Хитрикова, Г. «Черно-белая» жизнь Зиновия Шегельмана : [могилевский хирург и фотохудожник З. Шегельман] / Галина Хитрикова // Магілёўскія ведамасці. — 2020. — 14 лютага. — С. 22.
Влюбленных в свое дело людей выдают горящие страстью глаза, которая вспыхивает, словно пламя огня, в тот момент, когда затрагивается любимая тема. А еще упорство, выдержка, серьезность и всецелая поглощенность. Таким неистовым в своем хобби был Зиновий Шегельман — один из создателей Могилевской школы художественной фотографии. При том, что был он врачом — работал детским хирургом в областной больнице Могилева. Хорошим врачом. Но и фотография была для него не просто увлечением, которому посвящалось свободное время.
— Ответственный, обязательный, отзывчивый доктор, к которому с уважением и благодарностью относились и дети, и родители — таким запомнился мне этот человек, — вспоминает бывший заведующий отделением детской хирургии Могилевской областной больницы Михаил Еловой. — Он практически весь медперсонал детской хирургии «влюбил» в фотографию — устраивал так называемые «культурные пятиминутки»: ПРИНОСИЛ ф0т0-каталоги выставок, в которых принимал участие, с работами лучших фотографов мира. В семидесятые — восьмидесятые годы прошлого века такие журналы в небольших городах СССР были большой редкостью, поэтому вызывали неподдельный интерес.
Зиновий Шегельман родился в Бобруйске в 1940 году. Он всерьез увлекся фотографией, будучи студентом Ленинградского медицинского института — параллельно с обучением в вузе прошел курс фотографии на вечернем отделении училища бытовых фотографов в Ленинграде. Понял, что этого недостаточно, и до конца учебы посещал занятия народного университета в Ленинграде — отделение фотожурналистики.
А уже в начале 60-х участвовал в крупных выставках вместе с именитыми и опытными мастерами. В то время потеснить их было непросто — каждую фотоработу перед включением в проект утверждала специальная комиссия, строго отслеживающая содержание и тематику. Принципиальное значение для участия в проекте имел опыт автора фотографии. Тем не менее уже первые выставочные фотографии еще совсем юного Зиновия Шегельмана — «Средь шумного бала» и «Фотограф» — вызвали большой резонанс. Признание расправляло крылья и открывало новое дыхание. Он не только искал особенные сюжеты, было желание облачить их в особенную форму. На это ушли годы экспериментов, горы отснятой пленки и испорченной фотобумаги. А в результате появился особый авторский стиль — уникальная техника печати с совершенно потрясающей структурой зерна, а позже — тонирование чернобелых фотографий в два цвета. «Местами оставались и черные детали, что позволяло его фотографиям приобретать выразительную локальную трехцветную окраску. На выставках тонкие и изысканные фотоработы вызывали настоящий фурор. Тогда это было не просто новаторством в фотоделе. Спецэффект давал возможность лучше раскрыть содержание, сделать акцент на нужных деталях. Работа притягивала внимание, было желание ее рассматривать вновь и вновь. А именно такой реакции ожидает каждый фотограф, предлагая работу для выставки. При этом Зиновий никогда методику достижения такого фотографического результата не держал в секрете», — вспоминает Могилевский фотограф Александр Литин, считающий себя учеником Зиновия Шегельмана.
Делиться своим мастерством, результатами экспериментов — еще одна внутренняя потребность талантливого фотографа. Детские фотокружки в Могилеве он вел с первого года переезда из Ленинграда. В 1970-м его избрали председателем фотосекции Могилевского фотокиноклуба «Радуга», что давало возможность заниматься еще и выставочной деятельностью. И в этом непростом деле он проявил незаурядный талант — в его активе 22 национальные и три международные выставки в Могилеве. Принять в них участие признавали за честь известные фотографы Советского Союза. Город начали называть столицей белорусской фотографии.
