Папков, С. Всегда есть возможность сделать лучше : [беседа с начальником управления жилищно-коммунального хозяйства Могилевского облисполкома С. Папковым] / Сергей Папков ; беседовала Юлиана Шуплецова // Магілёўскія ведамасці. — 2019. — 12 июля. — С. 6—7.
Начнем с небольшого опроса, в котором приняли участие более 100 человек на улицах Могилева. 95 респондентов на вопрос «Куда следует направить максимальное количество денег?», не задумываясь, ответили — в сферу ЖКХ. И это справедливо. Ведь абсолютно каждый ежедневно сталкивается с теми или иными моментами, определяющими наше общее и личное жилищно-коммунальное пространство.
У коммунальщиков нет периода, когда они могут сказать, что работа сделана и можно передохнуть. Как они с ней справляются, другой вопрос. А ведь помощи им ждать неоткуда. Их работа — это их ежедневная забота и ответственность, как бы наплевательски порой к ней не относились те, для кого они ее делают. И речь не о том, чтобы мы стали добровольно-безвозмездными дворниками, уборщиками и ремонтниками. А лишь о том, чтобы каждый просто обратил внимание на себя и на свое, а может, и чужое чадо, не позволяя обрисовывать фасад подъезда или с молодецкой удалью пинать песочницу.
Со сменой руководства области (с апреля т.г. губернатором Могилевщины назначен Леонид Заяц — авт.) и приходом нового руководителя управления ЖКХ Могоблисполкома Сергея Папкова поменялись подходы к организации работы в сфере ЖКХ. В первую очередь это коснулось ЖРЭУ и ЖЭУ областного центра, которые отвечают, в частности, за содержание и благоустройство придомовых территорий многоквартирного жилфонда.
В стране, равно как и в нашей области, большое внимание уделяется наведению порядка на земле: благоустройству, озеленению, содержанию и обновлению детского игрового и спортивного оборудования и т.п., — говорит Сергей ПАПКОВ. — Также особый уклон делается на проведение работы с жильцами по вовлечению их в оказание посильной помощи в наведении уюта в своем подъезде, доме, дворе. Ведь финансовые возможности ЖКХ не сопоставимы с потребностями ежегодно стареющего жилфонда и придомовых территорий. Средства в основном направляются на проведение капремонта, техобслуживания и зачастую, к сожалению, на ликвидацию последствий вандализма в уже благоустроенных местах.
— Какие новшества уже работают?
Утвержден график еженедельных выездных семинаров-совещаний. До октября текущего года они пройдут на базе каждого ЖЭУ Могилева. Причем мы инициируем участие в собраниях не только руководителей и специалистов, приглашаются жильцы конкретных домов (старшие по подъезду). Более того, официально приглашаем и службы, которые проводят те или иные работы в домах и на дворовых территориях. Например, на одном из совещаний уже присутствовали сотрудники САПа (спецавтопредприятия). У них периодически возникают вопросы по уборке контейнерных площадок, их обустройству и ремонту. Ситуация: кто-то, выгружая крупногабаритный мусор вблизи контейнерной площадки (что запрещено — авт.), поломал ограждение. Необходим ремонт. Логично, что сделать его должен нарушитель за свой счет, но он не установлен. Затраты ложатся на плечи спецавтопредприятия и ЖЭУ, которые тоже не всегда находят взаимопонимание. Но наша цель — не столкнуть лбами службы, а прийти к компромиссу.
На следующий семинар приглашены представители «Белтелекома», которые активно ведут замену телефонных сетей. Нам поступают нарекания от жильцов и ЖЭУ о том, что после проведенных работ отделка в подъездах не всегда восстанавливается в должном порядке, иногда некачественно. В частности, не срезаются и не убираются намотки старого кабеля, висящие «бородой» по стенам.
А как бороться с безответственными жильцами?
Принято решение о приобретении мобильных фотоловушек в каждое ЖЭУ (аналогичные уже давно используются в лесохозяйственной отрасли и уже доказали свою эффективность — авт.). Для начала они будут устанавливаться около современных углубленных мусорных контейнеров. Будем привлекать к ответственности тех, кто сгружает крупногабаритный мусор в неположенном месте. Отработав один участок, фотоловушка будет перемещаться на другую территорию. Например, в ЖЭУ-17 устройство появится в течение месяца.
Но ведь и ЖЭУ должно позаботиться об информировании населения?
