Право учить

Кубека, В. Право учить : [Народный учитель Беларуси В. А. Барашков] / Виктор Кубека // Магілёўскія ведамасці. — 2020. — 21 января. — С. 4—5. 

Полугодовая программа пройдена. Четвертные оценки выставлены. Чем заняться на последнем уроке физики перед зимними каникулами?

Задай этот вопрос любому учителю и ученику, нашлось бы множество вариантов ответов. Но то, как проходит такой урок физики в Могилевском областном государственном лицее №1, где преподает ее пока единственный Народный учитель нашей страны (это почетное звание было учреждено не так давно) Валерий Васильевич Барашков, не угадал бы никто. А на нем лицеисты… поют под гитару песни о физиках и своей альма-матер и играют «в снежки». Правда, нынче эти снежки превратились в чистую символику: снега-то так и не дождались в декабре. Но традицию ни лицеисты, ни преподаватель не нарушили. Только в роли снежка оказался… теннисный мячик. Да и сами «снежки» тоже символичны. Они проходят так, что получивший такую «отметину» ученик должен задать учителю самый сложный вопрос по физике, на который он только способен.

— Подчас ребята ставят меня в тупик, — признается Валерий Васильевич. — Вот однажды пришлось отвечать на вопрос, что такое вакуум. Нет, как его определяют ученые-физики, процитировать труда не составляло. Но ведь объяснить надо было ребятам так, чтобы они не определение усвоили, а четко поняли вакуум, как субстанцию, может быть, даже почувствовали его.

Да и песни на этом необычном уроке особенные: известный марш студентов-физиков Владимира Высоцкого, а также песня на стихи Анатолия Батюлева, в которой есть замечательные строки, ставшие квинтэссенцией в методике преподавания Барашкова: «Да не зубри ты физику упрямо — зубрежка до добра не доведет». Поэтому и считает он, что главное для учащегося не усвоить термины и явления науки, а понять их сущность, ощутить ее, почитай что, физически. Ведь для Валерия Васильевича все, что вокруг нас, — есть физика или тесно связано с ней. И чтобы это поняли его ученики, старается донести не только словами, объяснениями явлений, но и наглядно продемонстрировать эти явления. Так, на первый взгляд, нехитрый приборчик весьма убедительно показывает, что такое колебание, от чего зависит его амплитуда.

Хитро улыбаясь, Барашков спрашивает, без чего автомобиль не сможет поехать. И слушает варианты ответов, пока не услышит верный: без колес. А потом покажет, что и без колес по желобу вверх могут двигаться посредством колебаний определенные механизмы. Тут уж хочешь не хочешь, а из любопытства заинтересуешься. А заинтересовавшись — поймешь явление как таковое.

Лаборатория Валерия Васильевича, которая находится сразу за кабинетом физики, скорее похожа на мастерскую. Здесь все в беспорядке, но все, что называется, под рукой: любой предмет хозяин найдет с завязанными глазами. А ближе к мастерской по сути она еще и потому, что вся наглядность, демонстрируемая на уроках физики, сделана здесь и своими руками.

Вот в таких подходах к преподаванию физики весь Барашков. Наверное, строгий инспектор в его методиках, сравнивая их с общепринятыми в системе образования, нашел бы огромное количество «изъянов». Но они приносят эффект, которого достигают далеко не всякие педагоги. За время работы в областном лицее N°1 Валерий Васильевич подготовил 99 победителей областных олимпиад по физике, 77 его учеников побеждали на республиканских, а 9 удостоились медалей всех достоинств на международных состязаниях юных физиков, проходивших в Норвегии, Канаде, Исландии, Англии, Турции и других странах. И все они в дальнейшем не затерялись, а стали видными учеными, исследователями. Скажем, Андрей Кузьмин уже несколько лет возглавляет Объединенный институт энергетических и ядерных исследований «Сосны» Национальной академии наук Беларуси.

