В Шинданде, Кандагаре и Баграме…

Пронькина, А. В Шинданде, Кандагаре и Баграме… / Александра Пронькина, Наталья Вострецова // Веснік Магілёва. — 2019. — 13 февраля. — С. 10. 

15 февраля в нашей республике, как и в других странах бывшего СССР, будет отмечаться тридцатилетие вывода советских войск из Афганистана

Афганская война, продолжавшаяся более десяти лет, — трагическая страница в истории белорусского народа и его Вооруженных Сил — больше 750 граждан нашей стра­ны погибли при выполнении воинского долга.

Вернувшимся живыми ребятам, не по годам взрослым, было трудно вновь влиться в мирную жизнь — война за­ставила их многое переосмыслить. Переоценка ценностей всегда болезненна, поэтому отдушиной для них стало

общение с такими же ветеранами. Итог общения не замедлил быть. С 1987 года по инициативе воинов-интернационалистов в первое воскресенье апреля начал проводиться День памяти, а 13 февраля 1995 года Указом Президента Республики Беларусь № 57 15 февраля

— официальный День памяти воинов-интернационалистов. Сегодня, в канун этой даты, мы даем слово тем, кто вернулся, не пропал в водовороте лихо­летья, и вспоминаем тех, кого уже никогда не будет с нами…

Он не любит вспоминать о войне

С самого начала движения во­инов-интернационалистов Мо­гилева Валерьян Третьяков был самым активным и неравнодуш­ным «афганцем». Не жалея сил и времени, он помогал тем, кто отслужил в горячих точках и вер­нулся домой.

Многие годы он — председатель городской ветеранской организа­ции воинов-«афганцев». В офисе, расположенном на ул. Ленинской, 10, всегда многолюдно. Сюда при­ходят не только «афганцы», но и члены семей погибших, инвалиды той далекой и такой близкой для них войны… У многих проблемы со здо­ровьем, другим нужно помочь с тру­доустройством. Председатель орга­низации всегда старается выслушать каждого, кто пришел в офис, и,по возможности, помочь.

А еще у него есть медаль «За отвагу», но о войне он вспоминать не любит…

Забыть прошлое невозможно

Николай Бобров — председатель первичной орга­низации общественного объединения «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане «Могилевхим- волокно» и заместитель председателя областной ор­ганизации.

Он знает всех участников войны в Афганистане, обща­ется как с работниками своего предприятия, так и други­ми сослуживцами, которым нужна поддержка, помощь, консультация, а иной раз — простое человеческое обще­ние, разговор по душам.

Когда началась война в Афганистане, Николай служил срочную в 39-й отдельной десантно-штурмовой бригаде, затем в составе батальона этой бригады был направлен в

149 гвардейский мотострелковый полк. Разведчик участвовал в боевых операциях, уничтожал бандитов… Душманы минировали дороги, по которым доставлялась боевая техника, провизия и медикаменты для советских войск. В памяти Николая Степановича остались ночные дежурства, обстрелы, тяжелые бои…

Родным он не говорил о смертельной опасности службы в Афганистане, писал, что все хорошо: погода жаркая, солдаты отдыхают, загорают, несут обычную службу. В действительности же все было наоборот. Поэтому, придя из армии, рядовой Бобров уничтожил все свои письма, которые писал домой. Ведь в них была не вся правда о событиях, которые ему довелось пережить.

Не раз еще в своей жизни Николай Бобров смотрел в лицо опасности. Есть в его биографии и странички, связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1986 году он работал в деревнях Малиновка и Чудяны Чериковского района, которые спустя время закопали…

«Могилевхимволокно» — главное место работы Николая Степановича. Здесь он встретил свою судьбу, Наталью Владимировну. В их дружной семье две дочки и два внука, которым он иногда рассказывает о войне… Данила и Артем любят примерять армейскую форму любимого дедушки  герой и самый добрый в мире человек.

Жить здесь и сейчас

Вряд ли найдется хоть один студент факультетов физвоспитания и филфака Могилевского пединститута второй половины 80-х, который не вспомнил бы энергичного заводилу, певца и гитариста Юрия Ладутько и его коронную песню «Шурави».

Сегодня он работает инженером на шкловском заводе газетной бумаги». А в мятежной юности два года служил под Кабулом в пред­местье «Теплый стан». Его горно­стрелковый батальон выполнял различные боевые задачи, а сам он видел много тяжелых ситуаций и терял в боях своих товарищей…

О боевых подвигах красноречиво говорят награды, в их числе — ме­дали «За отвагу», «За боевые за­слуги». Стал офицером и его сын, который с детских лет многое знал о войне и о том, как нелегко быть военным, но не испугался этого.