Справедливо и то, что руководители ЖЭУ не всегда ответственны, недостаточно интересуются происходящим на своих территориях. Не говоря уже о налаживании контактов с жильцами. За редким исключением, взаимодействия нет. Нужно разговаривать с людьми, предлагать варианты, уговаривать и убеждать, добиваться взаимопонимания и взаимопомощи. Зачастую ЖЭУ рапортуют о том, что даже скамейку починить нет денег. Я сразу задаю встречный вопрос: «А какую работу вы провели с населением? Встретились с жильцами, предложили им что-то?» Ведь среди горожан есть много небезразличных людей, готовых оказать помощь и поучаствовать в благоустройстве. И такие случаи в Могилеве уже не единичны. Например, за собственные средства жильцов многоквартирных домов №4 и №6 по улице Турова в Могилеве, на прилегающей территории к этим домам, был установлен детский игровой комплекс стоимостью 4,6 тысячи рублей. За деньги, собранные жильцами, похожий установлен около дома №210 по улице Крупской. Совместными усилиями жильцов многоэтажек в разных районах Могилева (ул. Первомайская, 42а и 50; пр-т Мира, 21; ул.Лазаренко, 46; ул. Якубовского, 25, 53 и 59) выполнены работы по устройству цветочных клумб.
Увы, часто жильцам приходится самим предлагать варианты, а нужно наоборот. С инициативой должны выходить именно специалисты ЖЭУ, предлагать различные варианты, в том числе и по деньгам. Тогда и людям будет проще подхватить идею и помочь в благоустройстве. Да и смысл такого сотрудничества хоть и уже набил оскомину, но остается фактом — ни один родитель не позволит своему ребенку сломать качельку, за которую заплатил он сам и его сосед. К «чужому» же отношение кардинально противоположное.
Должны быть подвижки и с точки зрения информированности населения. Всем ЖЭУ дано поручение на каждой подъездной доске объявлений разместить контакты мастера участка. Ведь он порой физически не может ежедневно заглядывать в каждый уголок на своей территории. Вот здесь помощь могут оказать жильцы. Не надо с азартом фотографировать открытый люк, сломанную скамейку или гвоздь, торчащий в детских качелях, и выкладывать это в соцсети с гневным постом. Зная мобильный телефон мастера, можно позвонить и решить проблему оперативно, избежав возможного несчастного случая. И почему бы именно о положительном опыте не сообщить через соцсети. О том, как оперативно было что-то устранено благодаря своему участию и «доступности» мастера.
Вернемся к прошедшему собранию в ЖЭУ-17. Каковы итоги?
Пройдя по территории, увидели удручающее состояние входных групп, зарастающие растительностью, разрушающиеся козырьки, щербатые ступеньки, состояние дворовых территорий. Мое стойкое убеждение, что каждый руководитель должен находить время и хотя бы раз в несколько дней просто пройтись по своему участку, взять на карандаш недостатки и работать уже с конкретикой. По выявленным недостаткам выдались поручения устранить недочеты до 12 июля.
Говоря о соцсетях, не могу не вспомнить, что с каждой очередной обрезкой деревьев в городе поднимается волна людского негодования.
— Жалоб на эту тему не поступало. А что касается «по-шуметь» и побыть «профессионалом» на эту тему, не имея знаний, опираясь на которые Могилевзеленстрой проводит обрезку зеленых насаждений, могу сказать лишь одно — специалисты прикладывают все силы, чтобы сохранить Могилев зеленым городом. Вырастить новое дерево сложно, сохранить старое — еще сложнее. И порой обрезка выглядит не эстетично в первый год, но это дает шанс не потерять дерево в принципе.
Были некоторые нарекания, касающиеся территорий кладбищ. Люди звонят и убеждают нас, что дерево, которое растет в непосредственной близости от захоронения, нужно срочно спилить. Мол, оно старое, может упасть и сломать памятник, к тому же на нем живут птицы, которые загрязняют скамейку рядом. По каждому такому сигналу специалисты выезжают на место, проводят оценку, и в большинстве случаев оказывается, что угрозы падения нет, дерево не является аварийным. А живущие на нем птицы, доставляющие проблемы с точки зрения чистоты, уж извините, — задача, которую каждый в состоянии и должен решать сам. Однако люди все равно не довольны, так как подобные решения и ответы не соответствуют их желаниям.
Но хочу отметить, что если дерево объективно мешает эксплуатации жилфонда, например, по правилам оно должно быть не ближе 5 метров от дома, жильцы могут обратиться в ЖЭУ или в службу «115», и проблема будет решена.
Эффективна ли служба «115»?
Несмотря на то, что она работает пока в тестовом режиме, перед еженедельно проводимыми совещаниями мы изучаем сводку поступивших обращений, анализируем качество проведенных работ и причины невыполнения заявок, если таковые есть. Обращений поступает много — от уборки подъездов до покоса травы. И снимается заявка из сводки только в том случае, если проблема устранена и есть акт выполненных работ. Поэтому, считаю, дальнейшее развитие данной службы необходимо.
