Учителя считали мое занятие музыкой чем-то несерьезным…

Демидчик, Я. «Учителя считали мое занятие музыкой чем-то несерьезным…» : [беседа с могилевской цимбалисткой Яной Демидчик] / Яна Демидчик ; беседовала Анастасия Рыженкова // Магілёўскія ведамасці. — 2019. — 7 марта. — С. 6—7.

Услышать игру 21-летней цимбалистки Яны Демидчик мне посчастливилось по воле случая. И, к сожалению, всего однажды. Но этого раза сполна хватило, чтобы восхититься, ВДОХНОВИТЬСЯ, поразиться и удивиться. Во- первых, столь виртуозной и талантливой игре. А во-вторых, тому, что, оказывается, цимбалы могут звучать так красиво и необычно!

 Яна дважды является сти­пендиатом специального фон­да Президента РБ по поддерж­ке талантливой молодежи, а также лауреатом республикан­ских и международных конкур­сов. В традиционный белорус­ский инструмент, являющийся самобытным символом нашей земли, молодая могилевчанка влюбилась с первого аккорда. Об этом чувстве, как оно воз­никло и почему со временем стало только сильнее, нам и рассказала студентка 3 курса Могилевского филиала Бе­лорусской государственной академии музыки.

Помню, что из всех ин­струментов, увиденных мной в музыкальной школе, именно цимбалы понравились больше всего: запомнились необыч­ным видом, а спустя время поразили и своей многогран­ностью звучания. Это очень редкий инструмент, и мало кто его выбирает. Именно это привлекло меня. Так я и влюбилась в мир музыки. Но сначала в моей жизни был настольный теннис. Родите­ли захотели, чтобы, помимо спорта, появилось что-то еще. Так, в возрасте восьми лет я оказалась под крылом талантливого педагога Татьяны Покровы. Она и познакомила с инструментом, изменившим мою жизнь. Сказала: если начну углубленно заниматься цимбалами, то ждет большое будущее. Пришлось оставлять что-то одно: либо спорт, либо музыку. Мне нравилось и то и другое. Но выбор пал на сферу искусства.

 Когда-нибудь жалели о своем выборе?

Скажу честно — такие моменты были, но в самом начале моего пути. Все дава­лось не сразу и не просто. Я допускала различные ошибки, какие-то погрешности. Му­зыканту необходимы такие качества, как артистичность, харизма, смелость, умение справиться с волнением и свободно чувствовать себя на сцене. Некоторые рождаются с этим, некоторые воспиты­вают. Мне пришлось учиться усидчивости, скрупулезности. И вот когда упорная работа начала приносить свои плоды в виде грамот, призов — все сомнения по поводу выбора исчезли. Мне понравилась сцена, внимание,понравилось ощущение, что у меня есть не­что особенное, выделяющее. Правда, работать над собой приходится ежедневно.

— Расскажите про ваши выступления: что испытыва­ете, выходя на сцену, каков критерий хорошей игры, чьи произведения любите исполнять и где черпаете вдохновение?

— Перед выходом на сцену всегда жутко волнуюсь. Думаю, что так происходит у каждого выступающего. Но перед зри­телями собираюсь с мыслями, делаю вдох-выдох, успока­иваюсь и начинаю играть — полностью погружаюсь в му­зыку, растворяюсь в мелодии, стараюсь сделать так, чтобы публика поняла, что я хочу ска­зать, что хочу донести. Выбрав этот путь, уже нет возможно­сти потерпеть неудачу. Еще я всегда вспоминаю слова моего молодого человека, который также является музыкантом: «Если ты выходишь на сцену, то должен играть несмотря ни на что. Пути назад нет». Это успокаивает, придает силы — и волнение пропадает. Сцена заряжает меня энергией. Но эмоции зависят от настроения произведения. Если я сделала все, что могла, все, что от меня требовалась, осталась доволь­на и получила поддержку зри­телей — выступление удачное.

Мне очень нравится ком­позитор Дмитрий Смольский — обожаю все его концерты! Также восхищаюсь неповто­римым, своеобразным стилем Вячеслава Кузнецова, смысл произведений которого может понять не каждый. Вдохно­вение черпаю из общения с близкими людьми: семьей, друзьями. Они всегда под­держивают меня, придают сил.

Почему решили посту­пать именно в БГАМ (МФ)? Что дает вам это учебное заведение?

Поступила сюда сразу после окончания Могилев­ского государственного му­зыкального колледжа имени Н.А.Римского-Корсакова. Одним из поводов послужило то, что в БГАМ (МФ) работают замечательные педагоги по специальности и концертмей­стер, который ведет меня практически на протяжении всей моей музыкальной жиз­ни, — это Лилия Самарцева. Занимаюсь у нее с самого детства. Но главной причиной является любовь к Могиле­ву, да и не хотелось куда-то уезжать от родных. Другие учебные заведения даже не рассматривались.

Учиться здесь мне очень нравится. Академия дает многое. Тут хорошие препо­даватели, интересные пред­меты, творческое, креативное, своеобразное окружение. С тобой действительно работают педагоги, они заинтересованы в том, чтобы чему-то научить. Это очень важно.

Мой факультет называется «Струнные народные щипко­во-ударные инструменты», специальность «цимбалы». До выпуска осталось всего два года. Сейчас я параллельно работаю в оркестре Леонида Иванова. По окончании акаде­мии буду не только педагогом, но и артистом оркестра.

