Светлана Строгина: «Генетическая память есть в каждом человеке!»

Строгина, С. В. «Генетическая память есть в каждом человеке!» : [интервью с директором Могилевского филиала НХМ «Музей В. К. Бялыницкага-Бирули» Светланой Строгиной] / Светлана Строгина ; беседовала Ольга Смолякова // Магілёўскія ведамасці. — 2019. — 18 июня. — С. 6—7. До чего прекрасен открывшийся после реставрации в самом сердце Могилева почти год назад музей Бялыницкого-Бирули! Двухэтажный особняк XVII века с мансардой — настоящая жемчужина города. Да и внутри раритетное здание не менее самобытно: канделябры, винтовые лестницы, портьеры… Картины — отдельный мир, о них и разговор особый. А вот что надо еще обязательно упомянуть, так это… классическую музыку в музейных стенах. Да-да, не удивляйтесь! «Домашние концерты» с приглашением лучших вокалистов и инструменталистов региона стали здесь делом привычным. Огромная заслуга в создании настолько неповторимой, если не сказать дворянской атмосферы принадлежит директору учреждения Светлане Строгиной — уж неизвестно как по крови, а по духу точно аристократке. Впрочем, сама Светлана Викентьевна, рассказывая о своих корнях, подчеркивает, что предки как по отцовской, так и по материнской линии были людьми интеллигентными, просвещенными и, что немаловажно, очень-очень трудолюбивыми. Поэтому и жили даже в непростые времена лучше многих. Скажем, у дедушки и бабушки в доме под Новогрудком было аж три входа: парадный — предназначенный только для гостей и используемый в праздничные дни, повседневный и черный. Небольшая, но красноречивая деталь, не правда ли? «Генетическая память есть в каждом человеке! считает героиня материала. — Просто в ком-то она просыпается раньше, в других — позже… Мне же дает жизненные силы». И, вероятно, вдохновение. Как иначе объяснить, что наша собеседница — где бы она ни находилась, какую бы должность ни занимала неизменно творит, аккумулирует вокруг себя дивную красоту? Что еще весомее, зачастую с сугубо белорусским колоритом. Возьмем, к примеру, один из многочисленных ее проектов «Захаваная спадчына», представляющий в областном художественном музее Масленикова на суд любителей искусства старинные иконы, гравюры, восстановленную фреску из Белыничского костела кармелитов… Как, рассмотрев хорошенько эти экспонаты, не гордиться поцелованными Богом в темечко пращурами соотечественниками? Вот уж поистине богата талантами родная земля! Была, есть и будет. Вся искусствоведческая деятельность Светланы Строгиной — тому прямое подтверждение.

I

Рисовать маленькая Света просто обожала. Было в кого. Отец могилевскую четырех­комнатную квартиру на улице Челюскинцев оформил так, что соседи приходили в гости, как на экскурсию. Вместо обоев — накаты из собственноручно вырезанных трафаретов. В зале на стене — не модный ковер, как у всех, а огромная картина маслом. Пейзаж, в котором нашлось место даже рыбаку в лодке — глава семьи, как понимаете, любил на во­доемах посидеть с удочкой в свободное время. В общем, загляденье!

— Однако, когда в конце тре­тьего класса я сообщила роди­телям, что меня в результате конкурса-отбора пригласили в школу с архитектурно-худо­жественным уклоном (сейчас это средняя школа №2 — авт.), они, мягко говоря, были не рады, — вспоминает Светлана Викентьевна. — Думали, прой­дет лето, мечта забудется… Все-таки хлопоты — с окраины надо возить в центр. Плюс не одну, а двух: если переводить, то и мою младшую на полтора года сестру Галю. Мама пере­живала, как мож­но совсем еще крох далеко от себя отпускать… Подходил к кон­цу август, никто же и не думал определять­ся. Что делать? Поставила уль­тиматум: либо художественная школа, либо не собираюсь учиться вовсе! Подействовало. К тому же, не глядя ни на ка­кие трудности, родители всегда были с нами единомышленниками: разго­варивали как с равными. Так я оказалась в одном из самых замечательных учебных за­ведений в городе, которое по сей день вспоминаю с благо­дарностью!

Но об этом чуть позже. Пока же о семье. В ней царила лю­бовь и взаимоуважение. Часто звучала музыка. Девочки — что Света, что Галя — знали раз­личные вальсы, полечки, танец «Под испань» в конце концов… Родители восхитительно пели, а папа, к тому же окончив в свое время музшколу в Новогрудке, с огоньком играл на баяне. Еще одна страсть совместные поездки, причем каждый раз открывающие новые горизонты. Где бы ни были — от Гродно до Москвы, посещали музеи, знакоми­лись с культурой. Малышки были без ума и от путешествий по Беларуси, в том числе по «родительским местам». Еще бы! Белыничский район, где на свет появилась мамочка, и тогда гремел Бялыницким-Би- рулей; папин Новогрудский — Адамом Мицкевичем. Сколько замечательных историй, сколь­ко легенд тут было поведано дочкам! Загадочных, жутких, фантастических, но неизменно будящих детское воображение! На Свитязе рассказы­валось одно, а, допустим, у Мирского замка — совершенно другое. Родители давали нам основу, сюжетную линию, а дальше мы уже не останавли­вались, продолжали фантази­ровать сами.

