Вопсева, Д. С войной покончили мы счеты… : в Могилеве прошла театрализованная реконструкция боя, посвященная 75-летию освобождения города / Диана Вопсева // Веснік Магілёва. — 2019. — 4 июля. — С. 12.
В Могилеве прошла театрализованная реконструкция боя, посвященная 75-летию освобождения города
Через семьдесят пять лет с того счастливого дня, когда Могилев избавился от ужасов фашистской оккупации, город поднимает в небо флаги. Город вспоминает события той войны — от последних часов мирной жизни до освобождения.
Зритель смотрит реконструкцию с трибун. А я сегодня — военный журналист: в пилотке и гимнастерке, подпоясана кожаным ремнем с тяжелой пряжкой.
Конечно, действие трехмерной картины разворачивается по сценарию: винтовки стреляют вхолостую, захватчики и освободители — отнюдь не враги, играют свои роли, горящую деревню заменили макеты домов. Но сердце нет- нет, а вздрогнет. Я оглядываюсь назад. Пусть с высоты времени мне и не разглядеть то, что видели глаза солдат на настоящих фронтах. Не разглядеть и не описать: нет таких слов.
Могилев 1941-го. Последний мирный день. Лето. Счастливые горожане думают об отдыхе. Звенят школьные звонки. Вечером молодежь — на танцах. Мальчики и девочки ходят группками, отпускают шары в небо, цветастые платья кружатся на ветру.
И вдруг из радиоприемников — громко — голос Юрия Левитана: «Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза!».
В городе хаос. Ледяной страх. Крики: «Война!» Сколько людей бежит мне нравстречу, и все плачут.
Белые платья сменяют калоши, воздушные шары — лопаты. Мужчины, стар и млад, уходят на фронт.
…Участок поля у берега Днепра возле Шмидтовского моста — разделительная полоса между геенной огненной и городом. Но вот гитлеровцы двинулись по июньским полям. Собаки рвут поводки, винтовки — наготове. Как играют мужчины! На лицах — ни тени улыбки. Они суровы и жестоки.
В траве затаились наши, родненькие. И лист не шелохнется.
Я бегу в эпицентр действия. Еще мгновение — и немецкие танки прорвутся! Дыхания не хватает. Тяжело. Ноги каменеют. Осознание того, что это — театрализованное представление, не мешает родиться ощущению страха. Наверное, генетическая память. Вот лежишь в траве, а эта свора идет на тебя. Бежать? Сражаться? Одной против тысячи?!
Прорвались танки, за ними — пехота. Город стал бабьим, а на полях — бои: самолеты штурмуют небо, на земле гремят винтовки. В окопе на сухой земле — молодой солдат с простреленной головой. Сестрички перевязывают раны бойцам. Им, казалось бы, место в институте благородных девиц, а не в окопах…
Оккупация. Территорию обтянули стальной сеткой. Сюда гонят пленных. Люди ожидают выдачи куска хлеба.
Дети голодают. Худыми пальцами счищают кожуру с картофелин и едят. Жадно откусывают, но больше не просят. Особенно одна осталась у меня в памяти, лет одиннадцати. Голову повязала платком, лицо — в саже. Скрестила руки и молится, а вокруг валяются винтовки и обескровленные тела. Вы когда-нибудь бывали в мясных лавках?
…Дождались, Красная армия переходит в наступление!
Зарево пожара в вечернем свете кажется свечой, которую забыли погасить. В окопе солдат говорит мне: «Война, думаю, это тоже жизнь. Кроме смерти есть и другие вещи: женщины рожают детей, вспахиваются поля, роются могилы. Скоро мы победим». Покуда у человека оружие в руке, он надеется. На победу. На жизнь.
Грохочут немецкие пушки. В ответ трещат советские пулеметы.
«За Родину!» Сражение за Могилев вступает в решающую фазу. И вот уже враг разбит. Вчерашние триумфаторы — гитлеровцы понуро бредут с поднятыми руками, медленно переставляя ноги. Среди черной сажи и черных кирпичей слышится: «Победа!». На поле въезжает советский танк, за ним — Победители! Им навстречу белые платки девушек развеваются по ветру, кепки да шапки летят к небу. И такое острое чувство… сердце рвется.
Иду следом за молодой гвардией победителей. На черной земле вижу карманную книжицу. Наверное, во время театрализованного действа выпала из штанин. Читаю: Янка Купала, вершы. Закладка — на 86 странице — на стихотворении «Человек».
На сегодня «с войной покончили мы счеты. Бери шинель — пошли домой!» В будущее. В настоящее.
Диана ВОПСЕВА