И еще один вопрос, который лежит на поверхности. Извечный дворовой конфликт «водитель-пешеход». Ведь парковка «как придется», в том числе на газонах и пешеходных зонах, не только затрудняет жизнь пешеходам, особенно мамам с детьми и колясками, уничтожает траву, разрушает бордюры и плитку на тротуарах, но и создает более весомые проблемы — затруднение, а порой и невозможность проезда спецтехники, уборки листвы, снега.
В новом жилфонде проектами предусматривается грамотное обустройство парковочных мест. А в старой застройке, когда дворы проектировались для людей, а не для машин, которых было две-три в поле зрения, а остальные в гаражах, проблема действительно большая. Ее пытаемся решать совместно с ГАИ. Есть поручение регулярно проводить мониторинг дворовых территорий. Проверяем фактическое состояние дорожного покрытия, хранения(парковку) транспортных средств. Например, ЖРЭУ Ленинского района Могилева с начала текущего года на придомовых территориях многоквартирных жилых домов выявлено 114 единиц неиспользуемых автотранспортных средств. По состоянию на начало июля силами предприятия убрано 87 единиц автохлама. Также предприятиями, эксплуатирующими многоквартирный жилфонд, совместно с ГАИ в Могилеве проводятся рейды по придомовым территориям на предмет соблюдения правил дорожного движения владельцами автотранспорта. За пять месяцев текущего года сотрудниками ГАИ составлено почти 3 тысячи протоколов об административных правонарушениях на водителей за нарушения правил парковки, в том числе и на придомовых территориях (газонах, тротуарах).
2019-й в стране проходит под знаком Года малой родины, одним из основных направлений которого является наведение порядка. На земле — в глобальном смысле, вокруг себя (в городе, дворе, доме, подъезде) — в узком, но не менее актуальном.
Благоустройству населенных пунктов области сегодня уделяется большое внимание. Не все идет гладко — недостаток финансирования, дефицит кадров, да и заинтересованы, что уж скрывать, в этом далеко не все. И речь не только о специалистах ЖКХ, но и о гражданах, стоящих на позиции «нам должны». Причем в это «должны» порой вкладывается безобразный смысл. Искать мусорку, чтобы выкинуть окурок, — зачем? Придут коммунальщики и уберут. Выбросить с балкона пластиковую бутылку — легко. Опять же должны прийти и убрать. Взять с собой пакет, чтобы убрать фекалии за своей собакой? Проще возмутиться, наступив потом в такую же кучу, и написать жалобу, что двор загажен. Делая ремонт, свалить старые оконные рамы, диваны и прочий крупногабаритный мусор около контейнерной площадки — удобно. Все равно не накажут. А уж о том, чтобы приструнить своего же ребёнка, который ногой отрывает двери подъезда и «украшает» лифт, — не может быть и речи. Это же дети! Да и замечание редко кто осмелится сделать, не желая испортить себе настроение, услышав от такого ребеночка отборный взрослый ответ. Об их родителях и говорить не приходится.
Безусловно, и справедливых нареканий на качество работы коммунальщиков много. Но для этого мы и работаем, чтобы их стало как можно меньше. И хочется верить, что наступит просветление в умах и придут те времена, когда сотрудники ЖКХ начнут адекватно и оперативно реагировать на претензии жильцов, стараясь, как говорится, «понять и простить» некоторую агрессию людей, уставших бесконечно стучаться с проблемами по уборке подъездов и дворов, спотыкаться о разбитые дорожки и наблюдать сломанные детские площадки. Станут более инициативными в привлечении населения в процесс благоустройства.
А население «снимет корону» и поднимет хотя бы свою бумажку, в спешке брошенную мимо мусорки. А если нет, административный ресурс в помощь. Как в Европе, которую многие так любят ставить в пример. А ведь той же Европой давно усвоено и воплощено в повседневную жизнь, что штрафы — не только весомое пополнение бюджета, но и чрезвычайно дисциплинирующий воспитательный аргумент. Доказано тамошними территориями эмпирически, где сосед соседу вежливый приятель, что отнюдь не мешает справедливо «стучать» друг на друга в соответствующие инстанции, если травка у того не скошена или машина припаркована «не тем боком». Главное, чтобы инстанции не ленились связываться с такими делами. И еще всем нам нужно постараться забыть лишь две вещи: «кто- то что-то кому-то должен» и уж совсем «наше» — «моя хата с краю».
А тем, кто считает, что ЖКХ Могилевской области и вовсе безнадежно, всегда есть шанс показать пример. По словам Сергея Папкова. вакансии на сегодня в сфере есть.
Юлиана ШУТІЛЕЦОВА