднял 80-килограм­мовую штангу, как умел. Тренер меня и приметил. То, что я много физически работал у себя в де­ревне, пошло мне на пользу в спортивной карьере. Жил на сти­пендию, подработку найти было тяжело: желающих разгружать цемент было предостаточно, а другой работы в райцентре и не было. Но повар в студенческой столовой знал, что я занимаюсь штангой, и подкладывал мне в тарелку лишнюю котлету! Еще там, в академии, на первенстве Союза среди молодежи я взял 3-е место. И когдалришло время распределения, я должен был ехать в Минск, но один тренер позвал меня в Могилев. Я был и спортсменом, и тренером: работал в добровольном спор­тивном обществе «Спартак». Мы сами построили зал для тяжелой атлетики возле стадиона «Спар­так» (сейчас там дзюдо). Потом переделали котельную за Домом спорта в зал для штангистов. Там мы соорудили сауну — пер­вую в городе. Я ее подсмотрел в Финляндии, очень хорошая штука, чтобы восстанавливаться после тяжелых тренировок.

С 1999 по 2000 год возглав­лял национальную команду Ре­спублики Беларусь по тяжелой атлетике, завоевавшую на XXVII летних Олимпийских играх две бронзовые медали. Подготовил двадцать пять мастеров спорта международного класса и более ста мастеров спорта Республики Беларусь; в их числе чемпиона мира и Европы по тяжелой атле­тике, серебряного призера XXVIII и XXIX летних Олимпийских игр Андрея Рыбакова и чемпиона Европы Виталия Дербенева. В 2013 году на чемпионате мира по тяжелой атлетике мои вос­питанницы Екатерина Шкура- това и Дина Сазановец стали бронзовыми призерами, а Ан­дрей Рыбаков в рывке завоевал золотую медаль.

Я подготовил себе смену: мои ученики теперь сами тренеры. Александр Гончаров — моя правая рука. Валентин Корот­кий — главный тренер женской национальной команды. А наш чемпион Андрей Рыбаков только начинает тренерскую карьеру. С любимой супругой Валенти­ной у нас сын и дочь и четверо внуков. Я построил дом, посадил сад. Одним словом, успел все, что должен успеть настоящий мужчина.

Что вы не прощаете людям?

Вранье.

Вас предавали?

Да, бывало. Мои ученики. Я понимаю, когда кто-то приходил и говорил в глаза: «Разрешите мне перейти в другую команду в другой город, там мне пред­лагают квартиру». Я человек, я понимаю. Но когда за спиной такое вытворяли или когда пле­вали на дисциплину и не хотели работать по совести, то этого я простить не могу.

Вы собираетесь на за­служенный отдых?

Нет. Моя мечта как тренера еще не исполнилась — олимпий­ское золото!

Елена КУКШИНСКАЯ.