Влияла ли музыка когда- то на успеваемость в школе? Сколько часов уходит на за­нятия в академии и вне ее? Есть ли свободное время?

На успеваемость в школе музыка не влияла. Я не была отличницей, но и не самой плохой, что-то среднее. С вы­бором будущего определилась уже в восьмом классе. Но учителя считали мое занятие музыкой чем-то несерьезным, что это всего лишь хобби. Однако мне нравилась только музыка, и родители меня под­держали.

В академии занятия у нас либо утром, либо после обеда, по специальности — два раза в неделю. Но все равно на цимбалах я играю каждый день — поэтому нахожусь здесь до­поздна. Хорошо, если попадаю домой хотя бы к одиннадцати вечера. Такой режим у меня еще с музыкальной школы, поэтому особо привыкать не пришлось. Повезло, что она находилась рядом с домом — и я бегала заниматься буквально на каждой перемене в школе или сразу после уроков. Меня там уже все вахтерши воспри­нимали как родную, всегда уго­щали чайком. В академии все точно так же. В выходные дни учебное заведение работает, конечно, не до одиннадцати вечера, но я также стараюсь позаниматься по максимуму. Можно сказать, что это даже не второй, а мой первый дом. Уже практически прописали здесь (смеется). Конечно, родители поначалу волнова­лись, да и молодой человек ревновал, что больше уделяю времени музыке, но потом это прошло, они стали понимать и уважать мой выбор.

Вне учебного заведения за­нимаюсь по 3-4 часа каждый день. Это является обязатель- ным условием, если хочешь чего-то добиться в сфере музыки.

Как проводите свобод­ное время?

В свободное время люблю поиграть в настольный теннис. До сих пор не оставила его полностью. Спорт расслабля­ет, помогает отвлечься. Еще могу порисовать или засесть с интересной книгой. Очень нравится Пауло Коэльо. Соби­раю свою маленькую коллекцию его творчества. Помимо цимбал также играю на фор­тепиано и немного на баяне. Когда есть настроение, сажусь за клавишный инструмент и даже пробую что-то сочинять. С баяном познакомилась во времена колледжа, а с фор­тепиано еще в музыкальной школе. Иногда нравится по­слушать классику, но вообще я меломан.

Расскажите, пожалуй­ста, про конкурсы, награды и дипломы:

На конкурсы я начала ездить еще со времен му­зыкальной школы. Как уже говорила, именно результат в виде первых мест и дал понять, что выбор в сторону музыки я сделала не зря. Принимала участие в III Открытом форуме цимбалистов «Сярэбраны звон цымбалаў» — диплом лауреата; затем в областном этапе VI От­крытого форума цимбалистов «Сярэбраны звон цымбалаў»; в VI Республиканском открытом конкурсе исполнителей на народных инструментах имени И.И.Жиновича — взяла Диплом первой степени; в международном респу­бликанском конкурсе игры на многострунных инстру­ментах, который проходил в г. Пскове, — также заняла первое место.

Вы больше любите играть сольно или с орке­стром?

Мне нравятся оба вари­анта. И в сольном исполне­нии, и в групповом есть свои особенности. Когда играю в оркестре, то получаю заряд непередаваемой энергетики не только от публики, но и от других музыкантов. Осоз­нание себя частью чего-то целого, чего-то прекрасного создает некое особое, непо­вторимое настроение. Когда играешь сольно, то акцент только на тебе и именно ты один должен суметь впечат­лить весь зал.

Также люблю выезжать с оркестром на выступления в другие города и страны. Хорошо запомнился Тал­лин. Очень красивый город. Нас тепло и гостеприимно приняли. Но больше всего впечатлило, когда мы на­ходились на сцене, еще не успели доиграть, а зал уже заходился в бурных овациях, все кричали «браво»!

Каждый год мы с орке­стром ездим в Москву. Даже выступали в Кремле. Не думала, что однажды туда попаду. Огромнейший зал, забитый публикой. Это не­возможно описать! Еще вы­ступали в Санкт-Петербурге.

У вас есть мечта?

Наверное, такой гло­бальной мечты пока нет. Но, например, я очень люблю пу­тешествовать. И в настоящий момент мечтаю побывать в Дубае. Очень впечатлил меня этот город. Еще хочется по­сетить Париж и Нью-Йорк. Пока была только в Болга­рии, Эстонии и России.

Но, несмотря на мою лю­бовь к путешествиям, из Бе­ларуси и вообще из Могиле­ва я уезжать не хочу. Всегда сильно тоскую по Родине, по близким людям, по дорогим сердцу местам, в которые хочется возвращаться и забывать обо всех пробле­мах. Даже окончив учебное заведение, планирую жить в Могилеве. Если появят­ся какие-то перспективы, которые будут вдохновлять больше, чем нахождение здесь, то, может быть, еще подумаю. Но хочу остаться здесь — очень люблю этот город.

Чего ждете от буду­щего?

Не представляю свою жизнь без музыки. Я хочу работать в оркестре, ездить на различные выступления. Но также планирую стать педагогом в музыкальной школе, учить деток музыке, передавать свой опыт и зна­ния младшему поколению.

А еще я бы хотела по­казать свой инструмент как можно большему количеству людей, рассказать о нем, о его возможностях.

Я из тех людей, которые не заглядывают в будущее. Каждый свой день я стара­юсь наполнить впечатлени­ями и событиями.

Анастасия РЫЖЕНКОВА.