— Еще учась на физфаке Белгосуниверситета, Андрей уже имел семнадцать публикаций, связанных с физикой хаоса, в серьезных научных журналах, — рассказывает Валерий Васильевич. — Поэтому при защите дипломного проекта комиссия предложила зачесть его как кандидатскую диссертацию. А с одним из известных профессоров в процессе защиты случился казус: обращаясь к коллеге, он спросил: «О чем дипломант говорит, вы понимаете?» Настолько необычными оказались исследования в выбранной Кузьминым области физики: в хаосе найти порядок.

А приметил паренька еще в лагере «Зубренок» тогдашний директор Института физики и ядерных исследований Вячеслав Иванович Кувшинов и взял над ним своеобразное кураторство. И вот что из этого сотрудничества вышло.

Не скрою, приходилось слышать от завистников, что успех Барашкова, так сказать, камерный, поскольку он работает сугубо с олимпиадниками — детьми априори одаренными. Такие разговоры велись в то время, когда он преподавал в профильных классах, где изучению физики отводилась львиная доля учебной программы. Тогда половину белорусской команды на всесоюзных олимпиадах составляли могилевские лицеисты. Но, во-первых, из просто способных выделить гениальных — это тоже умение педагога. А во-вторых, посредственный учитель просто не сможет довести их до уровня глубочайших знаний в физике.

Уже несколько лет Валерий Васильевич, наверное, в первую очередь в силу возраста работает не столь интенсивно, дает всего несколько часов в неделю в так называемых непрофильных классах лицея. Это значит, что особо одаренных «физиков» среди его учеников определить трудно. Но от вчерашних выпускников и от руководства вузов, в которых они сейчас обучаются или работают, приходят в его адрес благодарственные письма. Одно из них, последнее, — из Национального исследовательского ядерного университета, в котором отмечено «высокое качество подготовки школьников, поступивших и обучающихся в вузе». А еще учитель показал письмо, пришедшее из Америки от бывшего ученика, который там занимается биофизикой. «Вы открыли Вселенную для меня, — пишет Егор Савич. — Все приходит и уходит. Физика остается. Спасибо!»

— Конечно, получать награды приятно, — заметил при этом Валерий Васильевич. Кстати, у него их немало на правительственном уровне, не говоря уже о министерских и областных: от ордена Трудовой Славы III степени до звания заслуженного учителя Республики Беларусь и лауреата премии им.. Н.К.Крупской. —Они как бы еще раз подтверждают правильность твоего выбора, результативность педагогических усилий. Но еще приятнее получать вот такие письма.

Однако одну благодарность за активное участие в мероприятии, посвященном проблемам образования и направлениям его дальнейшего развития, Барашков комментировал с долей сожаления.

— Завели разговор о том, как повысить статус учителя, — начал он. — Многое предлагали: от увеличения заработной платы до повышения социального статуса. На мой же взгляд, свой педагогический статус формирует сам педагог. И никакие циркуляры и постановления ему не помогут. Понимание этого пришло ко мне еще тогда, когда учительствовал в Осиновской десятилетке, что в Чаусском районе. Ребята, мои ученики, вроде бы и считали авторитетом. Но когда в одну из уборочных кампаний сел на комбайн и поработал плечом к плечу с их родителями, тогда и нужный социальный статус приобрел. Деревня признала.

А еще Валерий Васильевич рассказал о том, как сокрушался один профессор педвуза по поводу низкого уровня подготовки кадров учителей. «Чувствую себя преступником», — сделал вывод он.

Хотя мой собеседник считает, что в нынешних условиях ситуация педагогического неуспеха в принципе запрограммирована не только по причине того, что в педагоги идут люди не по способностям, но и в силу быстрого устаревания информации. И для того, чтобы ее исправить, у него существует целая теория. Она подразумевает три условия, связанных с безопасностью.

Первое — психологическая безопасность. Ее разрушает интернет. Воздействие соцсетей на психику человека весьма отрицательно. Ученые подсчитали, что с ним связано более двухсот искажений мозга. А от того, как функционирует этот «штаб» человека, зависит и работа всего организма, и его долговечность, т.е. продолжительность жизни.

