РАДИ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТИ

Гришанова, Л. Ради сохранения памяти : [могилевчанин-краевед В. Короткий] / Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці. — 2020. — 14 января. — С. 13.

Могилевчанин Василий Короткий собрал более трехсот имен из «кроны» родового дерева и продолжает поиск родственников и фактов из их судеб практически каждый день. В составлении родовода Василию Игоревичу помогает профессиональный опыт: мужчина окончил среднюю специальную школу милиции и Высшую школу МВД СССР, служил, в частности, начальником Чаусского РОВД.

— Когда через пару лет после окончания школы милиции меня перевели работать в Белыничи, то не просто чувствовал себя как рыба в воде, — вспоминает собеседник.

— Передо мной старики шапки снимали — из уважения к моим предкам…

Василий Короткий родился и вырос на Белыничской земле. Своей малой родиной он называет деревню Эсьмоны.

Внуки священника из Санкт-Петербурга

Примерно в 2015 г. в д.Эсьмоны приехала иномарка с российскими номерами. В тот день приезжим повстречался на пути Василий Игоревич. Люди поинтересовались у незнакомца наличием старожилов в деревне, знающих ее историю.

— Я и есть старожил, — отрекомендовался краевед Короткий, которому тогда шел седьмой десяток лет.

Когда гости и местный житель разговорились, то выяснилось, что приехавшие приходятся потомками священнику, служившему когда-то в Эсьмонском храме и в Белыничах, где преподавал Закон Божий. Их интересовало, сохранилась ли церковь, а если нет — то где стояла, а также где жил священник.

—  Наша Свято-Троицкая церковь сгорела во время войны, — пояснил Короткий. — Чудом сохранилась ее фотография 1940 года. Священник жил на «участке» — так в Эсьмонах называют местность за речкой. Василий Игоревич показал гостям место, где стоял дом священника. На прощание внуки батюшки подарили своему проводнику копии семейных фотографий. На одной запечатлен молодой человек с супругой, на другой — их трое детей, на третьей — пожилой священник о. Николай Бабенко среди девочек.

— Среди учениц, запечатленных с батюшкой, я узнал свою тетушку — Ольгу Семеновну Храновскую. Вот она — вторая слева, внизу. Снимок сделан примерно в 1916-1917 годах. Тете на нем около 10 лет. Она происходила из дворянского рода. Потомки священника так расчувствовались от нашей встречи, что дали мне деньги с просьбой: «Установите поклонный крест».

Бывший сотрудник милиции рассказывает о том, как на местной пилораме заказал дубовые брусья. Договорился с мастерами, которые полгода изготавливали крест.

— Восемь человек несли крест к месту воздвижения — на въезде в деревню. Забетонировали для надежности его основание. Настоятель храма из Белынич отец Сергий Маслов привез икону, закрепили ее на кресте. Батюшка освятил нашу святыню.

Василий Короткий еще в 2000 г. возглавил Эсьмонский церковный приход, собирал подписи сельчан, ратовавших за открытие храма. Верующим передали здание бывшей почты, которое они отремонтировали, соорудив над ним купол с крестом.

— Я в те годы служил оперуполномоченным уголовного розыска в Могилевском УВД, меня называли «перевертышем», — делится пожилой человек. — Церковные хлопоты отразились неблагоприятно на моей служебной карьере.

Василий Игоревич ни о чем не жалеет, ведь он служил честно. Открытия храма в Эсьмонах он добивался ради земляков и сохранения их веры, ради молитвенной памяти о предках.

О фресках в монастыре и охоте на медведя

Василий Короткий сожалеет о том, что Белыничская земля утратила древний монастырь, где находилась чудотворная Белыничская икона Божией Матери. Он помнит, как добивали главный храм монастыря, а обломки кирпича самосвалами вывозили в Задруцкую Слободу (сегодня окраина райцентра — авт.) для благоустройства дороги: ямки засыпали.

— В 1978 году я работал в уголовном розыске Белыничского райотдела, — вспоминает ветеран МВД. — Обратил внимание, что какие-то люди заходят в развалины, остававшиеся от монастырских построек. Пошел вслед за ними, спросил, что они делают. Ответили, что снимают фрески, чтобы их сохранить для потомков. То ли в Минск, то ли в Москву собирались вывозить их. «Мы проконтролируем, куда вы их повезете», — на всякий случай припугнул реставраторов. Они были очень удивлены тем, что раньше никто не интересовался их деятельностью, а здесь пожаловал человек в форме.

В Воскресенскую церковь, как называли православные храм, построенный некогда католиками для чудотворной иконы, ходили на службы еще дедушка и бабушка Василия Короткого.