При подобном воспитании, наверное, и становятся ху­дожниками или литераторами. По крайней мере, в случае с нашей героиней это подтвер­дилось. Да и касательно ее сестры Галины — гипотеза не­далека от истины: она учитель белорусского языка и литера­туры, с ранних лет пишущая стихи.

II

Паззл любви к изобразитель­ному искусству сложился у Светланы Строгиной благодаря еще одному удивительному человеку — учителю той самой школы с архитектурно-худо­жественным уклоном Сергею Ивановичу Полуйчику. Это первый педагог, обучавший ее художественному мастерству.

Он был очень талантливым художником и одновременно не менее талантливым на­ставником. Проработал у нас, к сожалению, мало — около трех лет, но смог дать колоссально много! Мне невероятно повез­ло, что сразу попала именно к нему. Молодому, перспек­тивному, Сергею Ивановичу выделили самое неподходя­щее помещение для уроков. Окошки наполовину уходили в цоколь, поэтому стоял по­лумрак; а одна стена, вечно сырая, и вовсе находилась в земле. За лето, чтобы детям было комфортно, наш мастер провел капитальный ремонт: принес опилки, все утеплил, убрал грибок. Занятия стали удовольствием! К восьми утра мы приезжали, в пять вечера уходили. Настолько увлекались процессом и общением друг с другом, что времени не за­мечали! Полуйчик раскрывал азы и основы композиции, рисунка; воспитывал чувство эстетики. Не лекциями и нота­циями, а как-то в свойственной лишь ему легкой и тактичной манере. В каждом открывал индивидуальность: меня, в частности, хвалил за акварель, восприятие цвета. Уже позже, в институте, преподаватели отмечали особые успехи в области живописи. Я и вправ­ду все вижу в красках: даже звуки музыки — это цветная гармония.

Навечно в памяти у собе­седницы и то, как любимый учитель брал их, малышню, с собой на этюды в Подниколье в выходные дни. Пока он что-то писал, девчонки и мальчишки конечно же наблюдали за про­фессиональной техникой, но в то же время дурачились, галде­ли. Разводили костер, жарили сало с хлебом. Куда без этого? А Полуйчик, добрая душа, не имел ничего против. И только повзрослев, Светлана Викен­тьевна поняла, сколько надо художнику сосредоточенности, внимания и концентрации, что­бы по-настоящему погрузиться в работу.

— Это очередной раз под­тверждает, каким все-таки шикарным педагогом был наш Сергей Иванович. И как груст­но, что он так скоро ушел из школы и переехал на север, — вздыхает она. — Еще много лет весь класс получал от него письма,после узнавали о судьбе от друзей-художников. Увы, не так давно мой первый учитель ушел из жизни.

…С одноклассниками геро­иня материала периодически видится по сей день. Многие из них, что понятно, так и не посвятили свою жизнь серьез­ному творчеству, но от этого не перестали благоговеть перед искусством. Нет-нет да и мож­но встретить в музее Витольда Каэтановича Бялыницкого-Би­рули группку из нескольких че­ловек — экономистов, ученых, дипломатов, с любопытством разглядывающую представ­ленные экспозиции. А после ведутся беседы о школьных годах. С друзьями из класса, учителями — не только Сер­геем Ивановичем Полуйчиком — у нее связаны самые теплые чувства.

III

Не зря альма-матер Светла­на Строгина называет в какой- то степени малой родиной; там же она, кстати, после института преподавала пять лет рисунок, живопись и композицию. К особенным для себя местам относит визави и два Моги­левских музея — Масленикова, которому было отдано почти четверть века, и, естественно, Бялыницкого-Бирули. В них, убеждена Светлана Викен­тьевна, кроется неповторимая энергетика.

— Когда есть память — исто­рическая, культурная, генети­ческая, есть мы! — лаконично объясняет она свою позицию. — Моя нынешняя задача, как искусствоведа, — поднять пласт современности. Сегодня ведь продолжает писаться история; необходимо успеть зафиксиро­вать, передать потомкам.

Сама же директор музея, надо отдать должное, тоже вносит лепту в общую чашу искусства — она, как автор, не бросает занятий живописью. В большей степени создает по­лотна пастелью и акварелью. Вот только, жаль, не часто — административные функции отнимают массу времени. Вдохновляет, подпитывает ху­дожницу белорусская природа. И в этом снова-таки можно усмотреть возвращение к ис­токам.

— Бесспорно, родной город для меня — Могилев. Но при­езжая в Белыничский район или в западную Беларусь — на родину моих родителей, тоже чувствую себя как дома. Те дороги, запах трав, лип и то­полей, определенные цвета… Все это ни с чем не сравнимо!

Не это ли обращение к кор­ням дает творческий огонь, дарит окрыление и душевный подъем? Ответ на поверхности. Поэтому нет сомнений, что мы увидим еще много персо­нальных выставок Светланы Строгиной, на которых кто-то наверняка узнает и свою малую родину.

Ольга СМОЛЯКОВА