Второе условие — обеспеченная среда. Здесь тоже не все на уровне, но с этим еще можно мириться. А третье — среда должна быть стимулирующей к познанию. И до тех пор, пока ученик будет объектом, а не субъектом обучения, проблема эта останется. Ведь пройти школьную программу и обучить предмету — как говорят в Одессе — две большие разницы. Настоящие знания состоят не только из усвоения каких-то постулатов науки, но и из умения мыслить. Именно этому труднее всего научить, развить творческие начала в юной душе. Несколько ностальгируя по недавнему прошлому, Валерий Васильевич вспоминает времена, когда в школах было до двух десятков ставок кружковой работы. В этих кружках ребята не только удовлетворяли свои интересы к определенному роду деятельности, но развивали мышление, наконец, приобретали навыки изготовления.

Сейчас кружки остались лишь в педагогических воспоминаниях. Их «упразднил» лозунг о том, что нужны не рабочие руки, а разум. Но ведь созданное разумом в реальности воплощается именно умелыми рабочими руками. И одно другому — не помеха.

Говоря об этом, Барашков вспоминает, с чего началось его самообразование. Посыл к нему дала учительница математики Диана Константиновна Алейникова, предметом которой тогдашний восьмиклассник увлекся по-настоящему. А вместе с ним — и шахматами, в них находил логическое воплощение этой науки. Почитал немало литературы и вскоре обыгрывал уже маститых шахматистов. И сегодня, советуя своим ученикам, как стать всесторонне эрудированным человеком, он утверждает, что для этого каждый должен прочесть шесть основных книг. Ну, книг — не в буквальном смысле, а в фигуральном: скорее, это означает приобрести знания в шести областях жизни. И шахматы вкупе с математикой были его первой «книгой».

Второй стала музыка. Гармония звуков, мелодика всегда подчиняется какой-то логике. Поэтому сейчас Валерий Васильевич прилично играет на гитаре, у него приятный тембр голоса. Но, считает, здесь он недобрал знаний и умения, можно было более упорно заниматься.

Третья «книга» — его любимая физика. Ею увлекся на третьем курсе пединститута. И начал с теории поля. Прочел 500-страничный научный фолиант, признается сейчас, и ничего не понял. И только при повторном чтении, что называется, с карандашом в руках, пришло какое-то понимание. Оно, кстати, пригодилось во время работы в Институте физики НАН, которому Барашков отдал три года.

Но с основным своим занятием определился, когда начал изучать четвертую «книгу», — увлекся педагогикой. Это увлечение не только осталось у него на всю дальнейшую жизнь, но и продолжается как практически, так и, если можно сказать, теоретически. Случалось, что он перечитывал по 20-30 трудов по педагогике. И не только перечитывал, но и конспектировал их. Естественно, такое образование оказалось почище всяких диссертаций. Поэтому, в свое время окончив аспирантуру, Валерий Васильевич «остепеняться» не стал. Чистая наука осталась в стороне. Зато гордится своими учениками. И не только теми, кто приобрел известность среди физиков. Потому что все они стали настоящими людьми.

— Был такой случай на областной олимпиаде, — не без гордости вспоминает Барашков. — Одна из задач, поставленных перед участниками, имела неправильное решение. К нему пришли многие. Но мои, покумекав, нашли правильное. И после этого подали апелляцию в жюри олимпиады. Члены его были немало удивлены требованием ребят за первоначальное неправильное решение значительно снизить им итоговые баллы. Пришлось разбираться, что к чему. Баллы конкурсантам не снизили, но научная честность ребят покорила жюри. Как говорится, Платон мне друг, но истина дороже.

Сейчас Валерий Васильевич увлечен изучением пятой «книги». Он заинтересовался проблемами деятельности человеческого мозга. И открыл для себя много нового. Поэтому его суждения об интернете, информационной загруженности, о связи мозговой деятельности и физического состояния людей никак в разряд дилетантских не отнесешь. С этой Целью он перечитал все книги доктора Курпатова, многие труды других авторов. И имеет устоявшуюся точку зрения.

«А какая же шестая «книга»?» — не удержался от вопроса собеседнику. И оказалось, что это изучение мировой культуры и литературы.

