Они играют виртуозно

Сычикова, Т. Они играют виртуозно / Татьяна Сычикова // Веснiк Магiлёва. — 2011. — 26 января. — С. 5. 

Специальной премией Президента РБ «За духовное возрождение» награжден коллектив оркестра народных инструментов имени Леонида Иванова из Могилева.

Художественный руководитель и главный дирижер оркестра — Николай Алданов, доцент, декан педагогического факультета Белорусской академии музыки, обладатель Гран-при республиканского конкурса, в прошлом году за вклад в музыкальное искусство страны награжден медалью Франциска Скорины. С Николаем Михайловичем и состоялась наша беседа.

— Как вам удается поддерживать духовную атмосферу в столь молодом коллективе?

— Да, более 60% оркестра — студенты, остальные — выпускники нашего факультета. Как руководитель я решил, что духовность — это одно из направлений нашей деятельности. И ни у кого не возникло сомнений, что может быть по-другому. Хотя люди разные и разных конфессий. Во время концерта музыканты ощущают ауру своих слушателей. И когда мы впервые приняли участие в празднике колокольного звона, то вдруг почувствовали особую атмосферу в зале — намоленную, глубоко душевную. Люди со слезами на глазах благодарили нас за песню «Звони, звонарь, в колокола», говоря, что она излучает особый свет и заряд.

— Как готовите репертуар и каковы концертные площадки ваших выступлений?

— Занимаемся обработкой народной музыки. В духовном направлении работаем над произведениями Юрия Рахманинова, Евгения Дербенко, есть аранжировки Чайковского, Мусоргского. Используем также эстрадные элементы, современный джазовый стиль. У нас в оркестре есть и группа ударных инструментов.
Что касается концертов, то «территория» их довольно широка. Мы приглашены в Санкт-Петербург на 150-летие создателя великорусского оркестра Василия Андреева. В середине февраля нас ждут в Твери и Бежецке на Международном фестивале «Андреевские дни». В апреле планируем выступить совместно со смоленским оркестром, а позже отправляемся в Москву.
Как руководитель оркестра я вступил в ассоциацию профессиональных дирижеров России. С этим связаны совместные проекты и выступления на разных российских сценах.

— Можно ли обозначить ту высоту музыкального исполнения, к которой вы стремитесь?

— В музыке не бывает планок, как у спортсменов. Когда я работал в Бресте, к нам приезжал один из великих пианистов мира Святослав Рихтер. Когда закончился его 2-часовой концерт, пианист еще долго играл, а мы не понимали, почему он задерживается. Каково было наше удивление, когда Рихтер сказал: «Я работал над ошибками». Труд над музыкой — это бесконечное творчество, безграничный процесс шлифовки произведения, звуков…

— Помимо народных инструментов в вашем оркестре колокола и даже чугуны. Это тоже элемент народности?

— Даже ухваты есть, а с ними и старинные гусли. Музыка ведь интернациональна по своей сути. Издавна народ пел и подыгрывал себе на том, что было под руками, — ложках, мисках, чугунах. Ни один праздник у предков не обходился без пения и музыки. Почти в каждой деревне были музыканты, которых приглашали разделить веселье. И эту могучую культуру праотцов мы стараемся сегодня воссоздать.

— Не старо ли это для молодых людей вашего оркестра?

— В нашем коллективе 55 человек, и это народ особый. Ведь 7 лет они учились в музыкальной школе, 4 года в музучилище и 5 лет — в академии музыки. И все это 16-летнее обучение построено на классике, музыкальной культуре. Молодежь впитала ее. Да и слушатели наши — подростки — часто говорят «спасибо» за нашу музыку. Они тоже чувствуют связь времен, тот музыкальный пласт предков.

— Да, ваша музыка — как лекарство от невзгод, неприязни и внутреннего раздора. Убедилась в этом, когда побывала на концертах оркестра, в том числе и на юбилейном, посвященном 25-летию педагогического факультета. Виртуозность многих музыкантов была просто ошеломляющей, как и красота мелодий. Видела, как светились радостью глаза слушателей, а многие и «подтанцовывали». Успехов вам в дальнейшем творчестве.