Но не только лаврами была устлана дорога фотографа. В 1983 году после международной фотовыставки «Мини-фото — 82» (что было совершенно не по рангу периферийному областному центру), в которой приняли участие работы мастеров из Австрии, Англии, Бельгии, Голландии, Испании, Италии, Норвегии, США, ФРГ, Финляндии, Югославии, Японии, на Зиновия Шегельмана посыпались обвинения в антисоветизме за бедность представления темы труда. Его отстранили от работы в клубе, запретили участие в выставках. Не сдался. Не опустил руки. На обвинения ответил сотнями новых работ, новыми наградами на международных салонах. А в 1986 году, на волне перестройки, он стал инициатором организации и одним из лидеров областного фотоклуба «Могилев», который дал путевку в жизнь сегодняшним состоявшимся фотографам города, представляющим его на международных выставочных проектах.
А сорок лет тому именно Зиновий Шегельман протоптал к ним первую тропинку, заставив обратить внимание на работы, сделанные в небольшом и никому не известном городе Могилеве в мало кому известной Белоруссии. Он принял участие более чем в тысяче национальных и международных фотосалонах, награжден сотнями медалей и призов.
В 1988 году хирург-фотограф из Могилева одним из первых в Беларуси стал художником Международной федерации фотоискусства (AFIAP), а в 1992-м ему было присвоено звание excellence (EFIAP) — признание высшего мастерства. Работая во многих жанрах, получил мировое признание как портретист и пейзажист. Его творчество по праву называют мировой классикой фотографии. «В послевоенной любительской фотографии Беларуси Зиновий Шегельман — одна из ключевых фигур. Его награды на выставках, салонах и конкурсах разных континентов — не только оценка его уровня мастерства, а и признание творчества белорусских фотографов и авторитета Зиновия, благодаря чему и проходили международные выставки в Могилеве», — отмечает ветеран белорусской фотографии минчанин Виктор Бугра.
В 1990-м Зиновий Шегельман эмигрировал в Израиль. Но фотографии остался верен до конца жизни. Работая в больнице «Бней-Цион» в городе Хайфе, объединил вокруг себя русскоязычных фотографов, организовав фотоклуб «Цафон» (север — иврит). Благодаря его инициативе и при непосредственном участии был организован первый (и на сегодня единственный) международный фотосалон в Израиле, посвященный 50-летию образования государства. Он признавался в любви своей исторической родине через тонкие и изящные сюжеты, создавая серию за серией неповторимой красоты фотографии. Но Беларусь, несмотря ни на что, оставалась для него местом, куда рвались сердце и душа. Уже в 1992 году в Могилеве в рамках фотофестиваля «Возвращение» он представил лично экспозицию своих последних работ. В 1997 году в родной Могилев он привез выставку израильских фотографов.
Бывал ежегодна в Могилеве в середине лета Зиновий Шегельман и для того, чтобы вместе с друзьями и учениками еще и еще раз «поснимать» родные до слез места, тем самым признавая этот неисчерпаемый источник вдохновения. Такое переключение от пронизанных ярким солнцем израильских пейзажей до спокойной ослепительно-зеленой белорусской природы давало мощный толчок творчеству, поднимая его на все более высокий уровень. Но где бы ни работал мастер, какому бы жанру ни отдавал предпочтение, в его фотографиях нельзя не заметить авторское видение происходящего, творческое и философское осмысление присутствия человека на этой земле. Именно для этого он и брал в руки фотоаппарат.
Одержимый желанием словить особенное мгновение неумолимо мчащегося времени, он не обращал должного внимания даже на проблемы со здоровьем: в 1999 году третий инфаркт настиг его на съемках в районе Мертвого моря. Но остались в музеях мира работы этого удивительного человека и талантливого фотохудожника. И его благодарные ученики в Израиле, Казахстане, Беларуси. 11 февраля нынешнего года они отметили 80-летие своего Учителя: открылись выставки в Хайфе в фотоклубе «Цафон» и в Минске в фотоклубе «Минск», а 15 февраля в Могилевском областном краеведческом музее в 14.00 состоится очередное заседание в рамках проекта «Гасцёўня», посвященное творчеству известного Могилевского фотографа.
Галина ХИТРИКОВА. Фото из архива Александра Литина.