А не сходить ли нам в музей?

Строгина, С. В. А не сходить ли нам в музей? : [интервью с заведующей Могилевским художественным музеем В. К. Бялыницкага-Бирули Светланой Викентьевной Строгиной] / Светлана Викентьевна Строгина ; беседовала Анастасия Печенькова // Веснік Магілёва. — 2019. — 24 июля. — С. 21.

— Расскажите, как изменился музей за время реконструк­ции.

— Музей — это такая консерва­тивная структура, которая мало поддается каким-то коренным изменениям. С другой стороны, время диктует свои условия, и для того, чтобы соответствовать стандартам современного обще­ства, экспозиции должны видоиз­меняться. Это касается и нашего музея. Во время реконструкции здесь заменены окна, двери, все музейное оборудование, проду­ман новый ход экспозиционного пространства. Чтобы посетители имели полное представление о творчестве художника, вся кол­лекция выстроена по периодам жизни Витольда Каэтановича. И так как живопись художника ос­нована на перламутровых тонах, стены были окрашены в более светлые цвета. Сегодня музей обладает таким новшеством, как электронный каталог, в котором хранится весь фотографический и архивный материал.

— Какие экспозиции пред­ставлены в музее?

— Есть постоянные экспозиции. Это экспонаты, касающиеся жиз­ни и творчества Бялыницкого- Бирули. Экспозиция включает в себя художественные произведения, личные вещи, мебель, пред­меты декоративно-прикладного искусства, документы, заботливо предоставленные вдовой худож­ника Еленой Алексеевной в 80-е годы XX века.

Сменные экспозиции предо­ставляют наши друзья и партнеры. Самый главный «поставщик» — На­циональный художественны музей РБ. Кроме того, мы сотрудничаем с Государственным мемориаль­ным историко-художественным и природным музеем-заповед­ником В.Д. Поленова. Также у нас были представлены произведения из Третьяковской галереи. Демон­стрировались живописные работы как самого Витольда Каэтановича, так и художников его ближайше­го окружения: И.И. Левитана, А.Е. Архипова, Н.П. Богданова-Бельского, А.В. Моравова.

— Сегодня музей Бялыницко- го-Бирули можно назвать од­ной из значимых культурных площадок города. Здесь постоянно проводятся различные мероприятия, выходящие за рамки музейного дела…

— Сейчас общество требует но­вых форм работы, в том числе и от музея. Первым новшеством стали «домашние» концерты, на которые мы приглашаем высту­пать музыкантов высокого клас­са. Работаем мы с инклюзивными программами для людей с инва­лидностью. Безбарьерная среда у нас представлена только на пер­вом этаже, но через информаци­онные ресурсы есть возможность показать, что происходит в других залах. Также в рамках програм­мы в январе этого года прошла выставка инвалида-колясочника Галины Шикуновой «Рождествен­ская открытка», в декабре этого года планируется подобная экс­позиция, но уже другой художни­цы — Зои Ракузовой.

Еще один интересный арт- проект «Мир глазами молодых» мы организовывали совместно с преподавателями и учащимися колледжа искусств. Через творче­ские работы ребята должны были отразить то, чем они живут, что их волнует. Оказалось — многое. Это вопросы экологии, здорового образа жизни, морально-нравственные проблемы.

— К новым формам работы можно отнести еще одну ин­тересную задумку музея: лет­нюю сцену?

— Определенно. Нашему музею повезло с расположением и на­личием собственного внутреннего дворика. Естественно, мы нача­ли думать, как можно использо­вать это пространство. Вот тогда и пришла идея с летней сценой. Мы провели три вечера на све­жем воздухе. Каждый раз были отдельно представлены детская и взрослая программы. 1 июня, в Международный день защиты детей, прозвучало произведение Прокофьева «Петя и Волк», в честь юбилея Чарли Чаплина организо­ван просмотр «немых» фильмов, концерты музыки барокко, моно­спектакль «Маленький принц» на музыку Е. Глебова для самых маленьких и многое другое. Эти встречи показали, что такого фор­мата «открытых» мероприятий, вне стен душных залов, жителям и гостям города не хватало.

— Своим примером вы разру­шаете стереотипы. Как вы счи­таете, у музеев есть будущее?

— Я не могу отвечать за все му­зеи. Но художественный музей Бялыницкого-Бирули, который я знаю и люблю, всегда будет со­временен. Что стараются посетить в первую очередь туристы, при­ехав в чужую страну? Как правило, художественный музей — будь то Лувр, Эрмитаж или Третьяковка. Казалось бы, есть Интернет, который позволяет тебе виртуально путешествовать по всем музеям мира, изучать, не выходя из ком­наты, картины великих художни­ков. Это нормально. Но ни одна, даже самая хорошая съемка, не передаст той красоты и энергети­ки, которыми обладает оригинал произведения.

— Откройте секрет, чем еще в летнем сезоне удивит могилевчан необычный музей?

— С радостью поделюсь плана­ми. Следующие творческие встре­чи пройдут 8, 9, 10 августа. Пер­вый вечер будет музыкальным: минская пианистка Даша Мороз сыграет мелодии из известных ки­нофильмов. На следующий день гостей ожидает немое кино, со­провождаемое игрой тапера. Тему последнего вечера пока оставим загадкой. Завершится сезон лет­них сцен 31 августа. Работники музея сделают все, чтобы финал стал очень красивым и оставил яр­кое воспоминание у жителей горо­да до следующего лета.

— Быть может, уже планиру­ете мероприятия осеннего се­зона?

— Да, конечно. Так как летняя сцена имеет ограничение сезон­ности, думаем о том, что можно провести в стенах музея помимо «домашних» концертов. Сейчас рассматриваем идею проведения поэтических вечеров. Для начала хотели бы почитать Пушкина. Бялыницкий-Бируля вырос на сказ­ках Александра Сергеевича, даже написал целую серию работ, по­священных гению. Также есть задумка театрализации моноспекта­клей, ведь театр тоже был близок Бялыницкому-Бируле: его един­ственная дочь играла во МХАТе. Как видите, все вращается вокруг личности Витольда Каэтановича.

Беседовала Анастасия ПЕЧЕНЬКОВА