— Дед по линии мамы, Семен Ипполитович Храновский, служил офицером связи в царской армии на Дальнем Востоке. В деревне Поповцы Шкловского уезда у его отца находилось имение, — делится семейными воспоминаниями Василий Короткий. — Как-то лесник организовывал для барина охоту на медведя. Охотники привезли убитую медведицу во двор к леснику, а там была моя будущая бабушка Вера Лаврентьена, дочь лесника. От жалости к медведице она заплакала. Панич успокоил девушку. «Какая красавица», — отметил он и поинтересовался,сколько красавице лет. Оказалось, что 16 годков. Семен прислал сватов к девушке. После их женитьбы отец молодого продал имение, а деньги отдал двум сыновьям.

На отцовские деньги Семен Храновский построил в Белыничах двухэтажный дом, после выхода в отставку работал начальником местной почты.

Поросль рода Храновских

Супруги Храновские родили и растили 10 детей. В 1925 г. Семен Ипполитович скоропостижно умер от воспаления легких. В то время старший сын Дмитрий учился в Витебском пединституте, остальные — в школе. Бабушка Василия Короткого продала дом в Белыничах и купила другой — в д.Эсьмоны. Все дети Храновских получили образование.

Старший Дмитрий стал секретарем первой комсомольской организации в районе.

-Комсомольцы про него даже песню сложили со словами: «Убили Воровского, но не убьете Храновского», — повествует собеседник,- Потом он уехал в город Шахты, где тоже возглавил комсомольскую организацию. Оттуда дядьку послали учиться в академию, которую он окончил с отличием. Дмитрий Храновский работал старшим контролером Комитета госконтроля СССР, был ответственным за высокочастотную связь в Москве. В 1954 году его наградили орденом. После того, как Дмитрий Семенович не поддержал Хрущева, его отправили на заслуженный отдых с выплатой персональной пенсии.

Ольга, которая запечатлена на фото со священником, до войны тоже окончила Витебский пединститут, в Белыничах вышла замуж за второго секретаря райкома партии Николая Володько, который погиб на фронте. Ольга Семеновна более 40 лет работала учительницей в СШ № 1 райцентра.

— Во время Великой Отечественной войны Ольга Володько была связной партизанского отряда Жунина, — поясняет племянник и перечисляет далее образование родственников: — Василий окончил Ленинградский авиационный институт, Иван — Ленинградский горный институт, Надежда — Киевский мединститут, Мария — Могилевскую фармацевтическую школу с красным дипломом, моя мама, Ирина, — Могилевский педтехникум, Татьяна — техникум мясо-молочной промышленности. Младшая Анна воспитывалась в Москве в семье брата Дмитрия, где окончила школу с золотой медалью. Младший Леонид после пограничного военного училища служил, как и его отец в молодости, на Дальнем Востоке.

«Родительский дом, начало начал…»

Родители Василия Игоревича были педагогами. Отец, Игорь Игнатьевич, родился в д. Дуккоры Минской области. После семилетки он работал на строительстве железной дороги Минск-Осиповичи, дотом поступил в Могилевский педтехникум. В 1930 году окончил его и приехал трудиться директором Эсьмонской семилетней школы.

— Мама работала в этой семилетке учителем начальных классов,- рассказывает Короткий. — Мама прожила долгую жизнь — 91 год, родила 9 детей, на ноги с отцом поставили восьмерых. Я из всех самый младший. Моей сестре Ольге в 2020 году исполняется 85 лет, из которых полвека она отработала фармацевтом в Минске. Брат Валерий, родившийся в 1940 году, стал заслуженным работником машиностроения, награжден орденом Трудовой Славы. Галина, Владимир и Святослав ушли из жизни. Нелли живет в Минске, Вячеслав работал экономистом. Вы уже поняли, что у меня много родственников. Многие участвовали в Великой Отечественной войне. Расскажу только один случай из их биографий, запавший в душу.

Двоюродный брат матери Василия Короткого Яков Лаппо партизанил в Круглянском районе вместе с женой Софьей и тремя детьми. Младший был грудным младенцем.

Когда каратели с собаками окружили партизан, загнав их в болото, то командир приказал утопить младенцев, чтобы они плачем не выдали остальных. Пришлось выполнить приказ командира.

Василий Короткий не только хранит память о родственниках, но и стремится поделиться воспоминаниями о них с другими людьми, пишет заметки в Белыничскую районную газету «Зара над Друццю», мечтает издать книгу о своём родоводе, который неотделим от истории малой родины.

Людмила ГРИШАНОВА.