— Наверное, она должна быть первой, — посетовал Барашков. — Но понимание этого пришло значительно позже. Теперь приходится догонять упущенное, находить время для чтения. И все больше убеждаешься, что эта книга прибавляет и мудрости, и знаний. Правда, подчас времени на нее не хватает…

Привязанность лицеистов к Валерию Васильевичу представляется безграничной. К нему постоянно приходят что-то уточнить, о чем-то спросить. А на полках его лаборатории-мастерской собрана целая «отара» фигурок овец. Такими сувенирами, наверное, в дни рождения или иные примечательные даты его одаривала лицейская детвора, явно намекая на фамилию. Учитель, который и сам любит пошутить, обладая недюжинным чувством юмора, с удовольствием принимает эти знаки внимания. Поэтому, по мнению ребят, он классный.

А одна из бывших учениц лицея рассказала, что однажды Барашков пообещал целый год здороваться с учениками по-разному. И обещанное выполнил, ухищряясь произносить приветствия и по-китайски, и по-древнегречески, преподав еще один урок знаний.

Кстати, бывшие ученики Валерия Васильевича уже сами преподают в лицее его же предмет. После окончания Московского инженерно-физического института пришел в коллектив преподавателей Александр Когачевский. По тому, что он многое перенял у своего учителя, а также в силу молодости, старшеклассники, у которых он ведет уроки, приняли его, что называется, без испытательного срока. В классе он — учитель, Александр Александрович. А так — вместе с ними участвует в самодеятельности, в подготовке вечеров. Но пришла повестка на срочную службу: проходит ее в резерве. Это значит, что его ежегодно призывают на учебу в часть, к которой приписан.

Вот и недавно пришлось молодому преподавателю «по делам армии» отлучиться из лицея на месячишко. А уроки в его классах проводил Барашков. Когда Александр Когачевский возвратился после сборов, в первую очередь пришел к своему учителю. И одним из первых вопросов был, как тому показался его класс. Молодому педагогу крайне важной оказалась оценка мэтра. В целом Валерий Васильевич положительно оценил отношение ребят к учебе. Но заметил, что поговорить есть о чем.

А буквально на днях в лицей пришла новость, которой порадовался не только молодой учитель, но и его наставник. Ученица-девятиклассница лицея Алина Шершнева, с которой занимался Когачевский, на областной олимпиаде по физике заняла абсолютное первенство, на порядок опередив всех своих соперников. В этом Барашков усмотрел здоровую преемственность.

— Наверное,такая увлеченность требует каких-то жертв от семьи, поскольку она забирает львиную долю времени, — высказал я свое мнение.

— Семья ведь тоже жила в науке, — заметил на это мой собеседник. — Жена Лидия Ивановна преподавала в лицее математику. Так что заботы у нас, считай, были общие. Младший сын Андрей окончил лицей, работал в Дубне, участвовал в строительстве большого адронного коллайдера. У старшего Михаила диплом Белгосуниверситета. Но сейчас у них свои семьи, они избрали свои пути в жизни.

Правда, в нечастые минуты любит Барашков посидеть с удочкой у водоема. Причем успех или неуспех в рыбной ловле он, как истинный физик, подводит под теорию вероятности.

— Перед своим юбилеем решил к праздничному столу поймать рыбки, — рассказывает. — Поехали на реку с приятелем. Сколько ни бросали спиннинг — нет удачи. Думали, напрасно время потратили. Но стоило приятелю уехать, как поперло… В общем, гости отведали рыбки во всех видах. А эту удачу мы запечатлели на снимке.

…С получением диплома об окончании курса педагогического вуза человек получает юридическое право учить. Но значит ли это, что он — готовый учитель? Наверное, по этому поводу обольщаться не следует. Потому что время требует, чтобы был он не только преподавателем, но и педагогом. А тут даже опыта недостаточно, поскольку нужен склад души, уровень знаний, далеко выходящий за рамки лишь преподаваемого предмета. Именно по такому принципу учит лицеистов Народный учитель Беларуси Валерий Васильевич Барашков. И не только учит, а одновременно учится сам. И остановиться в этом процессе — смерти подобно. Как педагога.

Виктор КУБЕКА