Юрий Ладутько вполне счастлив на мирном поприще. С гордостью говорит о том, что на бумаге, кото­рую выпускает Шкловский завод, печатаются все могилевские газе­ты. В свободное время он ходит в

Дом спорта — в бассейн и на тренажеры, старается приобщать к здо­ровому образу жизни своих друзей — воинов-интернационалистов.

Встречаясь с боевыми друзьями, Юрий Антонович всегда берет ги­тару и вспоминает песни, которые пел в юности. Забыть прошлое не- , возможно, но важно научиться жить здесь и сейчас. Ему это удается.

На связи с однополчанами

Сегодня на «Моготексе» ра­ботают семь бывших воинов- интернационалистов. Все они — члены первичной организации ветеранов войны в Афганистане, которую возглавляет Александр Козлов, более трех десятков лет проработавший помощником ма­стера. Сейчас он с увлечением ремонтирует автомобили.

Вспоминая службу под Кабулом в провинции Газни, где приходилось охранять пехотный полк, оказывая артиллерийскую огневую поддерж­ку своим товарищам, Александр говорит, что очень сложно было при­выкнуть к сильной жаре. В военной форме, в сапогах, с автоматом и боеприпасами в сорокаградусную

жару приходилось преодолевать километры дорог. В одном из боев он был ранен…

Сегодня «афганец» поддерживает тесную связь со своими одно­полчанами — переписывается с ними в социальных сетях. Иногда во­ины-интернационалисты собираются вместе, чтобы вспомнить годы, когда довелось исполнять воинский долг, и тех, кто навеки остался молодым, увековечив свое имя подвигом.

Дорога Москва-Могилев

Валерий Дулебенец стоял у истоков создания организации вои­нов-интернационалистов, служивших в Афганистане, и возглавлял организацию с 1989 по 1992 год.

Сослуживцы не оставляли вниманием семьи погибших товарищей по оружию, поддерживали их. Отслужившие в Афгане парни мечтали соз­дать свою Аллею памяти… В 1989-м на набережной Днепра был возведен мемориал, возле которого ежегодно собираются воины-интернациона­листы, отдавая дань памяти героям войны в Афганистане.

Со временем у общественной организации, которая насчитывала бо­лее полутора тысяч человек, появился свой офис. Сюда приходили для общения, решения насущных проблем. Каждый имел удостоверение, да­вавшее право на бесплатный проезд в транспорте, лечение в санаториях, 50%-ю скидку на лекарства, льготу на уплату подоходного налога. Прак­тически все «афганцы» улучшили свои жилищные условия. На работе они имели возможность взять отпуск в любое удобное для них время года. В Могилеве они сами участвовали в строительстве жилищного кооперати­ва, производили реконструкцию дома на ул. Ленинской.

В мирное время Валерий Дулебенец работал в управлении механиза­ции, учился на юрфаке в БГУ, подрабатывал внештатным корреспондентом на областном радио. Более двух лет отработал в Могилевском КГК, в течение десяти лет был председателем КГК в Гомеле. Затем уехал в Москву, где на тот момент жила его семья. Активно занялся политикой, на протяжении нескольких лет работал на госслужбе. В его большой семье трое детей и четверо внуков.

В Джелалабаде, где он служил в 103 воздушно-десантной дивизии 357 парашютно-десантном полку, опасность поджидала на каждом шагу. Но ему отчаянно везло. И после окончания службы, когда весь при­зыв отправился домой, ему еще предстояло задержаться в Афганистане, чтобы обучать молодых бойцов. Валерий Евгеньевич вспоминает, как их часть нарвалась на крупные силы душманов. Прервалась связь — была прострелена рация. Молодые бойцы растерялись, не знали, как действовать в сложной ситуации. В этом бою трое сослуживцев были ранены… Им тогда повезло — боевые товарищи вовремя пришли на помощь.

Сейчас, приезжая в Могилев, Валерий Евгеньевич интересуется жизнью и здоровьем сослуживцев, стара­ется не терять связь с теми, кто за годы службы стал близким и родным. Время и расстояние — не преграда для тех, кто прошел огненное пекло войны в чужой стране, но не сломался, выжил и продолжает жить.